Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:18, контрольная работа
Система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты.
Введение……………………………………………………………………….….....3
1. Понятие финансового права……………………………………………………..4
2. Строение финансового права…………………………………………………....6
3. Особенности финансового права………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………...11
Список литературы……………………………………………….………………12
«Институт права и экономики»
Контрольная работа
По дисциплине: «Финансовое право»
На тему: «Система финансового права: понятие, строение, особенности»
Выполнила:
Студентка 3-го курса
Юридического факультета
Группы Ю 5-1
Селезнёва Н.Ю.
Проверил: Старостин Н.Н.
Липецк
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие финансового права……………………………………………………..4
2. Строение финансового права…………………………………………………....6
3. Особенности финансового права………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В данном реферате рассматривается тема: «Система финансового права: понятие, строение, особенности». Целью реферата является: изучить и описать систему финансового права: понятие, строение и особенности. С поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие финансового права.
2. Описать строение финансового права.
3. Просмотреть особенности финансового права.
Система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты.
Наиболее крупные
Приступим к изучению реферата.
1. Понятие финансового права.
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций[3, c. 27].
Финансовое право – это самостоятельная отрасль российского права. Такой подход к финансовому праву обусловлен наличием специфического предмета и метода правового регулирования, источников права.
Финансы – одна из экономических категорий, на ряду с такими как цена, прибыль, кредит и т.д. она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятием «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать иденчичными[1, c. 8].
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Финансово-правовые нормы представляют собой исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определённые правовые институты и подотрасли. Институты – это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующие однородные общественные отношения определённой узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права – более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства[2, c. 28].
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направлять и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идёт институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию.
Эффективность норм финансового законодательства обеспечивается системой правовых принципов, общих для всех подотраслей финансового законодательства и обеспечивающих их связь между собой.
Поскольку финансово-правовые нормы – это установления государства, то все финансовое право состоит из двух частей – Общей и Особенной.
2. Строение финансового права.
Система финансового права – объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности[5, c. 47].
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты.
Наиболее крупные
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые нормы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в данной области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение .
Нормы Общей части
финансового права
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
а) бюджетной системы;
б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
в) финансов государственных и муниципальных предприятий;
г) государственных и муниципальных доходов;
д) государственного и муниципального кредита;
е) организации имущественного и личного страхования;
ж) государственных и
з) банковского кредитования;
и) денежного обращения и
к) валютного регулирования.
Бюджет это – доходы
и расходы государства, поэтому
естественно, что самостоятельный
раздел финансового права –
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идёт институт расходов в государстве. Сюда относится бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует, наверное, сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.
Поскольку финансовая деятельность – это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для финансовой деятельности государств большое значение имеет присутствие на финансовом рынке иностранной валюты.
Для банковской деятельности очень важен порядок расчётов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчёты, также выделяются в отдельной финансово-правовой институт.
Таким образом, в системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев[5, c. 50].
Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.
3. Особенности финансового права.
Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они, в отличие от норм других отраслей права, регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач[2, c. 15].
Это выражается в особенностях:
а) содержания финансово-правовых норм;
б) характера
установленных в них
в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;
г) способов защиты прав участников финансовых отношений.
Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д. Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Совокупность финансово-
Научная обоснованность системы права, построение её на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.)[2, c. 16].
Заключение
Подводя итог данной работы можно сделать следующие выводы и заключения.
В системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.
Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.
Также отображены основные задачи:
Информация о работе Система финансового права: понятие, строение, особенности