Служебная и коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:04, доклад

Описание работы

По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.
Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектам хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.

Содержание работы

Введение 3
Общие вопросы защиты предпринимательской 4-7
информации
Специальные вопросы защиты предпринимательской 8-10
информации
Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне 11-14
предприятия.
Режимные меры, направленные на предотвращение 15-18
утечки сведений, составляющих предпринимательскую
(коммерческую) тайну.
Коммерческий шпионаж 19-26
Заключение 27
Литература 28

Файлы: 1 файл

правовое обеспечение информационной безопасности.docx

— 66.82 Кб (Скачать файл)

Данный перечень не является исчерпывающим.

Указанные сведения не являются предметом защиты от ознакомления с  ними третьих лиц, но это не исключает  их охраны от общеуголовных преступлений.

Вторая группа сведений характеризуется  тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается прежде всего рекламной информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции. Практически реклама широко начинает входить в нашу жизнь. Однако пропаганда и широкое распространение рекламы имеют не только положительную, но и отрицательную сторону для предпринимателя. Суть в том, что рекламная информация становится достоянием не только законопослушных граждан (на которых она и рассчитана), но и преступных элементов. Предпринимательская информация, рекламируемая в газетах, в журналах, по телевидению, радио помогает преступникам выйти на объект будущего посягательства, изучить его слабые (уязвимые, например, для закона отдельные виды деятельности, различного рода махинации) стороны, а затем принять решение, каким способом получить для себя от него выгоду.

Предприниматель, рекламирующий  свою деятельность, должен быть готов  к возможному посягательству и своему ответному действию. Некоторые из них, в подобных ситуациях, пытаются найти защиту от преступников у таких же преступников, но из другой группировки. В итоге, запутавшись с преступным миром, попадают под их полное влияние, а иногда лишаются своих предприятий (фирм).

Целесообразнее все же защиту искать не у тех же преступников, а в службах по борьбе с организованной преступностью (милиции или органов  госбезопасности), частных сыскных  организациях.

Что касается предпринимательства  в сыскной сфере деятельности, то она начинает получать достаточное  освещение в прессе, включая интервью отдельных сотрудников об оказываемых  услугах (кому и в каких случаях).

Кстати, в Великобритании частным детективным службам  запрещается рекламировать оказываемые ими услуги в средствах массовой информации. Единственным источником, рекламирующим их деятельность, является, специально издаваемый в этих целях, справочник.

Итак, предприниматель, рекламирующий  свою деятельность, должен знать, с  какими препятствиями он может столкнуться, и как он сможет их преодолеть в  своей конкретной ситуации. Не выход  из данного положения и конспирация  предпринимательской деятельности, как пытаются это делать некоторые фирмы. Без клиентуры, в зависимости от видов хозяйствования, они не будут иметь необходимой прибыли. Выход один - обеспечить свою безопасность с помощью государственных и частных форм защиты.

К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственную ценность для предпринимателя, и на них не распространяется законный доступ третьих лиц. С понятием ценной информации мы уже определились. Проблема состоит в том, кто и как  должен обеспечить сохранность информации.

Если обратиться к законодательным  актам, то ни один из них не ставит прямо  под свою защиту данный вид собственности. Если допустить, что такая норма  имелась бы, например, в уголовном кодексе, то это еще не говорило бы о том, что предпринимательская информация надежно запрещена. Наличие нормы предполагает, что в случае нарушения содержащегося в ней запрета, виновный понесет соответствующее наказание. Положительным в плане предупреждения такого преступления служил бы еще сам факт наличия такой нормы, т.е. запрет на совершение указанного действия, ибо за него наступит ответственность. Действующее законодательство подобных условий пока не создает.

 

  1. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия.

 

В данном разделе мы будем  употреблять только термин “коммерческая  тайна”, так как действующее законодательство оперирует именно им и не упоминает  термина “предпринимательская тайна”. Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в “Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия”  (далее Перечень), утверждаемом руководителем  предприятия. При разработке Перечня  необходимо учитывать требования постановления  Правительства Российской Федерации  от 5.12.91г. №35 “О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”.

Практика показывает, что  данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается  комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности (или РСО).

Для подготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне  предприятия, целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как с деятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений. Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:

  • специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм;
  • -специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности;
  • -специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров;
  • специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее практикования и производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).

Если предприятие достаточно велико или производимая продукция  имеет разнородный характер, можно  создать несколько таких групп: одну - главную, в целях координации  и обобщения результатов работы, остальные в зависимости от необходимости  по каждому отдельному участку.

С другой стороны, не исключено, что предприятие может состоять лишь из нескольких человек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную задачу способен решить один руководитель, при условии, что он будет владеть перечисленной выше информацией. Но все же, во избежание субъективных ошибок, лучше рассматривать эти вопросы как минимум вдвоем.

Как уже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты, обладающие полным объемом данных, которые могут быть отнесены к  коммерческой тайне. Однако это не означает, что следует обязательно знакомить  всех привлекаемых экспертов с конкретными  сведениями, могущими представлять коммерческую тайну, если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев  достаточно, если хотя бы один из них  осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные  представляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной и исключит уже  на первом этапе возможные предпосылки  к необоснованному распространению  коммерческой тайны.

Далее, перед группой экспертов  необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

а)  выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент;

б)  исходя из имеющихся  данных о рынке сбыта, оценить превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий;

в)  определить вероятную  перспективу рентабельности этой деятельности.

Если с экономической  точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и  в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.

В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.

Так, для сведений научного характера - это, как правило:

  • идеи, изобретения, открытия;
  • отдельные формулы;
  • новые технические проекты;
  • новые методы организации труда и производства;
  • программное обеспечение ЭВМ;
  • результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

  • конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;
  • описания технологических испытаний;
  • “ноу-хау”;
  • точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.);
  • сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.;
  • используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.
  • Для сведений делового характера:
  • сведения о заключенных или планируемых контрактах;
  • данные о поставщиках и клиентах;
  • обзоры рынка, маркетинговые исследования;
  • информация о конфиденциальных переговорах;
  • калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли;
  • планы развития предприятия и его инвестиций.

Если в выделении узловых  сведений возникают проблемы, то можно  изучить рассматриваемый вид деятельности по отдельным технологическим этапам, по логическому алгоритму действий, по временным отрезкам. В любом случае полезными будут аналогичные примеры организации защиты секретов западными фирмами.

Так, крупнейшие в мире производители  прохладительных напитков фирмы  “Кока-Кола” и “Пепси-кола” выделяют в качестве главных секретов специальные добавки в концентрат, из которого изготавливаются напитки. Американские машиностроительные и приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики.

Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может  применять широко известные методы организации производства, технологические  приемы, оборудование и т.п. и при  этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких  данных, сам факт их применения может  являться коммерческой тайной.

Некоторые предприятия получают прибыль за счет монопольного положения  на рынке, т.е. отсутствия производителей такого же вида товара в данном регионе. Не следует в этом случае пренебрегать своевременными мерами по защите коммерческой тайне, т.к., используя свободный доступ к необходимым данным, даже небольшое предприятие способно быстро организовать аналогичное производство и составить конкуренцию.

Нельзя использовать отнесение  каких-либо сведений к категории  коммерческой тайны в целях уклонения  от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения  ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий.

Результатом работы экспертов  должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

Вполне естественно, что  по мере необходимости этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне.

Перечень доводится до структурных подразделений и  соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и  приведения в соответствие с ним  грифа работ (целесообразно применять гриф “коммерческая тайна”), документов и изделий.

Исполнитель и руководитель, подписывающий документ, оценивают  при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.

При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем углу должен быть поставлен  гриф. Например, “коммерческая тайна”.

Информация о работе Служебная и коммерческая тайна