Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:04, доклад
Социальное страхование - механизм реализации социальной политики государства и способ ее финансирования. Социальное страхование сочетает два принципа управления социальными рисками: социальное регулирование и собственно страхование. Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, а принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей, ь процессе своего развития социальное страхование превратилось
Социальное страхование
Социальное страхование - механизм
реализации социальной
В истории известны различные методы управления социальными рисками:
• прямое финансирование и компенсация ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);
• обязательное социальное страхование;
• корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятия (коллективные формы страхования);
• индивидуальное страхование на коммерческих условиях;
• общественная благотворительность;
•льготное налогообложение социально уязвимых категорий граждан (малообеспеченных, престарелых, нетрудоспособных);
• регулирование заработной платы и установление минимального размера оплаты труда.
Социальное страхование
Основной предпосылкой появления
социального страхования
В странах ЕС объем средств социального страхования в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета, выделяемые на социальную помощь, и в 3 раза - средства, поступающие за счет индивидуального коммерческого страхования от социальных рисков. В России средства социального страхования составляют около 70% общего объема расходов на обязательную социальную защиту населения.
Социальное страхование
•обязательность для всех участников (работников, работодателей, государственных учреждений);
• распределение обязанностей по уплате страховых взносов в фонды социального страхования между работниками и работодателями с привлечением по мере необходимости средств государственного бюджета;
• размеры страхового взноса соответствуют той степени социальной защиты, которая необходима населению исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;
• социальные выплаты определяются степенью потребности социальной помощи и зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;
• право на получение социальной
выплаты определяется фактами наступления
социального риска и уплатой
страховых взносов без
Финансовую основу социального страхования составляют обязательные (в силу закона), всеобщие (для всех работодателей и в отдельных случаях работников) и равные (в одинаковой доле от фонда оплаты труда) страховые взносы. Социальное страхование не преследует цели получения прибыли, и все доходы, например от инвестирования временно свободных средств, направляются только на социальные цели. Социальное страхование основано на принципах солидарности (равные условия и равные, по отдельным видам социального страхования, размеры страховых выплат при существенно различном абсолютном размере страховых взносов для разных страхователей), которые упрощенно можно сформулировать как «богатый платит за бедного, здоровый за больного».
Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве стран сохраняются три основные его отрасли: пенсионное, медицинское (больничное), от несчастных случаев. Еще недавно в России существовала четвертая отрасль - от безработицы. Постепенно формируется новая отрасль - страхование по долгосрочному уходу. Как отдельная отрасль такое страхование действует только в Германии. Развитие отдельных отраслей социального страхования определяется следующими основными факторами:
• уровень социального риска в обществе, который выражается в доле населения, утратившего доход по этой причине;
•степень потери дохода (полной или частичной, постоянной или временной);
• мера покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из текущих задач социальной политики.
Начало новому российскому социальному страхованию было положено в декабре 1990 г. созданием Пенсионного фонда РФ (ПФР) в силу Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» и Фонда социального страхования (ФСС) как преемника советского социального страхования Всесоюзной организации профсоюзов. В 1992 г. был образован Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ) в силу Закона «О занятости населения в РСФСР», а в 1994 г. - федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) в соответствии с новой редакцией Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
Основной причиной реорганизации
советской системы социального
обеспечения стал хронический дефицит
бюджета из-за неуплаты налогов и
экономического кризиса. Благодаря
реорганизации удалось
Источником наполнения внебюджетных фондов является единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателями с фонда оплаты труда и других выплат в пользу работников.
Система социального страхования включает четыре отрасли, управляемых тремя внебюджетными государственными фондами:
• государственное социальное страхование (ФСС);
• обязательное страхование от несчастных случаев (ФСС);
• обязательное медицинское страхование (федеральный и территориальные фонды ОМС и ПФР);
• обязательное пенсионное страхование (ПФР).
Собственно государственное