Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:34, реферат
Цель исследования является характеристика субъектов финансового права РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие субъекты финансово-правовых отношений,
дать классификацию субъектов финансового права
выявить видовые особенности субъектов российского финансового права
Ведение…………………………………………………………………….3
Глава I. Общетеоретическая характеристика субъектов финансового права. Понятие субъект финансового права……………………………4
Классификация субъектов финансового права……………………………7
Глава II. Характеристика и видовые особенности субъектов финансового права РФ………………………………………………………………….7
2.2 Коллективные субъекты финансового права……………………..10
2.3 Индивидуальные субъекты финансового права………………….15
Заключение…………………………………………………………… . 20
Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).
Российское государство
— субъект финансового права
не только в целом, но и в качестве
субъектов РФ, через которые также
реализуется суверенитет
Следующий общественно-территориальный
субъект финансового права —
муниципальные образования. Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» определяет
муниципальное образование как
городское или сельское поселение,
муниципальный район, городской
округ либо внутригородскую территорию
города федерального значения (ст. 2). Особый
правовой статус муниципальных образований
проявляется в том, что именно
к ведению муниципальных
Исходя из ст. 5, 8, 15 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав: формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов, а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав.
Кроме того, согласно ст. 139 и
141 БК РФ, а также ФЗ «О финансовых
основах местного самоуправления в
Российской Федерации» из бюджета субъекта
РФ местному бюджету выделяются: а)
средства из фонда финансовой поддержки
муниципальных образований; б) субвенции
и иные формы помощи, предусмотренные
бюджетным законодательством
Во всех вышеперечисленных
случаях муниципальные
Важный гарант самостоятельности
муниципального образования - это его
финансовая независимость, которая
предоставляет возможность
Осуществляя финансовую деятельность
и решая вопросы местного значения,
муниципальные образования
В соответствии с названным
Федеральным законом, БК РФ и НК РФ
муниципальное образование
2.2 Коллективные субъекты финансового права
Большой круг субъектов финансового права составляют коллективные субъекты. Под коллективными субъектами финансового права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое.
Существование коллективных субъектов в нашем государстве, обусловлено объективными причинами, в том числе и динамично развивающимися рыночными отношениями, оказывающими значительное влияние на их качественный состав и разнообразие. К ним относятся, за исключением публичных субъектов, организации с правами юридического лица, а также субъекты, не обладающие признаками таковых (объединения, союзы, филиалы, представительства и др.). Резюмируется, что большая часть коллективных субъектов финансового права представлена органами государственной власти федерального и регионального уровня, органами местного самоуправления.
Среди коллективных субъектов
выделяется круг участников, присутствие
которых в финансовых правоотношениях
обязательно. Императив участия
в финансовой деятельности относится
к органам государственной
К коллективным субъектам финансового права относятся:
а) органы государственной власти;
б) Центральный банк РФ;
в) коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;
г) организации (предприятия, бюджетные учреждения).
Основанием для признания органов государственной власти субъектами финансового права является наличие у них компетенции в области финансовой деятельности государства. Коллективными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти.
Органы государственной
власти, являясь коллективными
Финансово-правовой статус коллективных субъектов, обладающих властными полномочиями, характеризуется двойственной природой. С одной стороны, они выполняют волю публичного субъекта и реализуют его функции, и у них, непременно, присутствует интерес для осуществления публичной финансовой деятельности, а, значит, и финансового контроля. С другой, - это самостоятельные участниками в финансовых отношениях: платят налоги, получают кредиты, бюджетные ассигнования и т.п.
В круг представительных и исполнительных органов государственной власти в качестве субъектов финансового права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а органов исполнительной власти — органы как общей, так и специальной компетенции.
Представительные органы государственной власти выступают в качестве коллективных субъектов финансового права осуществляя главным образом государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. Так, на федеральном уровне в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ, находится контрольно-бюджетный комитет, наделенный этой функцией. Кроме того, государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления финансовой деятельности государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государственной власти выступают не как коллективные субъекты финансового права, а от лица государства как субъекта финансового права.
К коллективным субъектам финансового права относится также и Центральный банк РФ. Как уже отмечалось, Центральный банк РФ является органом, осуществляющим финансовую деятельность государства. Поэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права. Это имеет место тогда, когда в соответствии со ст. 23 ФЗ о Центральном банке РФ, он выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в ряде случаев Центральный банк РФ выступает не как орган, осуществляющий финансовую деятельность государства, а является лишь участником отношений в сфере государственных финансов. Так, в соответствии со ст. 26 ФЗ о Центральном банке РФ 50% прибыли Банка России перечисляется в доход федерального бюджета. В аналогичном качестве Центральный банк выступал до 1996 г., когда выделял кредиты Правительству РФ на покрытие дефицита и временных кассовых разрывов по бюджету. Наконец, Центральный банк РФ является участником отношений в сфере финансов и тогда, когда получает из федерального бюджета средства на затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ. Во всех этих случаях Центральный банк РФ выступает не как уполномоченный государством орган, а просто как юридическое лицо. Поэтому, являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.
Помимо Центрального банка РФ к коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки, выступающие в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.
Коммерческие банки являются субъектами финансового права обладая правом валютного контроля предприятий, направленным на обеспечение расходов государства. Кроме того, коммерческие банки являются коллективными субъектами финансового права в отношении права установления предприятиям кассового лимита и контроля за порядком ведения кассовых операций. Эти права коммерческих банков установлены постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 января 1992 г. «О безотлагательных мерах по реализации налично-денежного обращения в Российской Федерации». Их финансово-правовой характер, а значит, «вовлеченность» в процесс финансовой деятельности государства обусловлен направленностью на более полное и своевременное внесение в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ведь ограничение предприятия «по кассе» гарантирует производство основной массы операций в безналичном порядке через расчетный счет. В этом случае коммерческий банк выступает как орган, наделенный государством властными полномочиями.
Коллективными субъектами финансового права, помимо перечисленных, являются организации (предприятия, бюджетные учреждения). Последние обладают финансовой правосубъектностью в отношении:
прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований
прав на получение бюджетных кредитов
обязанностей на перечисление в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия и части прибыли государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения
обязанностей по уплате налогов и сборов
обязанностей налоговых агентов
прав на участие в процессе составления проекта бюджета (сметный процесс)
обязанности представлять в налоговые органы информацию.
Среди коллективных субъектов финансового права особым правовым статусом обладают малые предприятия, поскольку вступают в финансовые правоотношения с публичными субъектами на особых (как правило, льготных) условиях. Так, приоритетным направлением государственной финансовой политики считается развитие льготного кредитования субъектов малого бизнеса ; малые предприятия уплачивают налоги по упрощенной системе; в малых предприятиях применяется ускоренный порядок начисления амортизации ; аудит финансовой деятельности малых предприятий осуществляется по особым правилам (стандартам).
В определенных финансовым
законодательством
Самостоятельными субъектами финансового права, относящимися к разновидности коллективных, являются учреждения и организации. Для названной группы субъектов основными целями деятельности является выполнение государственных или муниципальных функций.
Финансовая деятельность учреждений и организаций не предназначена для извлечения прибыли и распределения ее между участниками, поэтому выполнение публичных функций влечет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета. Например, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Следовательно, деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося. Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В системе коллективных субъектов финансового права интересной особенностью обладают аудиторские организации, проводящие обязательный аудит. Общий правовой статус аудиторских организаций определен Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» . Финансово- правовой статус аудиторская организация приобретает в том случае, если она выступает контрольным органом по осуществлению обязательного аудита, поскольку именно этот вид аудита относится к финансовому регулированию и имеет публично- правовой характер, так как направлен на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности официального бухгалтерского учета.
Организации являются коллективными
субъектами финансового права, выступая
в качестве налоговых агентов. Согласно
п.2 ст. 9, 24 НК РФ налоговыми агентами признаются
организации, на которые возложены
обязанности по исчислению, удержанию
у налогоплательщика и
правильно и своевременно
исчислять, удерживать из денежных средств,
выплачиваемых
в течение одного месяца
письменно сообщать в налоговый
орган по месту своего учета о
невозможности удержать налог у
налогоплательщика и о сумме
задолженности