Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 15:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы государственного контроля в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
проанализировать исторический процесс формирования системы государственного контроля;
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
дать общую характеристику финансовому контролю в России.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ОБРАЗОВАНИИЯ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Выполнил:
студентка 1 курса
группы Э 4/1
Ермакова Любовь
очно-заочная форма обучения
специальность: экономист-менеджер
Руководитель:
Муравейник Е.В.
Ростов-на-Дону
2010
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Коренные перемены в социально-экономическом строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших рычагов финансово-хозяйственного управления – финансового контроля.
Ликвидация административно-командной системы управления экономикой со всесторонней регламентацией хозяйственной деятельности серьезно поколебала основы сложившейся ранее системы финансового контроля, который престал отвечать потребностям общества, его социально-экономическом реалиям. Это не замедлило проявиться на практике, вызвало ряд негативных последствий.
Как свидетельствует мировой опыт, цивилизованное экономическое развитие возможно только при соблюдении установленных государством законов и норм и защите интересов граждан. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Для России в высшей степени актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами социально-экономического и политического положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в периодических изданиях.
Цель данной курсовой работы – охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы государственного контроля в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
Объектом изучения работы является финансовый контроль.
Предмет изучения – сущность финансового контроля, его организация и функционирование.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, подведены итоги проделанной работы.
Глава 1. Общая характеристика системы государственного финансового контроля
1.1 Исторические аспекты формирование системы финансового контроля в условиях рыночной экономики (сравнение с плановой экономикой)
Вопросы организации контроля за общественными финансами играют важную роль в жизни любого государства. А хорошо отлаженная система контроля является неотъемлемым атрибутом эффективно функционирующего демократического общества.
В настоящее время чрезвычайно интересно и важно рассмотреть российскую историю преобразований, происходящих в этой сфере, чтобы извлечь уроки, выявить тенденции и взаимосвязи, а также определить основные направления изменений в организации контроля, отвечающие принципам лучшей практики управления общественными финансами.
В Древнерусском государстве специальные финансово-контрольные учреждения отсутствовали; управление финансами, слабо развитое в то время, сосредоточилось в учреждениях, осуществляющих общее управление государством, а именно в Боярской Думе — постоянном Совете князя, стоявшем во главе управления государством.
В XI—XIII веках контрольные функции за действиями властей осуществлялись народом через вече, своего рода древний орган представительной власти в России. Ещё одним органом, осуществлявшим функции контроля в эту эпоху закон устанавливал князя.
Народные восстания в странах Западной Европы (в Англии, Франции и других странах) против абсолютизма и налогового гнета и буржуазные революции XVII века, возглавляемые парламентами, добивавшиеся также установления контроля над государственными финансами, закончились поражением. Однако при этом проводимая в этих странах политика меркантилизма стала осуществляться под определенным контролем (например, во Франции с 1665 по 1683 годы контроль над финансами осуществлял суперинтендант финансов Ш.-Б. Кольбер). В конечном итоге установление парламентского контроля над государственными финансами преследовало политические цели и стремилось к превращению контрольных органов в специальный инструмент политического воздействия на власть монарха.
Следующий этап в развитии системы государственного контроля связывается с Петром I, который заботился об устройстве правильной «счетной и контрольной части». Учрежденный 22 февраля 1711 года Правительствующий сенат должен был, во-первых, собирать как можно больше денег, «понежели деньги суть артерии войны», а во-вторых — «смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные отставлять». Таким образом, обязанности Государственного контроля возлагаются на Сенат, при котором в качестве параллельных и отчасти подчинённых органов состояли Ближняя канцелярия (до 1719 года) и Ревизион-коллегия (начиная с 1720 года), проверявшие ведомости о приходе и расходе сумм, поступивших после проверки их камер- и штатс-конторами.
При Екатерине I (1725—1727) высшим учреждением в государстве, а, следовательно, и высшим финансовым учреждением, стал Верховный тайный совет. Он был учрежден 8 февраля 1726 года в составе шести членов под председательством императрицы. В финансовом управлении Сенат стал подчиняться Верховному тайному совету, который указом от 1 ноября 1727 года был уполномочен рассматривать ведомости о приходе и расходе денежной казны и провианта.1
В царствование Анны Иоанновны издается важный в истории финансового контроля правовой акт «Регламент или инструкция Ревизион-коллегии» (1733). Акт этот раскрывал тяжелое положение с контрольным делом. Поэтому для облегчения работы Ревизион-коллегии было создано девять счетных комиссий, а также Генеральная счетная комиссия, на которую была возложена ревизия запущенных счетов за прошлые годы.
Манифестами от 25 июля 1810 года и 25 июня 1811 года управление государственными доходами и расходами было разделено на 3 части, из которых первая была вверена министру финансов, вторая — государственному казначею, третья — государственному контролёру. Государственному контролёру были даны все права министра и поручено высшее наблюдение за проверкой счетов по всем военным и гражданским департаментам. Обычно государственный контролер присутствовал на заседаниях Сената. Большое значение имело и то, что государственный контролёр получил право непосредственного доклада императору. А это означало, что по сравнению с законодательствами Западной Европы, идея независимого Государственного контроля в России получила наиболее широкое развитие. Государственному контролеру на правах отдельного министерства были даны полномочия не только следить за правильностью оформления доходов и закономерностью расходования финансовых средств, но и вменено в обязанность сообщать Государственному совету свои заключения по всем сметам, представляемым другими министерствами на утверждение Государственного совета, а также представлять императорской власти отчёты, в которых произведенные расходы должны были рассматриваться с точки зрения правильности и хозяйственной эффективности.
Эта реформа не принесла положительных изменений, поскольку требования Государственного контроля о доставлении сведений присутственными местами практически не исполнялись по причине острого сопротивления приближенных императора, отстаивавших свои частные интересы, и отсутствия чиновников, знающих порядок составления отчетов. И опять контроль превратился в наблюдательный, а все учреждения проверяли сами себя и представляли свои отчеты по соответствующим департаментам министерств.
После смерти Александра I на престол Российской Империи вступил Николай I (1825—1855).
Вслед за укреплением государственной власти началось укрепление органов государственного контроля России. В 1827 года при Министерстве императорского дворца был учрежден особый контроль, независимый от Государственного контроля.
В итоге обсуждения проекта реформы на Государственном совете Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в Государственный контроль. Наряду с этим были установлены правила отчетности для министерств и главных управлений, а в 1836 году окончательно сформировалась так называемая «система генеральной отчетности», которая просуществовала до первых лет царствования Александра II (1855—1881).2
В этом же 1836 году было утверждено новое положение о Государственном контроле, которое изменило его устройство и расширило права. Государственный контроль теперь состоял из Совета Государственного контроля, контрольных департаментов для ревизии счетов гражданского, военного и морского ведомств, канцелярии Государственного контроля, контрольного архива.
После Октябрьской революции 1917 года государственному контролю уделялось видное место в осуществлении экономической политики новой власти. При этом финансовый контроль не отделялся от учета. Однако нельзя сказать, что во всех случаях государственный финансовый контроль был независим и проводился с соблюдением принципа законности.
Первым шагом в реформировании контроля стало образование в конце октября 1917 года при старом Государственном контроле Коллегии Государственного контроля и назначение Советом Народных Комиссаров временного заместителя Народного комиссара по государственному контролю. В состав Коллегии вошли лица, избранные Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК).
Решающим шагом в направлении слома старого аппарата государственного контроля после победы Революции был сделан 18 января 1918 года. В этот день Совет Народных Комиссаров издал декрет «О Центральной контрольной коллегии и местных учетно-контрольных коллегиях и комиссиях». Этим декретом старые органы Государственного контроля были отстранены от осуществления контроля. Устанавливалась новая система контрольных органов, центральным звеном которой стала Центральная контрольная коллегия, созданная ВЦИК. Положение в значительной степени расширяло сферу деятельности контроля и компетенцию его органов. Впервые устанавливалось их право наблюдать не только за законностью и правильностью поступления средств и исполнения расходов, но и за их целесообразностью. Одновременно органам государственного контроля предоставлялось право самостоятельно вводить предварительную и фактическую ревизию подотчетных учреждений.
В связи с началом гражданской войны и исходя из новых задач государственного строительства, Постановлением ВЦИК от 2 мая 1918 года и Постановлением СНК от 11 мая 1918 года Государственный контроль был преобразован в Народный комиссариат государственного контроля во главе с Народным комиссаром и Коллегией. При этом преобразование Государственного контроля было определено статьей 47 Конституции РСФСР 1918 года, в которой определялось, что Народный комиссариат государственного контроля в лице своего Народного комиссара и Коллегии всецело был ответственен перед Советом Народных Комиссаров РСФСР и ВЦИК. В то время страна остро нуждалась не только в системе финансового контроля, но и в сильном государственном административном контроле, в контроле за исполнением решений государственной власти.3
30 апреля 1923 года Постановлением Президиума ЦИК Наркомом Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) был назначен Валериан Владимирович Куйбышев (1923—1926; 1934—1935), который сразу же развернул работу по повышению эффективности деятельности государственного контроля. При этом одной из первых задач В. В. Куйбышева стала разработка нового Положения о Народном Комиссариате РКИ с учетом опыта предшествующей работы.
В результате этого анализа было разработано и 12 ноября 1923 года утверждено Положение о Народном Комиссариате РКИ ЦИК СССР. Функция РКИ по совершенствованию государственного аппарата стала основной. Но РКИ по-прежнему оставалась органом государственного финансового контроля. Так, в соответствии с Положением о Народном Комиссариате РКИ СССР на Рабкрин была возложена обязанность тщательно изучать бюджет Союза и союзных республик и местные бюджеты, учитывать опыт их исполнения с точки зрения финансовой реальности и хозяйственной целесообразности, давать заключения по отчетам исполнения росписи государственных доходов и расходов, составляемых народными комиссариатами финансов СССР и союзных республик. На РКИ возлагалось также проведение обследований и изучение производственных планов и их выполнение хозяйственными организациями, а также выполнение плановых заданий административными и культурно-просветительными органами.
В обязанность РКИ входила проверка деятельности всех государственных и общественных предприятий и их объединений (в том числе кооперативных и профсоюзных, акционерных компаний, смешанных обществ, концессионных предприятий, субсидирующихся государством или оперирующих при участии государственных средств) с точки зрения достигнутых на деле результатов и систематическое инспектирование их на основе материалов обследования и научных данных. РКИ была обязана осуществлять наблюдение за проведением в жизнь законов и постановлений органов государственной власти с тем условием, что это наблюдение устанавливалось в первую очередь за исполнением норм, направленных на совершенствование государственного аппарата.