Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:12, курсовая работа
Анализ (без привязки его к хозяйственной деятельности и выделения в самостоятельную науку) существует с незапамятных времен, являясь весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека. Анализ представляет собой процедуру мысленного, а также часто и реального расчленения объекта или явления на части; процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, уровня абстракции используемых познавательных процедур и способов их реализации анализ выступает в различных формах, являясь часто синонимом исследования как в естественных, так и общественных науках (химический анализ, математический анализ, финансовый анализ и т. п.).
Анализ доходности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности – это сумма прибыли, или доходов. Относительный показатель – уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным соотношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции. В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие.
Финансово устойчивым считается
такое предприятие, которое за счет
собственных средств покрывает
средства, вложенные в активы, не
допускает неоправданной дебито
Характеристика финансовой устойчивости включает в себя анализ:
Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников. При анализе кредитоспособности используется целый ряд показателей. Наиболее важными из них являются, норма прибыли на вложенный капитал и ликвидность. Норма прибыли на вложенный капитал определяется отношением суммы прибыли к общей сумме пассива по балансу. Ликвидность хозяйствующего субъекта – это способность его быстро погашать свою задолженность. Она определяется отношением величины задолженности и ликвидных средств.
Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на один рубль вложенного капитала. Эффективность капитала – комплексное понятие, включающее в себя использование оборотных средств, основных фондов и нематериальных активов. Поэтому анализ эффективности капитала проводится по отдельным частям.
1. Эффективность использования
оборотных средств
2. Эффективность использования
капитала в целом. Капитал в
целом представляет собой
Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников: амортизационных отчислений и прибыли. Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования можно определить с помощью коэффициента самофинансирования:
Кс = (П+А)/(К+З),
где П – прибыль, направляемая в фонд накопления,
А – амортизационные отчисления,
К – заемные средства,
З – кредиторская
задолженность и другие
Однако хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами и поэтому широко использует заемные и привлеченные денежные средства, как элемент, дополняющий самофинансирование.
Принцип валютной самоокупаемости заключается в превышении поступлений валюты над его расходом. Соблюдение этого принципа означает, что хозяйствующий субъект не «проедает» свой валютный фонд, а постоянно накапливает его.
1.3 Цели, задачи
и методика финансового
В теории и практике управления
предприятием финансовый анализ принято
считать важнейшим
Рисунок 2. Финансовый анализ компании [12, 61].
Целями финансового анализа предприятия являются (рисунок 2):
Для достижения целей финансовый анализ объекта должен выполнять определенные функции, среди которых:
Основные задачи финансового анализа заключаются в следующем:
Так как анализом финансового положения предприятия занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы, то в соответствии с этим финансовый анализ делится на внутренний и внешний (рисунок 3).
Рисунок 3. Направления анализа хозяйственной деятельности [15, 96].
Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.
К первой группе относятся следующие пользователи:
а) Существующие и потенциальные собственники средств организации (акционеры, инвесторы), которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использование ресурсов руководством организации. Держателей пакета обыкновенных акций интересует как нынешняя, так и будущая рентабельность, а также и ее стабильность. Ведь чтобы составлять планы, финансист должен сначала оценить настоящее финансовое положение фирмы и уже потом эффект от предполагаемых действий. По отношению к внешнему управлению финансовый директор особенно обеспокоен нормой прибыли на инвестиции в различные активы компании эффективностью управления этими активами. И, наконец, чтобы получить наибольшую отдачу от внешних источников заемного капитала, финансовому директору важно быть посвященным во все аспекты финансового анализа, проводимого кредиторами самостоятельно;
б) Существующие
и потенциальные кредиторы, использующие
отчетность для оценки целесообразности
предоставления или продления кредита,
определения условий
в) Поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
г) Государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяющих налоговую политику;
д) Служащие, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данной организации.
Вторая группа пользователей финансовой отчетности – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности предприятия, однако, изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей. К ним относятся:
а) Аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты прав инвесторов;
б) Консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную организацию;
в) Биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, представленную в отчетности, при регистрации соответствующих фирм, принимающие решение о приостановке деятельности какой-либо организации, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
г) Законодательные органы;
д) Юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
Информация о работе Теоретические и методологические основы финансового анализа