Теоретические основы правового регулирование финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 04:17, контрольная работа

Описание работы

Основы правового регулирования – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.
Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей.

Содержание работы

1. Теоретические основы правового регулирование финансовых отношений….3стр
2. а) типы финансовых отношений………………………………………………...4стр
3. б) субъекты правовых отношений………………………………………………..7стр
4. в) способы и элементы правового регулирование финансовых отношений….13стр
5. Список используемой литературы………………………………………………...20стр

Файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 95.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

1. Теоретические основы правового регулирование финансовых отношений….3стр

2.    а) типы финансовых  отношений………………………………………………...4стр

3.  б) субъекты правовых  отношений………………………………………………..7стр

4.  в) способы и элементы  правового регулирование финансовых отношений….13стр

5. Список используемой  литературы………………………………………………...20стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы правового регулирования и финансовых отношений.

 

Основы правового регулирования – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов  как отдельного человека так и  сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия  на поведение людей. Регулирование  может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

В системе социального  регулирования важная роль принадлежит  именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться  правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Финансовые отношения. 
финансовым отношениям необходимо определиться с предметом финансового права. Предметный или элементный состав финансов - это деньги и иные представители ценности реальных активов национального богатства. Предметный состав финансового права - это правомочия приобретения реальных активов национального достояния в определенном размере по их ценности. Однако деньги, более общо - финансы, становятся действительными деньгами, финансами лишь тогда, когда ими владеет конкретный субъект. Это может быть публично-правовой субъект, государство, корпоративный, фирма, или индивидуальный, человек, гражданин. Субъектная определенность финансовых средств является их сущностной характеристикой. Реальные активы не утрачивают своего качества быть частью национального богатства, даже если они оказываются в бесхозяйном состоянии. Финансы, особенно в своих неденежных формах, финансовых инструментов, часто перестают быть таковыми, если оказываются вне зоны своей государственной юрисдикции, а также в бесхозяйном состоянии.

 

а) Типы финансовых отношений.

В связи с потребностями общества возникают финансовые отношения, которые  изначально являются объективными. В  сегодняшнем мире существует множество  видов финансовых отношений, которые  появились благодаря усложнению хозяйственных взаимоотношений.  Также стоит отметить, что управление финансами является целенаправленным воздействием со стороны субъекта или владельца. В свою очередь управление финансами осуществляется на основе финансовой политики. Финансы напрямую связаны с ценовой, кредитной и иными сферами.

Во всех секторах хозяйственной  деятельности складываются свои финансовые отношения, которые характеризуются  спецификой деятельности или производства. Виды финансовых отношений можно  классифицировать по типу взаимодействия в зависимости от участвующих   в нем субъектов. В тоже время для всех финансовых отношений характерны свойства, которые являются общими и позволяют их относить к различным группам.

Типы финансовых отношений можно разделить следующим способом:

  1. Финансовые отношения государства и юридического лица. Все предприниматели платят налоги государству, так как самое главное право любого государства это взимание налогов. В свою очередь государство обеспечивает нормальное функционирование, юридическому лицу обеспечивая его финансовую и правовую поддержку. 
  2. Финансовые отношения между государством и физическим лицом, то есть живим человеком. Физическое лицо, как и юридическое, платит налоги государству, а взамен государство обязуется обеспечивать ему социальные гарантии и прочее. Деньги налогоплательщиков в большинстве случаев идут на содержание социальных учреждений и другие затраты государства.
  3. Отношения между субъектами. Эти отношения наступают при реализации сырья, аренде, при различных взаимодействиях компаний и предприятий, купли продаже ценных бумаг, заключении договоров.
  4. Финансовые отношения, которые осуществляются между предприятием и вышестоящим органом. Межотраслевые и ведомственные отношения, отчисления предприятий в различные фонды которые в дальнейшем будут помогать предприятию.
  5. Отношения, которые осуществляются внутри хозяйства. Это отношения, которые осуществляются внутри предприятия или фирмы непосредственно между работниками, а также  подразделениями этой фирмы независимо от структуры, и осуществляется в  процессе производства.
  6. Финансовые отношения предприятия с одной стороны и банками, компаниями страхового сектора, различными финансовыми биржами.

Типы и группы финансовых отношений

Финансовые отношения - отношения  двух его противоположных сторон.  
Тип финансового отношения есть вся совокупность условий, на которых стоимость передается от одного участника рынка к другому. 
Исходные типы финансовых отношений разделяются в зависимости от способа их образования и национальной принадлежности финансовых ресурсов. 
Финансовые отношения основываются на процессах формирования и использования первичных и вторичных доходов участников рынка. Первичные доходы образуются в результате отношений распределения. Вторичные доходы образуются в результате отношений перераспределения. 
Финансовые отношения разделяются по способу образования (возникновения) финансовых доходов (расходов) на отношения распределения и отношения перераспределения. 
Отношения распределения есть отношения, связанные с образованием первичных доходов из выручки от реализации. Эти отношения, с одной стороны, представляют собой разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный (производственный) чистый доход. С другой стороны - разделение затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка. 
Перераспределительные отношения связаны с дальнейшим движением (передачей) чистых доходов между участниками рынка. Передача чистого дохода может происходить с его последующим возвратом или без такового, т. е. безвозвратно. Передача чистого дохода может происходить за плату или бесплатно. Сочетание указанных способов передачи чистого дохода имеет четыре варианта: передача с возвратом за плату и бесплатно, передача без возврата за плату и бесплатно. 
Деление финансовых отношений в зависимости от национальной принадлежности чистого дохода есть их деление на национальные и международные финансы. 
Логически отношения перераспределения следуют за отношениями распределения. Однако на практике обе группы отношений часто имеют место одновременно, поскольку в процесс перераспределения вовлекаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. В результате возникает замкнутая цепочка распределительно-перераспределительных отношений. Финансовые отношения есть всегда единство отношений распределения и перераспределения. 
Основные группы распределительных отношений. Распределительные отношения состоят из двух групп.  
Во-первых, это разделение валового дохода участника рынка на затраты и его собственный, или производственный, чистый доход, который включает прибыль и амортизационные отчисления. 
Во-вторых, это деление затрат на валовые и чистые доходы других участников рынка, к которым относятся заработная плата, рентные платежи и косвенные налоги государству. 
С формальной точки зрения отношения распределения выручки от реализации достаточно просты, так как сводятся лишь к трем группам отношений и связанных с ними пропорций:  
• между коммерческой организацией и ее работниками, или пропорции между прибылью и оплатой труда наемных работников;  
• между коммерческой организацией и собственниками земли и природных ресурсов, или пропорции между прибылью и платежами этим собственникам (рентными платежами);  
• между коммерческой организацией и государством по уплате налогов, включаемых в валовой доход (косвенных налогов), или пропорции между валовым доходом и размеров входящих в него косвенных налогов.  
Однако указанные группы пропорций совсем не равнозначны. Первая пропорция имеет ярко выраженный социальный характер и проявляется в возможном противостоянии интересов коммерческой организации и интересов ее работников. Борьба за повышение заработной платы является изначальным сопутствующим явлением в развитии рыночной экономики.  
Вторая пропорция имеет отношение к характеру собственности на землю и природные ресурсы. Если земля с ее ресурсами есть собственность коммерческой организации, то рентные платежи остаются в ее собственности, что выражается в увеличении размеров прибыли над ее среднеотраслевыми показателями. В этом случае природа выступает как бесплатный источник дополнительной прибыли.  
Обе указанные пропорции тесно связаны с отношением между прибылью и амортизационными отчислениями. Увеличение амортизационных отчислений есть фактор уменьшения размеров прибыли, и наоборот. Для самой коммерческой организации эта пропорция совершенно безразлична, так как обе указанные части стоимости есть ее полная собственность. 
Третья пропорция показывает, какую долю валового дохода забирает государство вне какой-либо связи с выплатой чистого дохода работникам и собственникам земли. Косвенные налоги увеличивают цену реализации товаров и услуг, т. е. удорожают их для конечных потребителей.

 

 

 

 

 

б)Субъекты правовых отношений

Участники правоотношений именуются их субъектами.

Правоотношение  — индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между  конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями). А также, -- между одним и тем же лицом; представляющим взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов. Связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.

Субъекты  правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также  государство, наделённые правами и  обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты  правовых отношений подразделяются на три категории:

1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

  • лицо без гражданства;
  • гражданин;
  • иностранец;
  • беженец;
  • индивидуальный предприниматель;
  • учредитель юридического лица.

2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

  • Президент;
  • Правительство;
  • Парламент;
  • Судебная власть;
  • Муниципальное образование.

Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью. 
Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде. 
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы - это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.

Одно  и то же лицо, представляющее взаимоисключающие  интересы различных своих правовых статусов, одновременно является несколькими  различными субъектами правовых отношений.

Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.

Для того чтобы своими действиями приобретать  и осуществлять права, создавать  для себя обязанности и исполнять  их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.

Иногда  в научной литературе применяется  термин «правосубъектность», объединяющий правоспособность и дееспособность. Правосубъектность определяется как «социально-правовая способность быть участником соответствующих правоотношений».

 

Субъекты (стороны) правовых отношений- это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.

Чаще всего таких сторон две: продавец и покупатель при купле-продаже; следователь и свидетель при  производстве допроса и т.п. Однако бывают и многосторонние правоотношения. Так, каждый гражданин по поводу своих  конституционных прав находится в правоотношениях со всеми остальными субъектами, в том числе и с государством: все они обязаны уважать его права, не препятствовать их реализации.

Многочисленные и разнообразные  по своему составу субъекты правоотношений могут быть разделены на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся граждане данного государства, иностранные граждане, лица без гражданства и имеющие двойное гражданство. Среди коллективных субъектов можно выделить государственно-территориальные образования (государства, субъекты федераций, города, районы и иные территориальные единицы, избирательные округа), их население, и также организации (государственные органы, общественные объединения, предприятия, коммерческие структуры и проч.).

Так, граждане являются субъектами многих правоотношений: имущественных, жилищных, брачно-семейных, уголовноправовых и др. Государство вступает в международно-правовые, конституционно-правовые, гражданско-правовые (например, по поводу объектов государственной собственности) и некоторые другие правоотношения.

Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения определяется его правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состоянием определенного лица и включает три элемента:

- правоспособность - способность иметь субъективные права и юридические обязанности;

Информация о работе Теоретические основы правового регулирование финансовых отношений