Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 16:09, контрольная работа
Под валютным регулированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый уровень валютных резервов страны и равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного регулирования в Российской Федерации:
— формирование и развитие национального валютного рынка;
— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;
Введение…………………………………………………………..…….……..3
1.1.Валютное законодательство. Проблемные аспекты…………………….9
2.1.Ответственность за нарушение валютного законодательства……………………..……………………………...…..…..22
2.2.Санкции, применяемые к нарушителям валютного законодательства.…………………………………………………………….26
2.3. Процедура применения санкций за нарушение валютного законодательства…………………………. ………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………....43
Литература…………………..………………
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ТЕХНОЛОГИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине Финансовое право РФ
На тему «Валютное законодательство РФ»
Выполнил студент
Группы Ю-31
Заочной формы обучения
Алиев Афтандил Сиражетдинович
Калуга, 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1.Валютное законодательство. Проблемные аспекты…………………….9
2.1.Ответственность за нарушение
валютного законодательства……………………..…………
2.2.Санкции, применяемые к нарушителям
валютного законодательства.…………………………………
2.3. Процедура применения санкций за нарушение валютного законодательства…………………………. ………………………………….31
Заключение……………………………………………………
Литература…………………..……………………………
Введение.
Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих международные расчеты, принципы проведения операций с валютными ценностями, порядок осуществления контроля за соблюдением валютного законодательства.
Валютное законодательство
состоит из трех блоков. Первый —
специальные законодательные и
нормативные документы, посвященные
валютному регулированию и
Во второй блок входят законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, деятельность институтов, выполняющих функции валютного регулирования и валютного контроля, а также институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями. К данному блоку относятся законы РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О биржах», «О рынке ценных бумаг», «О товарных биржах и биржевой торговле», «Об иностранных инвестициях».
К третьему блоку валютного законодательства относятся законы всеобщего действия, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.
Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.
Под валютным регулированием
понимается определение государством
принципов осуществления
— формирование и развитие национального валютного рынка;
— регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;
— регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;
— определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
— определение полномочий и функций органов валютного регулирования.
К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:
— требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;
— лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;
— требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;
— введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;
— ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;
— требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;
— установление лимитов открытой валютной позиции банков;
— введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.
Валютный контроль — это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства. В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:
— определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и рублевым операциям нерезидентов;
— надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого лицензий и разрешений;
— контроль экспортных операций;
— контроль импортных операций;
— контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;
— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем рынке;
— определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.
Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах:
1) путем документарного
надзора, основанного на
2) с помощью инспекционных проверок;
3) путем применения
мер воздействия в случае
По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).
Агентами валютного контроля согласно данному Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку РФ (п. 4 ст. 11).
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
— осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими нормативных актов органов валютного контроля;
— проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
Указанный Закон устанавливает ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
— взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;
— взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.
При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
— взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;
— приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
— других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения о бесспорном порядке взыскания штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия не применяются — п. 4 ст. 11.)
Должностные лица юридических лиц-резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах установленной компетенции:
— проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;
— приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;
— приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.
Курс на либерализацию
валютного законодательства Российской
Федерации был провозглашен в
Послании Президента РФ Федеральному
Собранию на 2001 г., где Президент прямо
сказал: "...нет смысла цепляться за неработающие
ограничения в валютной сфере. Пора пересмотреть
сами принципы валютного регулирования,
приближая их к общепринятым в мировой
практике"1.Кроме того, было указано на
необходимость создать приемлемый деловой
климат для законного движения капитала:
"...мы должны строго следовать принципу
наибольшего благоприятствования в отношении
своих собственных граждан: российским
гражданам не должно быть запрещено то,
что разрешено гражданам других стран
на их родине"2. В результате разрабатываемый
по поручению Правительства РФ законопроект
о валютном регулировании и валютном контроле
был принципиально переработан заинтересованными
министерствами и ведомствами, в число
которых входили Минфин, Минэкономразвития,
Минюст, МНС, ГТК, ФКЦБ и Банк России, с
учетом курса на его либерализацию. Основными
принципами, которыми руководствовались
разработчики Закона, являлись: расширение
норм прямого действия и, как следствие,
сокращение отсылочных норм, отмена неработающих
и исключение дискриминирующих ограничений
в валютной сфере. Новый Федеральный закон
"О валютном регулировании и валютном
контроле", вступивший в силу в 2004 г.
(далее - Федеральный закон), кардинально
изменил нормы валютного законодательства.
В частности, в действующем Федеральном
законе отсутствует деление валютных
операций на операции, связанные с движением
капитала, и текущие валютные операции,
которое вызывало трудности с применением
законодательства со стороны предпринимателей,
порождало произвол со стороны контролирующих
органов и являлось предметом неоднократных
судебных разбирательств.
На сложность применения норм валютного
законодательства в части порядка привлечения
субъектов внешнеэкономической деятельности
к ответственности указывает тот факт,
что Конституционный Суд РФ дважды3 возвращался к вопросу о бесспорном
порядке взыскания с юридических лиц сумм
штрафов, установленных действующим на
тот момент Законом Российской Федерации
"О валютном регулировании и валютном
контроле".
В целях дальнейшей поэтапной либерализации
валютного законодательства соответствующие
нормы были прямо заложены в новый Федеральный
закон.
Так, с 1 января 2006 г. прекратили свое действие
нормы, связанные с резервированием средств
участниками валютных расчетов при проведении
любых операций движения капитала; требованием
об обязательном использовании специальных
счетов при осуществлении отдельных видов
валютных операций, регулируемых Банком
России (далее - ЦБ РФ); обеспечением исполнения
обязательства нерезидента перед резидентом
при проведении валютных операций. С 1
января 2007 г. отменены требования об использовании
специального счета при проведении валютных
операций; о предварительной регистрации
в налоговых органах счета (вклада), открываемого
в банках за пределами территории России;
об обязательной продаже части валютной
выручки на внутреннем валютном рынке.
Вместе с тем в Федеральном законе сохранены
меры и соответствующие нормы, направленные
на обеспечение устойчивости валюты РФ
и стабильности внутреннего валютного
рынка РФ, сдерживание роста инфляции
и предотвращение существенного сокращения
золотовалютных резервов, а также поддержание
устойчивости платежного баланса РФ.
В качестве таких мер в Федеральный закон
включены положения о репатриации иностранной
валюты и валюты РФ и положения о ввозе
в Российскую Федерацию и вывозе из Российской
Федерации валютных ценностей, валюты
Российской Федерации и внутренних ценных
бумаг.
Нормы ст. ст. 15 и 19 Федерального закона,
посвященные указанным мерам, имеют свои
особенности.
Обязанность резидентов, определенная
п. 1 ч. 1 ст. 19, обеспечить получение от нерезидентов
на свои банковские счета в уполномоченных
банках иностранной валюты или валюты
РФ зависит от основания их получения,
которым является только внешнеторговый
контракт. То есть, учитывая совокупность
положений ч. 3 ст. 162 ГК РФ, ст. 20 Федерального
закона, внешнеэкономическая сделка должна
быть заключена в письменной форме в виде
внешнеэкономического договора. Таким
образом, указанная обязанность не распространяется
на такие поступления из-за рубежа, как
дивиденды, причитающиеся резиденту от
участия в иностранных компаниях, не связанные
с исполнением внешнеторгового контракта.
Другая обязанность резидентов, установленная
п. 2 ч. 1 ст. 19, возвратить в РФ денежные
средства, уплаченные нерезидентам, зависит
от факта ввоза на таможенную территорию
(получения на таможенной территории)
товаров, невыполнения работ, неоказания
услуг, наличия или отсутствия факта передачи
информации и результатов интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных
прав на них.
Вместе с тем предусмотренные в Федеральном
законе нормы по репатриации не позволяют
в полной мере реализовать те цели, на
которые они направлены, поскольку специфика
самих норм создает законные основания
для невозвращения в РФ иностранной валюты
или валюты РФ, поскольку:
1) репатриации подлежат не любые денежные
средства, а только те, которые связаны
с исполнением внешнеторговых контрактов;
2) сроки репатриации определяются сроками
исполнения внешнеторговых контрактов,
что не исключает возможности увеличения
сроков репатриации путем заключения
участниками сделок дополнительных соглашений
к контрактам.
Кроме того, сохраняют свою актуальность
вопросы репатриации денежных средств,
когда в действиях участников валютных
операций присутствуют признаки нарушений
иного действующего законодательства,
в частности, в случаях:
1) осуществления валютных операций на
основании поддельных (подложных) грузовых
таможенных деклараций и иных документов
(контрактов и товаросопроводительных
документов), например, используемых в
обосновании расчетов резидентов РФ с
резидентами государств - членов таможенного
союза, в условиях отсутствия требования
о таможенном декларировании перемещаемых
товаров в связи с вступлением в силу Таможенного
кодекса таможенного союза (далее - ТК
ТС);
2) внешнеторговых контрактов, заключенных
так называемыми "фирмами-однодневками",
зарегистрированными на физических лиц,
не имеющих отношения к финансово-хозяйственной
деятельности организации (студентов,
лиц без определенного места жительства,
по утерянным или похищенным паспортам);
3) заключения внешнеторговых контрактов,
являющихся мнимыми или притворными сделками.
Другой мерой, направленной на обеспечение
устойчивости валюты РФ и стабильности
внутреннего валютного рынка РФ, сдерживание
роста инфляции, предотвращение существенного
сокращения золотовалютных резервов и
поддержание устойчивости платежного
баланса РФ, является установление норм
ввоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей,
валюты РФ и внутренних ценных бумаг.
Принципиально изменился подход к регулированию
норм ввоза-вывоза со вступлением в силу
ТК ТС и продолжающимся процессам создания
единого экономического пространства.
Государствами - членами таможенного союза
подписан Договор о порядке перемещения
физическими лицами наличных денежных
средств и (или) денежных инструментов
через таможенную границу таможенного
союза. Установленный Договором порядок
перемещения физическими лицами наличных
денежных средств и (или) денежных инструментов
в качестве основного условия содержит
условие территориальности - перемещение
через таможенную границу таможенного
союза. При этом в ст. 1 Договора определено,
что отношения, возникающие в связи с перемещением
физическими лицами наличных денежных
средств и (или) денежных инструментов
через таможенную границу таможенного
союза, не урегулированные настоящим Договором,
регулируются иными международными договорами
таможенного союза, а в случае их отсутствия
- законодательством сторон.
Договорно-правовая база таможенного
союза не содержит других международных
договоров таможенного союза по указанному
вопросу.
При этом законодательством РФ предусмотрены
иные правила и ограничения по ввозу в
РФ и вывозу из РФ валютных ценностей,
валюты РФ и внутренних ценных бумаг, которые
установлены ст. 15 Федерального закона.
Таким образом, в рамках таможенного союза,
в состав которого входит Российская Федерация,
используется понятие "таможенная граница
таможенного союза", которая в соответствии
с ч. 2 ст. 2 ТК ТС является пределами таможенной
территории таможенного союза.
В отсутствие международных договоров
таможенного союза об иных таможенных
границах, как это предусмотрено ч. 3 ст.
2 ТК ТС, и неизменности норм ст. 19 Федерального
закона, ч. 5 и 7 ст. 15.25 КоАП РФ, в диспозиции
которых указана Российская Федерация,
без выделения каких-либо иных территориальных
признаков возникает правовая коллизия
по вопросу порядка и норм ввоза-вывоза
физическими лицами наличных денежных
средств и (или) денежных инструментов
из РФ.
При этом денежные средства и денежные
инструменты на территории таможенного
союза в соответствии с таможенным законодательством
(ч. 2 ст. 96 ТК ТС) находятся под таможенным
контролем, следовательно, не подлежат
таможенному декларированию в письменной
форме при перемещении их физическими
лицами через внутренние границы государств
- членов таможенного союза.
Казалось бы, регулирование правоотношений
по ввозу-вывозу наличных денежных средств
и денежных инструментов относится к таможенному
законодательству, на которое имеется
ссылка в ст. 15 Федерального закона в качестве
одного из условий ввоза-вывоза.
Вместе с тем данное положение вызывает
сомнение, поскольку в России осуществление
незаконных валютных операций, т.е. осуществление
валютных операций, запрещенных валютным
законодательством РФ, составляет диспозицию
ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающей
административную ответственность за
нарушение не таможенного, а валютного
законодательства РФ.
Ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз
с таможенной территории РФ валютных ценностей,
валюты РФ и внутренних ценных бумаг в
соответствии с пп. "г" п. 9 ч. 1 ст. 1
Федерального закона являются валютной
операцией. При этом несоблюдение размеров
ввоза-вывоза, определяемых ст. 15 Федерального
закона, относит такие валютные операции
к категории незаконных, за осуществление
которых предусмотрена ответственность
по ст. 15.25 КоАП РФ.
Кроме того, ч. 7 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена
ответственность за нарушение установленного
порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза
и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних
ценных бумаг в документарной форме, за
исключением случаев, предусмотренных
ст. ст. 16.3 и 16.4 КоАП РФ.
Следует отметить, что ст. ст. 16.3, 16.4 КоАП
РФ относятся к сфере административной
ответственности за нарушения таможенных
правил.
Таким образом, порядок ввоза-вывоза (перемещения)
физическими лицами наличных денежных
средств и (или) денежных инструментов
через таможенную границу относится одновременно
к сфере валютного и таможенного законодательства,
что не исключает очередного возникновения
правовых коллизий.
Между тем валютное регулирование в соответствии
с Конституцией РФ находится в ведении
РФ, и государство предусматривает меры
должного поведения участников валютных
правоотношений и последствия их неисполнения,
установив в Федеральном законе санкции
за нарушения норм валютного законодательства
и соответствующий правовой механизм
регулирования и контроля.
Последствия нарушения норм валютного
законодательства предусмотрены в ст.
25 Федерального закона в виде отсылочной
нормы на законодательство РФ, которым
напрямую установлена административная
и уголовная ответственность.
Уголовная ответственность за невозвращение
из-за границы средств в иностранной валюте
в крупном размере предусмотрена ст. 193
Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ).
Состав уголовно наказуемого деяния ст.
193 УК РФ предусматривает наличие специального
субъекта - руководителя организации,
специфического предмета - иностранную
валюту и дополнительных условий - крупный
размер (в указанной статье крупным размером
признается сумма в иностранной валюте
свыше 30 млн руб.), практически основным
видом ответственности за невозврат денежных
средств остается административная ответственность.
В отличие от уголовной ответственности,
ответственность, установленная ст. 15.25
Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП РФ), распространяется
на физических лиц, лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, и юридических
лиц и включает в предмет правонарушения
не только иностранную валюту, но и валюту
РФ.
Частями 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ введена ответственность,
корреспондирующая с нормами ч. 1 ст. 19
Федерального закона, которая, в частности,
обязывает возвращать валюту РФ по внешнеторговым
сделкам за неввезённые на таможенную
территорию РФ товары.
Вместе с тем за осуществление валютных
операций с использованием заведомо подложных
документов, когда следствием их использования
является невозврат денежных средств,
ответственность КоАП РФ не предусмотрена.
В данном случае физическое лицо может
быть привлечено к уголовной ответственности
за использование заведомо подложных
документов на основании ч. 3 ст. 327 и ст.
193 УК РФ, диспозиция которой имеет ранее
рассмотренные нами особенности и не распространяется
на невозвращение валюты РФ.
Исполнение субъектами внешнеэкономической
деятельности внешнеторговых контрактов,
являющихся мнимой сделкой, и представления
в уполномоченные банки в качестве обоснования
проводимых платежей подложных (фиктивных)
таможенных деклараций не позволяют привлечь
нарушителей к административной ответственности
за нарушения п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального
закона, поскольку мнимые сделки в соответствии
с ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительны
с момента их совершения и не создают соответствующих
правовых последствий.
Надлежащее соблюдение норм валютного
законодательства призваны обеспечить
существующая система валютного контроля
и соответствующий правовой механизм
выявления правонарушений, которые также
имеет свою специфику.
Основу системы валютного контроля в РФ
составляют Правительство РФ, органы и
агенты валютного контроля.
Банк России и Федеральная служба по финансово-бюджетному
надзору (далее - Росфиннадзор), федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
Правительством РФ, как органы валютного
контроля имеют каждый свою сферу ведения
в области валютного контроля.
Агенты валютного контроля с точки зрения
их организационно-правового статуса
более разнородны по своему составу. Агентами
являются федеральные органы исполнительной
власти - налоговые и таможенные органы,
а также не являющиеся органами государственной
власти уполномоченные банки, подотчетные
ЦБ РФ, госкорпорация "Банк развития
и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
и профессиональные участники рынка ценных
бумаг.
Несложно заметить, что часть агентов
валютного контроля относятся к категории
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность. И сами являются потенциальными
или реальными участниками внешнеэкономических
сделок и валютных операций с целью извлечения
прибыли.
Очевидно, что такая структура системы
органов валютного контроля имеет свои
особенности, преимущества и недостатки.
Координирующая роль Правительства РФ
в организации взаимодействия органов
и агентов валютного контроля, являющихся
федеральными органами исполнительной
власти и не являющихся уполномоченными
банками профессиональных участников
рынка ценных бумаг, агентов валютного
контроля с Центральным банком Российской
Федерации, обеспечивает один из основных
принципов валютного законодательства
в РФ - принцип единства системы валютного
регулирования и валютного контроля.
Возложение функций агентов валютного
контроля на организации, не являющиеся
органами государственной власти, повышает
уровень ответственности бизнеса при
проведении валютных операций и делает
более прозрачными валютные правоотношения.
Вместе с тем наделение функциями органа
валютного контроля и агентов валютного
контроля различных по своему статусу4 и виду5 органов исполнительной власти
оказывает влияние на эффективность системы
валютного контроля и, соответственно,
на обеспечение установленных валютным
законодательством мер, направленных
на обеспечение устойчивости валюты РФ,
стабильности внутреннего валютного рынка
РФ и предотвращение существенного сокращения
золотовалютных резервов.
В отличие от агентов валютного контроля
только органы валютного контроля и их
должностные лица в пределах своей компетенции
имеют право применять установленные
законодательством Российской Федерации
меры ответственности за нарушение актов
валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования.
Исходя из положений ч. 2 ст. 23.60 КоАП РФ,
где в качестве управомоченных лиц, имеющих
право рассматривать дела о таких правонарушениях,
указаны только должностные лица федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного
в области валютного контроля, и его территориальных
органов, применять административную
ответственность за нарушение валютного
законодательства имеет право только
Росфиннадзор. Банк России, являясь органом
валютного контроля, не является федеральным
органом исполнительной власти.
Налоговые и таможенные органы в рамках
имеющихся у них полномочий обладают только
правом возбуждать дела об административном
правонарушении по ст. 15.25 КоАП РФ. Однако
при выявлении тех или иных нарушений
в сфере валютного законодательства должностные
лица таможенных и налоговых органов обязаны
направлять такие дела на рассмотрение
в Росфиннадзор.
С одной стороны, исключается дублирование
полномочий между органами власти по принятию
решения о привлечении нарушителей к ответственности,
с другой стороны, приводит к дублированию
контрольных функций при повторном рассмотрении
органом валютного контроля материалов
дела, собранных агентом валютного контроля.
В свою очередь, участник ВЭД фактически
оказывается под проверкой двух органов
исполнительной власти, наделенных контрольными
функциями. Это создает дополнительную
нагрузку для законопослушных участников
ВЭД и условия для коррупционных проявлений.
Такой порядок организации административного
процесса сказывается на сроках принятия
решения, что нельзя не принимать во внимание
в условиях действия норм о сроках давности
привлечения к административной ответственности.
Своевременное привлечение к ответственности
правонарушителей имеет особое значение
прежде всего для профилактики и предупреждения
правонарушений с использованием фирм-однодневок.
Необходимо отметить, что полномочия агентов
валютного контроля, связанные с осуществлением
валютного контроля, и взаимно корреспондирующие
с ними обязанности резидентов и нерезидентов
не всегда обеспечиваются действующим
законодательством.
Законодательство не содержит норм, предусматривающих
ответственность резидентов и нерезидентов
за нарушение установленной ч. 5 ст. 23 Федерального
закона обязанности представлять агентам
валютного контроля документы, действительные
на день их представления.
В результате проведенной административной
реформы в сфере валютного законодательства
не удалось решить вопрос повышения эффективности
валютного контроля в случае совершения
участниками ВЭД нарушений иного законодательства
при проведении валютных операций.
Как было замечено ранее, организационно-правовой
статус агентов валютного контроля неоднороден.
В отличие от налоговых органов, находящихся,
как и Росфиннадзор, в ведении Минфина
и обладающих контрольно-надзорными функциями,
Федеральная таможенная служба (далее
- ФТС) является по статусу и виду иным
федеральным органом исполнительной власти.
ФТС находится в ведении Правительства
РФ, обладает функциями по контролю и функциями
по выработке государственной политики,
сочетая в себе признаки федерального
министерства и федеральной службы6.
Такая структурная разобщенность агентов
и органов валютного контроля приводит
к различию в подходах к квалификации
правонарушений и оценки достаточности
основания для привлечения нарушителей
к ответственности.
Единственный орган валютного контроля,
который имеет право рассматривать административные
дела о нарушениях валютного законодательства,
- Росфиннадзор не обладает рядом полномочий
и ресурсами, которые имеются у федеральных
органов исполнительной власти - агентов
валютного контроля.
В частности, ФТС и таможенные органы наделены
полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности и обладают собственной
экспертно-криминалистической базой,
позволяющей повысить эффективность не
только валютного контроля, но и бороться
с иными негативными явлениями, такими
как деятельность фирм-однодневок, ВЭД,
осуществляемой с использованием подложных
документов (контрактов, грузовых таможенных
деклараций, иных товаросопроводительных
документов).
Кроме того, наличие у ФТС автоматизированных
технологий таможенно-банковского валютного
контроля и соответствующих информационных
ресурсов фактически является основой
построения системы комплексного противодействия
и предупреждения негативных для экономики
последствий. Указанные ресурсы, например,
используются таможенными органами для
передачи соответствующей информации
в налоговые органы при подтверждении
права экспортера на применение ставки
НДС - 0%.
Создание Таможенного союза и формирование
правовой базы единого экономического
пространства Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской Федерации потребуют
дальнейшей гармонизации законодательства,
в том числе в части установления единых
принципов валютной политики, уточнения
основ правового регулирования и контроля.
Предстоящие преобразования являются
основанием для создания условий по выработке
новых подходов в модернизации системы
валютного и таможенного контроля в РФ.
Модернизация должна быть нацелена на
повышение эффективности использования
имеющегося потенциала контролирующих
органов, усиление координации их деятельности
и оптимизацию их взаимодействия путем
устранения имеющихся противоречий действующего
правового механизма контроля при соблюдении
основных принципов: гарантии свободы
законному движению капитала, исключения
неоправданного вмешательства государства
в валютные операции резидентов и нерезидентов,
единства системы валютного регулирования
и валютного контроля, обеспечения государством
защиты прав и экономических интересов
резидентов и нерезидентов при осуществлении
валютных операций.