Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 10:58, контрольная работа
Вопросы необходимости границ валютного контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно. Под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Валютный контроль: понятие, задачи………………………………………..5
2. Правовые основы валютного контроля в РФ……………………………….12
2.1 Валютные операции - предмет валютного контроля……………………..18
2.2 Субъекты валютного контроля по законодательству РФ…………………26
2.3 Объекты валютного контроля по законодательству РФ…………………..31
2.4 Нормативное закрепление цели и задач валютного контроля……………34
3 Валютное регулирование и его виды………………………………………...38
Заключение………………………………………………………………………41
Список используемой литературы……………………………………………………..46
Негосударственное образовательное учреждение
«Столичная Финансово- гуманитарная Академия»
Факультет Психологии, педагогики и права
Специальность «Юриспруденция»
Контрольная работа
По дисциплине: «Валютное право»
Тема: «Объекты валютного контроля»
Студент (ка):3 курса (ССО)
Черепанова Н.Н
Преподаватель:
Базлова М.Н.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Валютный контроль: понятие, задачи………………………………………
2. Правовые основы валютного контроля в РФ……………………………….12
2.1 Валютные операции - предмет валютного контроля……………………..18
2.2 Субъекты валютного контроля
по законодательству РФ…………………
2.3 Объекты валютного контроля
по законодательству РФ………………….
2.4 Нормативное закрепление цели
и задач валютного контроля…………
3 Валютное регулирование и его виды………………………………………...38
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Введение
На протяжении всего времени обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты государство осуществляло специальный контроль, целью которого было обеспечение законности при проведении валютных операций и недопущение вывоза национальной валюты за границу.
Вопросы необходимости границ валютного контроля находятся в центре внимания ученых и практиков. Причем имеются и противники валютного контроля как такового. Их аргументы основываются на выводах монетаристов, сделанных в середине ХХ в., и сводятся к тому, что никакая экономика не может достичь всех целей одновременно. Под действием любого государственного регулирования экономика описывает лишь зигзаги, а достижение идеальной точки может быть только кратковременным и случайным событием.
Государственное регулирование валютно-
С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.
В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.
1. Валютный контроль: понятие, задачи
Независимо от юридического режима воздействия на валютные отношения, контрольные мероприятия всегда являются составной частью валютной политике государства. Однако их значение максимально, если государство использует для выравнивания платежного баланса и обеспечения устойчивости национальной валюты механизм валютного регулирования. В том случае число участников валютных отношений не ограничено, но их деятельность поставлена в жесткие рамки валютных ограничений, что создает потенциальную угрозу увеличения попыток обойти нормы валютного законодательства. Можно сказать, что расходы государства на создание системы валютного контроля - плата за экономическую эффективность валютного регулирования.
Валютный контроль осуществляется в целях реализации государственной политики, представляя собой вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль может быть рассмотрен в некоторых аспектах.
Во-первых, он является одной из функций государственного управления. Валютный контроль обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений для выявления случаев отклонения от выполнения управляющих предписаний государства.
Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Так, установив, правило обязательного возврата в страну экспортной выручки резидентов, государство в лице органов и агентов валютно-экспортного контроль отслеживает движение выручки практически по каждому внешнеторговому контракту через систему паспортов сделок.
В-третьих, валютный контроль - форма обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Действующая в России система валютного контроля предполагает получение его органами и агентами информации не только о противоправный, но и о правомерных действиях лиц, совершающих операции с валютой. Тем самым, становится возможным оценка результатов валютных мероприятий государства и их своевременная коррекция. Например, получая информацию о многочисленных фактах приобретения резидентами недвижимого имущества за рубежом без оформления лицензии на вывоз капитала, Банк России принял решение о переходе к уведомительному порядку совершения таких операций, поскольку массовые нарушения нерационального требования подрывали уважение к любым правилам валютного регулирования как таковым.
В-четвертых, как уже было показано выше, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения правил валютных операций ( валютных ограничений). Тем самым валютный контроль есть способ поддержания правопорядка в валютной сфере.
Анализ отдельных элементов валютного контроля приводит к выводу, что валютный контроль является самостоятельным видом государственного контроля. Данный вид контроля обладает собственным предметом, особым кругом субъектов контрольной деятельности и подконтрольных объектов, специальными задачами и целями и определенным набором контрольных методов. Остановимся на каждом из элементов несколько подробней.
Валютные операции, совершаемые резидентами и нерезидентами на территории Российской Федерации, подвергают валютному контролю независимо от того, установлены ли законодательством ограничения на совершение тех или иных действий с валютой (валютные ограничения), однако наличие валютных ограничений сказывается на степени активности государственного контроля. Наиболее жестоко контролируют валютные операции, связанные с вывозом капитала. Как правило, совершение таких операций возможно только с согласия Центрального банка РФ. Получение разрешения Банка России всегда предполагает проверку сведений, заявлений лицом, обратившегося за разрешением.
Операции, проведение которых не ограниченно, тщательно документируются и подвергаются выборочным проверкам, преследующим цель выявить операции, ошибочно или умышленно отнесенные к текущим, но фактически направленные на вывоз капитала из страны. Кроме того, свободное совершение валютных операций, как правило, связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т.п.). Такие меры позволяют организовать наблюдение органов валютного контроля за проведением любых валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. Следовательно, предметом валютного контроля выступают любые валютные операции.
Субъектами валютного контроля - это те государственные органы, в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.
По законодательству РФ субъекты валютного контроля делятся на две группы.
1. Органы валютного контроля - государственные органы исполнительной власти специальной компетенции, наделенные полномочиями:
- Устанавливать на основе законодательных норм правила совершения отдельных видов валютных операций и предоставления информации о них;
- Проверять законность валютных операций;
- Самостоятельно принимать решения о привлечении к ответственности лиц, нарушивших валютное законодательство.
Органами валютного контроля в настоящее время являются Центральный банк РФ, Федеральная служба России по валютно-экспортному контролю и Государственный таможенный комитет РФ. Законодательством к органам валютного контроля причислено также Министерство РФ по налогам и сборам.
2. Агенты валютного контроля - как правило, негосударственные организации и учреждения, на которые законом возложена обязанность осуществления контрольных функций. Полномочия агентов исчерпываются правом вести наблюдение за валютными операциями и проверять исполнение валютного законодательства. Например, агентами валютного контроля выступает негосударственные банки, имеющие право на выполнение валютных операций. Совершая валютные операции по поручению клиентов, банки обязаны контролировать законность этих операций.
Полномочия агентов валютного контроля по проведению проверок ограничиваются операциями, совершаемыми с их участием. Так, банк не вправе и не обязан проверять законность валютных операций своего клиента, осуществляемых через другой банк.
Подконтрольными объектами выступают физические и юридические лица, совершающие валютные операции. В системе управления валютными отношениями эти лица являются адресатами властных предписании, что вызывает необходимость контроля над выполнением таких предписаний.
Лица - участники валютных отношений подразделяются на две группы в зависимости от их связи с государством:
1) резиденты страны;
2) нерезиденты страны;
Чаще всего для определения такой связи используют два критерия: во-первых, экономический (лицо признается резидентом той страны, где оно имеет центр экономических интересов) и, во - вторых, формально - юридический (лицо является резидентом той страны, где оно зарегистрировано).
Валютные операции резидентов подчиняются нормам валютного законодательства РФ независимо от территории их совершения. Например, действует правило, согласно которому резидент может открыть счет в иностранном банке за пределами РФ только при наличии разрешения Центрального банка РФ. Очевидно, что деятельность резидентов в полном объеме подконтрольна российским органам и агентам валютного контроля. В приведенном примере органы валютного контроля будут вправе проверить наличие лицензии БР на открытие счета в зарубежном банке.
Что касается нерезидентов, то российские
правила о валютных операциях
распространяются на них лишь постольку,
поскольку они совершают
Соблюдение нерезидентами
Цель валютного контроля может быть определена как обеспечение законности при проведении валютных операций. В первую очередь, это выражается в проверке соблюдения режимов валютных ограничений. Однако контроль за законностью распространяется и на совершение действий, не подпадающих под запреты или ограничения. Речь идет об уже упоминавшихся нормативных требованиях по предоставлению информации о валютных операциях, совершаемых свободно (например, ведение паспорт внешнеэкономической сделки).
Следует особо отметить, что целью контроля не являются воздействие на режим осуществления той или иной валютной операции. Выполнение требований контролирующий субъектов по предоставлению информации не должно затруднять или делать невозможным проведение законных операций с валютой.
Ряд исследователей указывает, что контрольные мероприятия иногда перерастают в валютные ограничения фактического характера, действующие наряду с законодательными. Так, например Л.И. Фрей приводит пример Италии, в которой в 30-е гг. переводы валюты по импортным контрактам с иностранными партнерами не были запрещены формально, однако банки были обязаны для перевода средств за рубеж требовать представления таможенных документов о ввозе товара. Тем самым операции по переводу средств до ввоза товара фактически были запрещены. На опасность перерастания мер пассивного контроля в валютные ограничения указывается также в работе В. Эбке « Международное валютное право».
По своим целям валютный контроль может быть назван скорее «валютным надзором», так как контролирующие органы не решают вопросов целесообразности проверяемых операций и не наделены правом вмешательства в оперативную деятельность проверяемых объектов. Например, уполномоченный банк как агент валютного контроля может отказаться выполнить поручение клиента на проведение незаконного платежа, однако он не может ни дать указание руководителю организации об отзыве поручения, ни повлиять на решение о заключении валютной сделки.
Для выполнения своей основной цели - обеспечение правопорядка в валютной сфере - валютный контроль направлен на решение определенных задач, зависящих от проводимых государством мер валютного регулирования: