Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 16:45, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение внешнего долга России. Задачами курсовой работы являются: изучение формирования и законодательной базы управления внешним долгом; анализ изменения объемов и структуры внешнего долга; изучение современного состояния внешнего долга России.
Введение 3
1. Формирование внешнего долга РФ и его законодательная база 4
1.1. Общая характеристика внешнего государственного долга 4
1.2. Законодательная база управления государственным долгом 5
2. Изменение объемов и структуры государственного внешнего долга 10
2.1. Задолженность по кредитам правительств иностранных государств 10
2.2. Государственные ценные бумаги Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте 14
2.3. Кредиты, полученные из средств Центрального банка Российской Федерации 15
3. Тенденции развития внешнего долга 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Динамика внешнего долга России
В 2004—2008 годах президент Путин, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд (9 % ВВП).
Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря |
95.0 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158.7 |
2001, 1 января |
143.7 |
2002, 1 января |
133.5 |
2003, 1 января |
125.7 |
2004, 1 января |
121.7 |
2005, 1 января |
114.1 |
2006, 1 января |
76.5 |
2006, 1 апреля |
75.2 |
2006, 1 октября |
50.1 |
2007, 1 января |
52.0 |
2007, 1 апреля |
50.7 |
2007, 1 июля |
47.8 |
2008, 1 января |
44.9 За счёт падения курса доллара |
2008, 1 апреля |
44.1 |
2008, 1 июля |
41.0 |
2008, 1 октября |
40.4 |
2009, 12 мая |
39,5 |
2009, 1 октября |
38,7 |
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.
Дата |
Сумма, млрд долл. США |
1991, 25 декабря |
95.0 |
1997, 31 декабря |
123,5 |
2000, 1 января |
158.7 |
2001, 1 января |
143.7 |
2002, 1 января |
133.5 |
2003, 1 января |
125.7 |
2004, 1 января |
121.7 |
2005, 1 января |
114.1 |
2006, 1 января |
76.5 |
2006, 1 апреля |
75.2 |
2006, 1 октября |
50.1 |
2007, 1 января |
52.0 |
2007, 1 апреля |
50.7 |
2007, 1 июля |
47.8 |
2008, 1 января |
44.9 За счёт падения курса доллара |
2008, 1 апреля |
44.1 |
2008, 1 июля |
41.0 |
2008, 1 октября |
40.4 |
В целом по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. По состоянию на 2006 год отношение платежей по обслуживанию долга к доходам федерального бюджета составило 12%.
Суммарный объем долга субъектов РФ на начало 2009 года составил 217.7 млрд. руб., или 2% ВВП. 17.2% в общем объеме долга субъектов РФ приходится на ценные бумаги. Суммарный объем заимствований российских корпораций, по данным Минфина, к началу 2004 года составлял $27 млрд. К факторам риска можно отнести возможность выхода на рынок внешних заимствований российских ГУПов. Специалисты Минфина предлагают создать систему мониторинга внешних заимствований для всех субъектов хозяйствования в РФ. [15]
Я считаю, что со временем изменится структура государственного долга России. В настоящее время на внутренний долг приходится 15% от объема долга, а на внешний долг – 85%. К 1 января 2009 года на внутренний долг России будет приходиться 25% от общего объема задолженности, а на внешний долг – 75%.
В 2004 году государственные внутренние заимствования заместили часть внешних займов. Благодаря разумной макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований.
По расчетам Минфина, в ближайшие годы Россия будет в состоянии привлекать на внешних рынках не более 5-6 млрд долларов, а на внутреннем рынке - не более 7-8 млрд долларов в год без существенного ухудшения условий заимствований.
Макроэкономическая ситуация в России остается стабильной. Об этом уровень золотовалютных резервов, положительное сальдо платежного баланса, а также предусмотренный в бюджете - 2002 профицит. В случае возникновения проблемы с выплатой внешнего долга эти факторы сыграют роль амортизаторов. В то же время экономика РФ по - прежнему сильно зависит от цен на энергоносители, и это продолжает делать экономику России уязвимой. Кроме того вывоз капитала из РФ связан со слабостью российского финансового сектора. В настоящее время в России одновременно происходят два противоречивых процесса - отток капитала и рост инвестиций. Этому есть простое объяснение. Те, кто зарабатывает деньги, не в состоянии передать их тем финансовым посредникам, которые бы далее инвестировали их в экономику. Люди не видят достойного применения этим деньгам на родине. Основную часть доходов в России получает небольшое число очень крупных компаний. Объем их доходов превышает их возможности для внутренних инвестиций. Главная проблема состоит в том, что эти доходы не перетекают в другие сферы российской экономики. Они будут инвестированы в Россию, только если так решит сама компания, т.к. настоящего финансового посредничества в России пока нет.
Заключение
1. При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.
В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года 35,9% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного валютного займа.
При этом кредиты Правительств иностранных государств составляют 45% в общем объеме государственного внешнего долга. Управление нерыночной частью долга невозможно с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.
2. Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:
3. До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.
4. В действующем законодательстве отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств. Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы координации действий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики.
5. Существует необходимость законодательного реформирования системы управления государственным долгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:
Список использованной литературы