Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 09:37, контрольная работа
Государственное управление страной осуществляется с помощью организации государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, судебные, полицейские, административные). Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и неосновных функций государства (поддержание порядка, защита отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно-воспитательная). В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц, государственных служащих, которые выполняют государственные задачи.
Введение………………………………………………………………….3
1.Понятие государственного и муниципального управления……..…..5
1.1 Понятие государственного управления……………………...……….5
1.2 Понятие муниципального управления………………………………..8
2. Функции и направления государственного и муниципального управления…………………………………………………………………...…12
2.1 Развитие системы функций государственного управления в современных условиях…………………………………………………….…….12
2.2. Основные направления современного государственного и муниципального управления……………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………20
Чтобы понять задачи, принципы построения и компетенцию органов муниципального или иными словами местного самоуправления необходимо обратиться непосредственно к основному закону РФ, т. е. к Конституции РФ:
п. 2 ст. 3 «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»
п. 2 ст. 8 «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
ст. 12 «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».
п. 2. ст. 32 «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
Таким образом, органы муниципального управления в Российской Федерации, признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Они создаются и функционируют в РФ с целью выражения власти народа. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
2. Функции и направления
2.1 Развитие системы функций государственного управления в современных условиях
Ориентиры государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его функции, методы и формы. В свою очередь функции, методы и формы государственного управления указывают на его целевые установки, характер и содержание.
Резкое сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление получили свое отражение в функциях, методах и формах государственного управления.
Вырисовываются два аспекта проблемы:
а) функции государственного управления;
6) функции его субъектов.
Происшедшие преобразования в обществе и государственном управлении не обогатили представлений о сущности и видах его функций в главном, принципиальном. Появились лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Они теперь проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных секторов и различной степени влияния на них государства.
Среди функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и контроль. Значение планирования как функции управления ослаблено и ограничивается как бы в изолированном виде двумя сферами; с одной стороны, централизованной, точнее центральной, с другой, локальной. То есть оно перестало быть ведущей формой и стержнем директивного и адресного централизованного управления.
Однако дискредитация планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него беспочвенны; отказ от планирования вообще - грубейшая ошибка и планирование пробивает себе путь как объективная необходимость нормальной организации государственной работы.
Нередко, чаще всего применительно к экономике, предлагается заменить систему прямого государственного управления системой государственного регулирования, трансформировав в нее необходимые элементы прямого управления. И хотя государственное регулирование стало уже обиходным термином, употребляемым иногда как антипод государственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточно определенным.
Между тем государственное регулирование может пониматься в широком и узком смысле.
В широком смысле оно выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются законы и подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что закон - основной регулятор общественных отношений.
В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления. Сейчас данная функция является приоритетной не только в управлении экономикой, но и социально-культурной сферой.
Содержание и механизм осуществления этой функции включает:
а) нормативное регулирование путем установления общих правил);
б) его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;
в) контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
г) государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;
д) координацию и общее направление их деятельности;
е) содействие ее успешному осуществлению;
ж) определение приоритетов в структурной политике;
з) государственные контракты (договоры);
и) регистрацию;
к) лицензирование и др.
Традиционными инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты, государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением государственного регулирования являются приватизация, применение процедур несостоятельности (банкротства) предприятий и т.д.
Многоплановое государственное регулирование во всех сферах общества - юридическая реальность. Отрицание его есть политика, уводящая от государственно-правовой проблематики, требующей своего разрешения в целях обеспечения нормального социально-экономического развития страны. Она неизбежно ведет к хаосу в управлении.
Государственное регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства. Оно не предполагает вмешательство государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность кроме случаев, когда его возможность прямо предусмотрена правовыми актами. Отношения предприятий и учреждений с органами государственного управления, в том числе с вышестоящими отраслевыми, не являются теперь приоритетным направлением государственного регулирования. Такое регулирование заключается преимущественно в установлении и корректировке общего правового режима их деятельности, охватывает, прежде всего, экономические и социально-культурные процессы в целом. Например, государственное регулирование земельных отношений, реализации промышленной политики и т.п.
Не случайно поиск терминов, выражающих изменившийся характер отношений предприятий с вышестоящими органами, привел к замене термина «управление», отчасти и термина «руководство» формулировкой «органы, на которые возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере) управления».
Конкретизация полномочий вышестоящих органов касается отдельных организационных и специальных вопросов, обусловленных отраслевыми особенностями и формами собственности (наем руководителей, обеспечение общественной безопасности и т.д.).
Государственный контроль - функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и законности, но и с государственным регулированием. Контроль, свойственными ему методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного и негосударственного типа.
Формы, виды и методы контроля на практике реализуются в различных отраслях и сферах. Не представляет собой чего-либо специфического в зависимости от особенностей отраслей и сфер управления контроль представительных органов, полномочных представителей и аппарата Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти общей компетенции, государственный контроль через своих представителей в органах управления акционерных обществ, создаваемых на базе государственной собственности или при наличии ее доли. Много сходного также в ведомственном контроле, осуществляемом по однотипным вопросам в отношении подведомственных объектов. При этом важно иметь в виду, что теперь государственный контроль организуется и осуществляется с учетом особенностей правового положения предприятий, учреждений и организаций государственного и негосударственного секторов в экономике и других сферах. В отдельных областях, особенно затрагивающих коренные интересы всего общества и государства, он не имеет специфики, обусловленной формами собственности (например, надзор за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, контроль за соблюдением законодательства о налогах и т.д.). Его сфера в негосударственном секторе более ограничена, чем в государственном. Так, в задачи государственного контроля не входит проверка производственно-хозяйственной, финансовой деятельности с точки зрения ее эффективности и т.д.
Больше разнообразия среди специализированных форм и видов контроля и надзора. Именно они обуславливаются особенностями отраслей и сфер, функций управления ими.
Такой контроль сформирован либо в виде самостоятельных в организационном и юридическом отношениях (Государственная налоговая служба) или в составе других органов государственного управления (Государственный ветеринарный надзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации).
Он функционирует в качестве вневедомственного, то есть общего для всех отраслей и сфер управления (Государственный земельный контроль), либо в области экономики, или социально-культурной или административно-политической деятельности областей имеются вневедомственные и ведомственные виды специализированного контроля.
2.2. Основные направления современного государственного и муниципального управления
Государственное управление – это организующая исполнительно- распорядительная деятельность органов государственной власти, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном исполнении функций государства.
В совершенствовании современного государственного и муниципального управления в зависимости от характера и предмета совершенствования можно выделить три основных направления: правовое, организационное и информационно-техническое.
1. В правовом направлении акцент
делается на совершенствование
правовых (административных) форм и
методов государственного и
2. В организационном направлении
основное внимание уделяется
совершенствованию
3. В информационно-техническом
направлении осуществляется
При таком подходе к совершенствованию современного государственного и муниципального управления обеспечивается частичное совершенствование управления. Для эффективного совершенствования необходимо все три направления объединить в одно и решать вопросы комплексно.
Такое совершенствование можно осуществить только на основе разработки нормативной модели системы государственного и муниципального управления в форме оргпроекта.
Структура нормативной модели соответствует структуре Г и М управления и включает три подсистемы, каждая из которых в соответствии с принципами иерархичности и делимости системного подхода может рассматриваться в качестве системы относительно элементов ее образующих: административно – организационная, технического и управленческого труда.
К общим принципам организации построения и совершенствования системы государственного и муниципального управления относятся принцип триединости и принцип первого руководителя.
Сущность принципа триединости заключается в том, что совершенствование Г и М управления рассматривается как совокупность научных исследований и проектных разработок по проблемам управления, подготовки и переподготовки управленческих кадров и осуществление работ по совершенствованию управления на конкретных объектах.
Заключение
Государственное и муниципальное управление в России, как и в других странах, имеет много различных сторон: управление экономикой, социальными и политическими процессами, культурой, некоторыми аспектами духовной жизни общества, поведением людей, имеющим общественное значение. В каждой из этих сторон - своя сфера регулирующей деятельности органов государства (Федерации), субъектов РФ, органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Каждая из них имеет своп особенности. Управление финансами строится иначе, чем вооруженными силами, а сельским хозяйством - по-другому, чем в сфере средств массовой информации, городским транспортом в муниципальном образовании - иначе, чем железнодорожным на территории государства. Эти особенности, своеобразные формы, приемы, методы в различных сферах жизни изучаются специальными дисциплинами.
Информация о работе Актуальность государственного и муниципального управления в современных условиях