Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 10:35, реферат
В данной работе будет рассмотрено понятие образовательных услуг, приведен перечень законодательных актов, регулирующих рассматриваемые договорные отношения. Вообще договоры об образовательных услуг можно разделить на два вида: возмездные и безвозмездные. В первом разделе будут приведены точки зрения по данному вопросу, который является дискуссионным. Авторы, считающие, что договор на оказание безвозмездных образовательных услуг имеет право на существование, дискутируют, что данный вид договора схож с договорм дарения. Их точка зрения также будет приведена в первом разделе.
Введение 3
1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 4
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 9
3. ВИДЫ ДОГОВОРОВ НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 22
Заключение 28
Список использованных источников 29
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Удмуртский государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра международных экономических отношений и права
РЕФЕРАТ
По курсу «Хозяйственное право»
на тему: Договор на оказание образовательных услуг
Выполнил
студент гр.
Проверил
Ижевск 2012
Содержание
Введение 3
1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 4
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 9
3. ВИДЫ ДОГОВОРОВ НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 22
Заключение 28
Список использованных источников 29
Введение
Основная цель образовательного учреждения оказать образовательную услугу либо за счет средств федерального бюджета, либо за счет потребителей этих услуг (они могут оплачиваться третьими лицами).
В гражданско-правовом законодательстве договорные отношения об образовательных услугах регулируются общими положениями, что на практике приводит к коллизиям.
В данной работе будет рассмотрено понятие образовательных услуг, приведен перечень законодательных актов, регулирующих рассматриваемые договорные отношения. Вообще договоры об образовательных услуг можно разделить на два вида: возмездные и безвозмездные. В первом разделе будут приведены точки зрения по данному вопросу, который является дискуссионным. Авторы, считающие, что договор на оказание безвозмездных образовательных услуг имеет право на существование, дискутируют, что данный вид договора схож с договорм дарения. Их точка зрения также будет приведена в первом разделе.
Во втором разделе будет рассмотрена содержательная сторона договора на оказание образовательных услуг. А именно, рассмотрим кто является сторонами договора, существенные условия договора, права и обязанности сторон в договоре, основания расторжения договора, а также ответственность сторон за нарушение договора.
В третьем разделе несколько подробнее рассмотрим безвозмездные и возмездные договоры, хотя основной упор будет сделан на безвозмездные договоры оказания услуг.
1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Под образованием в Законе «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 (ред. от 10.07.2012) понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств);
2) профессиональные (основные и дополнительные);
3) профессиональной подготовки.
Основная цель образовательного учреждения оказать образовательную услугу либо за счет средств федерального бюджета, либо за счет потребителей этих услуг (они могут оплачиваться третьими лицами).
Договор на оказание образовательных услуг относится к гражданско-правовым договорам. С одной стороны данные отношения регулируются гл. 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг", с другой стороны Законом "О защите прав потребителей".
В описанной сфере возникает довольно большое количество судебных споров. Образовательные учреждения включают в договор со студентом условие, по которому при отчислении студента, при расторжении договора по обоюдному согласию либо по любой другой причине денежные средства, уплаченные за обучение, возврату не подлежат. При этом в суде возникает тот же вопрос: является ли студент потребителем? Если суд признает его потребителем (заказчиком), то на образовательное учреждение по правилам ст. 782 ГК РФ ложится бремя по доказыванию фактически понесенных расходов на обучение конкретного студента, что на практике образовательному учреждению не удается.
Например, районный суд Санкт-Петербурга вынес решение о взыскании с образовательного учреждения денежных средств, уплаченных за обучение студента, которые образовательное учреждение отказывалось возвращать, ссылаясь на условия договора, которыми возврат денежных средств не предусмотрен (дело от 01.10.2009 N 2-3329/09).
Еще ряд законов, регулирующих рассматриваемые договорные отношения:
Закон Российской Федерации от 10 июня 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 10.07.2012).
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (ред. от 25.06.2012).
Гражданский кодекс Российской Федерации глава 4 параграф 1, 5, глава 9 параграф 1,2,3, глава 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, глава 39 ст. 779 - 783., глава 59.
Федеральный закон № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. 27.08.2012).
Данные правовые акты лишь в общем виде регулируют договорные отношения в сфере образовательных услуг, поэтому на практике возникает множество коллизий (см. пример выше). Рассмотрим сходные договоры с договорами безвозмездного оказания образовательных услуг. Данный вопрос является дискуссионным.
Большинство гражданско-правовых договоров могут быть как возмездными, так и безвозмездными. Однако только в одном названии договора - «договор на оказание возмездных услуг», - законодатель обозначил признак возмездности. Большинство авторов, затрагивающих вопрос о праве на существование безвозмездного договора на оказание услуг, склоняется к тому, что данный договор может быть и безвозмездным. Другие авторы с определенной долей оговорок склоняются к тому, что данные отношения вписываются в рамки договора дарения; схожая точка зрения была высказана А.Л. Маковским, согласно которой к безвозмездным договорам с обязанностью дарителя оказать для одаряемого определенные услуги наряду с положениями главы 32 ГК РФ могут при необходимости применяться по аналогии и правила ГК РФ о соответствующих возмездных договорах. Не отрицает наличие безвозмездных договорных отношений по оказанию услуг и Е.Г. Шаблова, полагающая, что основания оказания услуг профессиональными услугодателями на безвозмездных началах могут быть установлены только законом и такой правовой режим должен иметь социальную или иную мотивацию (например, образовательные услуги, к которым в подобных случаях могут применяться по аналогии нормы главы 39 ГК).
В то же время высказана и диаметрально противоположная точка зрения, отрицающая наличие безвозмездных договоров на оказание услуг.
По мнению некоторых авторов, договор на оказание безвозмездных услуг имеет право на существование и к нему по аналогии должны применяться правила главы 39 ГК РФ (а не договора дарения и иных договоров). Если могут существовать безвозмездные услуги, облекаемые в правовую форму, например, договора поручения, хранения, предметом которых являются «услуги в широком смысле слова», то почему не могут облекаться в правовую форму «услуги в узком смысле слова»?
2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В помощь образовательным учреждениям и организациям Минобразованием утвержден ряд документов:
- Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования;
- Приказ Минобразования России от 28.07.2003 N 3177, которым утверждена примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования;
- Приказ Минобразования России от 10.07.2003 N 2994, которым утверждены примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования.
Стороны договора на оказание образовательных услуг.
Сторонами договора на оказание возмездных образовательных услуг выступает образовательное учреждение и физическое лицо - потребитель образовательной услуги. Если в качестве заказчика по договору на оказание возмездных образовательных услуг выступает организация, то в данном случае имеет место конструкция договора в пользу третьего лица, т.е. обучающегося (ст. 430 ГК РФ). Даже если договор подписывают три лица (исполнитель, заказчик, потребитель), то его никак нельзя рассматривать в качестве трехстороннего договора. Целью договора на оказание возмездных образовательных услуг является оказание образовательных услуг обучающемуся - потребителю, заказчик лишь оплачивает обучение. В связи с этим неверной представляется позиция Минобразования РФ, которое рассматривает договор на оказание платных образовательных услуг с участием исполнителя, заказчика и потребителя платных услуг в качестве трехстороннего договора.
Если потребитель образовательных услуг не достиг 18-и летнего возраста, то договор на оказание возмездных образовательных услуг он вправе подписать лишь при наличии письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26 ГК РФ).
Существенные условия договора на оказание образовательных услуг.
Из ст.ст. 779, 781 ГК РФ следует, что существенными условиями договора на оказание возмездных услуг являются предмет, порядок осуществления расчетов заказчиком. Кроме того, так как к данному договору субсидиарно применяются правила о договоре подряда, следует, что и срок является его существенным условием; п. 3 ст. 46 Закона об образовании к существенным условиям данного договора относит уровень образования, срок обучения, размер платы за обучения.
Отдельные авторы расширяют состав существенных условий данного договора. Например, С.В. Куров дополнительно к указанным выше условиям относит права и обязанности сторон, ответственность сторон, характер оказания услуги (групповой, индивидуальный), форма выдаваемого документа. Кроме того, он считает необходимым в качестве обязательного условия прилагать к договору учебный план обучения, который не может быть изменен образовательной организацией в течение срока действия договора без согласования с обучающимся (заказчиком услуги). О.А. Уханов наряду с указанными в ст. 46 Закона об образовании условиями выделяет условия приема в образовательное учреждение, проведение промежуточных аттестаций, подтверждение предоставленных образовательных услуг, реализация льгот, предусмотренных законодательством, условия расторжения договора и ответственности сторон. Другие авторы значительно сужают состав существенных условий договора на оказание возмездных образовательных услуг, относя к ним только его предмет1.
По мнению Кваниной В.В., не все указанные условия могут рассматриваться в качестве существенных условий договора на оказание возмездных образовательных услуг. Во-первых, условия договора, в том числе существенные, определяют права и обязанности сторон. В силу этого они (права и обязанности) не могут выступать в виде условий договора; во-вторых, условия приема в образовательное учреждение находятся за пределами договора; в-третьих, условие о проведении промежуточных аттестаций закрепляется в локальных актах вуза и нет смысла дублировать их в договоре; в-четвертых, об условии по поводу льгот возразить что-либо сложно, так как не вполне ясно, о чем идет речь; в-пятых, учебный план ежегодно утверждается вузом (что вполне оправданно), в связи с этим он не может оставаться неизменным в течение всего срока обучения, а, следовательно, не может выступать в качестве существенного условия договора.
В свою очередь, по мнению Кваниной В.В., к существенным условиям договора на оказание возмездных образовательных услуг следует отнести и закрепить в Законе об образовании следующие условия: 1) предмет; 2) срок обучения; 3) порядок осуществления расчетов заказчиком; 4) размер платы за обучение; 5) уровень образования; 6) ответственность сторон. Введение последнего условия в круг существенных необходимо с позиции защиты прав обучающегося.
Права и обязанности сторон в договоре на оказание образовательных услуг.
В договоре должны быть отражены права Заказчика (Потребителя):
- требовать от Исполнителя выполнения качественных услуг, соответствующих предмету договора;
- требовать возврата сумм, уплаченных за платные дополнительные образовательные услуги, оказанные без его согласия;
- расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если недостатки были устранены с нарушением срока, установленного в договоре, и являются существенными;
- расторгнуть договор на оказание платных дополнительных образовательных услуг в любое время, возместив Исполнителю расходы за выполненную работу и прямые убытки, причиненные расторжением договора;
- требовать возмещения вреда, причиненного Исполнителем вследствие необеспеченности безопасности предоставления услуг;
- обращаться к учителям по вопросам, касающимся процесса обучения в образовательном учреждении;
- получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний, умений и навыков, а также о критериях этой оценки, пользоваться имуществом Исполнителя, необходимым для осуществления образовательного процесса, во время занятий, предусмотренных расписанием, дополнительными образовательными услугами, не входящими в учебную программу, на основании отдельно заключенного договора.
Информация о работе Договор на оказание образовательных услуг