Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:44, реферат
Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельностипредставляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.
Вред, причиненный юридическому
лицу и индивидуальному
Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Заявления об обжаловании
действий (бездействия) органов государственного
контроля (надзора) и их должностных
лиц подлежат рассмотрению в порядке,
установленном
Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.
В настоящей главе в
силу ограниченности объема учебника
рассмотрены лишь отдельные средства
государственного регулирования
Виды и формы
государственного регулирования
предпринимательской деятельности
Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономи-ческой системы.
Цель государственного регулирования
предпринимательской
1) создание условий
2) стратегическое планирование
науки и научно-технического
3) решение макроэкономических проблем:
Специфика рыночных отношений,
так же как и вид субъекта предпринимательской
деятельности, обусловливает пределы,
формы и методы государственного
контроля, регулирования и управления
предпринимательской
При выборе средств государственно-
Государственно-правовому
регулированию в большей
Рынок – система экономических
отношений между продавцами и
покупателями, основными элементами
которой являются спрос, предложение
и цена. Поскольку эти элементы
не во всем предсказуемы, говорить об эффективности
прямого государственно-
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:
На практике и в теории
многие считают, что характер отношений
между государством и субъектом
предпринимательской
Основные направления
в государственном
1. Установление целей
развития рынка. В
2. Государственное
В обществе существуют две формы управления: государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).
Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле – это деятельность исполнительных органон власти.
Принципы государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть – материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр – регион).
Функции государственного управления:
7.2. Методы государственного
регулирования
Методы государственного
регулирования деятельности хозяйствующих
субъектов реализуются в
1) административные (запрет,
юридическая ответственность,
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.
Следует отметить, что на
современном этапе развития рыночных
отношений в государстве
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
7.3. Антимонопольное
регулирование
Понятие
конкуренции и
Конкуренция является необходимой
предпосылкой рыночной экономики. Она
означает состязательность участников
рынка, когда их самостоятельные
действия эффективно ограничивают возможность
каждого из них односторонне (монопольно)
воздействовать на общие условия
обращения товаров на соответствующем
товарном рынке. Противоположностью конкуренции
выступает монополистическая
Конкуренция разрешена законом,
а монополистическая
На поддержание конкуренции
и ограничение
К источникам антимонопольного законодательства относится Конституция РФ, ст. 8, которая устанавливает в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.
Антимонопольные нормы содержатся
в ст. 10, п. 2.3, ст. 57, п. 1, ст. 103 Гражданского
кодекса РФ; в Законе РСФСР от
22 марта 1991 г., "О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" с
изменениями от 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г.,
2 января 2000 г.; ФЗ РФ от 23 июня 1999 г. "О
защите конкуренции на рынке финансовых
услуг", указах Президента РФ, постановлениях
и распоряжениях Правительства.
Рынок финансовых услуг регулируется
нормативными актами Центрального банка
РФ и федеральных органов
При изучении данной темы следует обратить внимание, что впервые в законе даются юридические понятия товара, товарного рынка, финансовой услуги, рынка финансовых услуг, хозяйствующего субъекта и другие понятия.
Виды монополистической деятельности
Нормальному развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно ст.4 Закона о конкуренции, монополистическая деятельность – это действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Видами монополистической деятельности являются:
1. Злоупотребление хозяйствующим
субъектом доминирующим
Злоупотребление хозяйствующих
субъектов доминирующим положением
на рынке выражается в том, что
антимонопольное
Информация о работе Государственный контроль за предпринимательской деятельностью