Холдинги в праве Республики Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 23:53, реферат
Описание работы
1.Биржи как субъекты хозяйственной деятельности
2.Особенности создания бирж. Органы управления биржей
3. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах
4.Правовое регулирование деятельности фондовых бирж
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЧАСТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БИП-Институт
правоведения»
УСР
По
дисциплине «Хозяйственное право»
На тему: «Холдинги в праве
Республики Беларусь»
Работу выполнил:
Студент 4 курса дневного отделения
Специальности «Правоведение»
Гр. ПВ-112 Д.А.Бураев
Проверил:
преподаватель
П.М. Умарова
Могилев,2014г
ПЛАН
1. Биржи
как субъекты хозяйственной деятельности
2. Особенности создания
бирж. Органы управления биржей
3. Товарные биржи. Сделки,
совершаемые на товарных биржах
4. Правовое
регулирование деятельности фондовых
бирж
1) Правовое положение
субъектов хозяйственного права
предопределяется не только организационно-правовой
формой, но и в значительной
мере зависит от характера
их деятельности. Особым правовым
статусом обладают, в частности,
банки, биржи; имеет свою специфику
предпринимательская деятельность
некоммерческих организаций.
Правовое положение коммерческих
банков определяется законом "О банках
и банковской деятельности в Республике
Беларусь". Банк - это коммерческое учреждение,
привлекающее денежные средства юридических
и физических лиц и от своего имени размещающее
их на условиях возвратности, платности
и срочности, а также осуществляющее иные
банковские операции.
Компетенция коммерческих банков
реализуется исключительно в денежно-финансовой
сфере. Коммерческим банкам запрещается
осуществлять операции по производству
и торговле материальными ценностями,
а также по страхованию всех видов, за
исключением страхования валютных и кредитных
рисков.
Под биржей понимается учреждение,
в котором осуществляются биржевые торги
(купля-продажа товаров, ценных бумаг,
валюты).
Биржи бывают товарные и фондовые.
Правовое положение товарных бирж определяется
законом "О товарных биржах". На товарной
бирже продаются и покупаются товары,
определяемые родовыми признаками, индивидуально-определенные
вещи биржевым товаром не являются.
2) Особенностью правового положения
биржи является то, что в собственно биржевой
торговле биржа не участвует, никаких
сделок в ходе торгов она не заключает.
Биржа только организует и регулирует
биржевую торговлю.
Товарная биржа может создаваться
в форме открытых и закрытых акционерных
обществ. Суммарная доля иностранных учредителей
не должна превышать 25 процентов.
Высшим органом биржи является
собрание членов биржи. Членство в бирже
возникает посредством участия в формировании
уставного капитала биржи. Порядок вступления
в члены биржи определяется ее учредительными
документами.
Биржевая торговля осуществляется,
как было отмечено, в форме гласных публичных
торгов, проводимых в заранее определенном
месте и в определенное время по установленным
биржей правилам.
3) Биржевые сделки, как правило,
совершаются через брокеров, которые являются
постоянными участниками биржевых торгов.
Отношения субъектов, заключающих биржевые
сделки через брокеров, и отношения брокеров
с клиентами регулируются договорами.
Однако биржа может регламентировать
взаимоотношения биржевых посредников
и их клиентов, применять в установленном
порядке санкции к биржевым посредникам,
нарушающим установленные ею правила
взаимоотношений биржевых посредников
с их клиентами (Закон "О товарных биржах").
Некоторые вопросы деятельности
брокеров определяются законом. Так, в
соответствии с Законом РБ "О товарных
биржах" брокеры обязаны вести учет
сделок по каждому клиенту и хранить эти
сведения в течение пяти лет со дня совершения
сделки. По требованию Комиссии по товарным
биржам брокер обязан предоставить ей
сведения о совершенной сделке.
Правила, регламентирующие
биржевую торговлю, способы совершения
и оформления сделок принимаются каждой
биржей самостоятельно. Вместе с тем Закон
РБ "О товарных биржах" устанавливает
обязательный перечень регламентации,
которые вводятся в Правила биржевой торговли
на всех товарных биржах.В Правилах должны
быть определены:
-порядок проведения биржевых
торгов;
-виды совершаемых на бирже
сделок;
-наименования товарных секций;
-перечень основных структурных
подразделений биржи;
-порядок информирования участников
биржевой торговли о предстоящих биржевых
торгах;
-порядок регистрации и учета
биржевых сделок;
-порядок котировки цен биржевых
товаров;
-порядок взаимных расчетов
членов биржи и других участников биржевой
торговли при заключении биржевых сделок;
-меры по контролю за процессом
ценообразования на бирже в целях недопущения
резкого дневного повышения или понижения
уровней цен, искусственного завышения
или занижения цен, сговора или распространения
ложных слухов с целью воздействия на
цены;
-перечень нарушений, за которые
биржей взыскиваются штрафы с участников
биржевой торговли, а также размеры штрафов
и др.
В связи с важной ролью товарных
бирж в организации экономического оборота
законом предусмотрено государственное
регулирование их деятельности, которое
осуществляется Комиссией по товарным
биржам. Эта комиссия:
-выдает лицензии на организацию
биржевой торговли;
-контролирует соблюдение законодательства
о биржах;
-рассматривает жалобы участников
биржевой торговли на злоупотребления
и нарушения законодательства о биржевой
торговле.
Комиссия по товарным биржам
вправе выдавать биржам обязательные
предписания об изменении учредительных
документов, Правил биржевой торговли,
решений органов управления биржей и т.д.
Она может также выдавать предписания
биржевым посредникам об устранении нарушений
в их деятельности, вправе применить к
бирже и биржевым посредникам санкции
за нарушение закона и несвоевременное
исполнение предписаний Комиссии.
4) Специфическим является правовое
положение фондовых бирж. Фондовая биржа
может заниматься только организацией
обращения ценных бумаг, иной деятельностью
она заниматься не вправе. Для ведения
деятельности с ценными бумагами она должна
получить лицензию Минфина РБ.
В установленном законом порядке
предпринимательской деятельностью могут
заниматься и некоммерческие организации.
Их деятельность не преследует непосредственно
цели извлечения прибыли, в соответствии
с действующим законодательством некоммерческие
организации создаются для удовлетворения
духовных и иных потребностей, их участники
решают в рамках этих организаций социальные,
благотворительные и другие общественно-полезные
задачи, поэтому некоммерческие организации
обладают правами, соответствующими целям
их деятельности, предусмотренным в учредительных
документах некоммерческой организации,
то есть они обладают так называемой специальной
(целевой) правоспособностью. Предпринимательской
деятельностью некоммерческие организации
могут заниматься лишь постольку, поскольку
это служит достижению целей, ради которых
создана некоммерческая организация.
Юридические лица, являющиеся
некоммерческими организациями, могут
создаваться в форме потребительских
кооперативов, общественных и религиозных
организаций (объединений), финансируемых
собственником учреждений, благотворительных
и иных фондов, а также в других формах,
предусмотренных законом.
Специфическими субъектами
хозяйственного права являются инвестиционные
компании и фонды. Их правовой статус определяется
Положением "Об инвестиционном фонде
Национального банка Республики Беларусь"
9 марта 1998 г. №15 и другими нормативными
документами.
Инвестиционная компания представляет
собой организацию, имеющую специальную
компетенцию в сфере эмиссии (выпуска)
и обращения ценных бумаг.
Важнейшим направлением деятельности
инвестиционных компаний является выполнение
посреднических функций по реализации
ценных бумаг организаций - эмитентов,
в частности, они оказывают содействие
акционерным обществам в реализации их
акций.
Деятельностью в сфере эмиссии
(выпуска) и обращения ценных бумаг занимаются
и инвестиционные фонды. Они могут образовываться
в форме акционерных обществ.
Инвестиционные фонды выпускают
акции с целью привлечения средств инвесторов.
Эти средства они вкладывает в ценные
бумаги, а также на банковские счета и
во вклады, а акционерам выплачивает доходы,
получаемые от этих вложений. Инвестиционные
фонды могут быть открытыми и закрытыми.
Открытый инвестиционный фонд обязан
выкупать свои ценные бумаги по требованию
их владельцев, а закрытый делать этого
не обязан.4
Как уже было отмечено, в хозяйственной
деятельности участвуют государство,
а также административно-территориальные
образования. Формы их участия различны,
государство воздействует на хозяйственную
деятельность, регулирует и контролирует
ее; кроме того, государство и административно-территориальные
единицы организуют деятельность подведомственных
предприятий. Созданные государством
(Республикой Беларусь) и административно-территориальными
единицами юридические лица являются
самостоятельными субъектами хозяйствования,
они не отвечают по обязательствам своих
учредителей, в свою очередь, Республика
Беларусь, административно-территориальные
единицы также не несут ответственности
по обязательствам созданных ими юридических
лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Участие РБ и административно-территориальных
единиц в хозяйственном (экономическом)
обороте возможно и на основе договорных
отношений. Являясь субъектами права собственности,
они вступают в сделки, связанные с отчуждением
собственности, сдачей ее в аренду, обременением
залогом и др., и становятся таким образом
участниками обязательственных правоотношений.
В соответствии со статьей 124 Гражданского
кодекса Республики Беларусь государство
(Республика Беларусь) и административно-территориальные
единицы участвуют в экономическом обороте
на равных началах с иными участниками
этих отношений, к ним применяются нормативные
положения, определяющие участие юридических
лиц в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, если иное не вытекает
из закона или особенностей данных субъектов.
Гражданские права и обязанности Республика
Беларусь и административно-территориальные
единицы приобретают и осуществляют соответственно
через органы государственной власти
и органы местного самоуправления в рамках
их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов, а
несут ответственность по своим обязательствам,
принадлежащим им на праве собственности
имуществом.
Список использованных источников:
1)Гражданский кодекс Республики
Беларусь: Кодекс Республики Беларусь,
7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатов представителей
28 октября 1998 г.: одобрен Советом Республики
19 ноября 1998 г: в ред. от 11.07.2014 г. № 108-З //
Консультант Плюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,
Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь.
– Минск, 2014Закон "О банках и банковской
деятельности в Республике Беларусь"
2)Закон
"О товарных биржах" 5 января 2009 г. № 10-З с изм.
и доп. от 1 июля 2014 г. № 174-З (Национальный правовой
Интернет-портал Республики Беларусь,
10.07.2014, 2/2172) <H11400174>
3)Положение "Об инвестиционном
фонде Национального банка Республики
Беларусь" 9 марта 1998 г. №15 по состоянию
на 5 февраля 2009 года
4) Положение «О лицензировании
профессиональной и биржевой деятельности
по ценным бумагам» от 10 ноября 1998 г. №31/11.
5) Закон Республики Беларусь
«О банках и банковской деятельности в
Республике Беларусь» от 14 декабря 1990
г. №465-12.
6) Национальный банк Республики
Беларусь «О положении о порядке создания,
лицензирования и прекращения деятельности
банков на территории Республики Беларусь»
15 июня 1998 г. №23-09/261.
7) Национальный банк Республики
Беларусь «Рекомендации по подготовке
Устава банка» 2 апреля 1993 г. №144.
8) Указ Президента Республики
Беларусь «О мерах по регулированию
банковской деятельности в Республике
Беларусь» 24 мая 1996 г. №209 г. Минск.
9) Постановление правления Национального
банка Республики Беларусь «Об утверждении
правил создания и регулирования деятельности
банков на территории СЭЗ Республики Беларусь»
24 февраля 2000 г. №32.
10)http://adhdportal.com/book_821_chapter_13_Glava_III._Subekty_predprinimatelskojj_dejatelnosti,_imejushhie_osobyjjpravovojj_status.html
Информация о работе Холдинги в праве Республики Беларусь