Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:19, лекция
1. Сущность хозяйственного механизма торговой организации.
2. Хозяйственный расчёт как метод хозяйствования.
3. Планирование и прогнозирование как метод управления.
4. Стимулирование деятельности торговой организации как элемент хозяйст-венного механизма.
5. Структура управления торговой организацией в современных условиях.
Хозяйственный механизм торговли и его основные элементы
1. Сущность хозяйственного механизма организаций торговли.
Хозяйственный механизм торговой организации – совокупность форм и методов организации ее деятельности или способ организации деятельности, основанный на системе функционирования экономических отношений.
Экономические отношения выступают в виде следующих хозяйственных форм:
- планирования и прогнозирования;
- ценообразования;
- хозяйственного (коммерческого) расчета;
- механизма получения прибыли;
- кредитования;
- налогообложения и др.
Хозяйственный механизм торговой организации является подсистемой хозяйственного механизма всего хозяйственного комплекса региона. Различают теоретический, нормативный и реальный хозяйственный механизм.
Отличительные черты хозяйственного механизма организаций торговли в условиях рынка:
- ориентация хозяйственного механизма на более полное удовлетворение потребностей населения;
- повышение самостоятельности и самоокупаемости каждого хозяйственного звена и структурных подразделений торговой организации;
- планирование деятельности
Бизнес-план – программа деятельности организации, план конкретных мер по достижению конкретных целей фирмы, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.
- стратегия получения
- сочетание личных и
Хозяйственный механизм торговой организации состоит из следующих элементов (звеньев):
Основные направления совершенствования хозяйственного механизма:
+
Различают следующие виды хозяйственного механизма: теоретический, нормативный, реальный. Эти разновидности вполне применимы и для механизма экономического регулирования хозяйственной деятельности предприятий торговли.
Теоретический хозяйственный механизм
представляет собой экономическую модель функционирования организаций
торговли, которая основана на разработанных
наукой представлениях об устройстве,
закономерностях и путях развития экономики.
Нормативный хозяйственный механизм определяется комплексом фиксированных экономических отношений, которые базируются на юридических нормативных актах и направлены на развитие торговой деятельности.
Реальный хозяйственный механизм представляет собой как нормативные, так и стихийно проявляющиеся экономические формы хозяйствования торговых организаций в условиях рыночной экономики.
2. Хозяйственный расчёт как метод хозяйствования.
+
В условиях рынка основным методом воздействия на экономику предприятия является экономический, который предполагает сопоставление результатов и затрат, осуществление деятельности субъекта хозяйствования любой формы собственности на хозяйственной основе, за счет собственных средств. Если же предприятие становится неплатежеспособным, то оно самоликвидируется, т.к. ни государство, ни какой-либо другой хозяйственный орган не несет ответственности по его обязательствам, не отвечает за его долги. Применительно к субъекту хозяйствования рассматриваемый метод называется коммерческим расчетом, а для внутрихозяйственных структур предприятия –хозяйственный расчет.
Коммерческий расчет является методом эффективного ведения хозяйства, основанным на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности, возмещения расходов собственными доходами.
В результате коммерческой деятельности предприятие - товаропроизводитель должно получать прибыль, доход.
Хозяйственный расчет в условиях рыночных отношений является модификацией коммерческого расчета, реализуемого на уровне структурных подразделений предприятия. Исходя из этого понимания термины хозяйственный расчет, внутрихозяйственный расчет, внутрипроизводственный хозрасчет – синонимы.
Коммерческий расчет как экономическая категория выражает отношения предприятия с внешней средой, с государством, с покупателями, поставщиками, банками и т.д. по поводу производства, распределения, обмена и потребления вновь созданной стоимости (товара).
Хозяйственный расчет как экономическая категория выражает отношение внутри предприятия между работниками, подразделениями и с администрацией по поводу производства, распределения, обмена и потребления части вновь созданной стоимости (товара).
Механизм коммерческого и хозяйственного расчета реализуется на предприятии на определенных основополагающих принципах.
Хозяйственный расчёт представляет собой метод ведения и управления торговой деятельностью, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности и нацелен на получение прибыли.
Сущность хозяйственного расчета на современном этапе перехода к рынку раскрывается через следующие его основные принципы:
- хозяйственно-оперативная
- самоокупаемость и самофинансирование торговой деятельности. Самоокупаемость предполагает покрытие расходов (текущих затрат) доходами и является первой ступенью хозяйственного расчета. Самофинансирование – более высокая ступень хозяйственного расчета, предполагает не только покрытие затрат, но и расширение объемов деятельности за счет получения достаточной прибыли для расширения объёмов деятельности;
- материальная
- материальная ответственность предполагает несение ответственности торговой организацией и ее работниками за нерациональное использование всех видов ресурсов, а также возмещение прямых убытков партнерам (пеня за нерациональное использование кредита, санкции за недопоставку и несвоевременную поставку товаров и др.);
- экономическая ответственность – понятие шире ,чем материальная ответственность и означает, что организация за принимаемые решения отвечает также режимом хозяйствования и степенью доверия, используя не только денежные резервы, но и собственность, что грозит банкротством;
- социальная ответственность пре
- денежный и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью торговой организации.
Хозяйственный расчет выступает в двух формах: полный и внутренний.
Для полного хозрасчёта соблюдаются все вышеперечисленные принципы.
Для внутреннего хозяйственного расчета изменяется содержание 1 и 2 принципов:
Внутренний хозяйственный расчет составная часть полного хозяйственного расчета и выступает в следующих формах:
- хозрасчет хозяйственных единиц (магазин, столовая);
- хозрасчет структурных подразделений (участок, цех);
- хозрасчет бригад (отделов);
- коллективный подряд с
3. Планирование и
прогнозирование как метод
Планирование – это процесс, предусматривающий выполнение намеченной системы мероприятий с указанием порядка последовательности и сроков их выполнения.
Применительно к торговой организации, этот процесс означает экономическое обоснование основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности организации на основании использования внешней и внутренней информации..
Прогнозирование, в отличии от планирования, строится на предположении на более длительную перспективу и не позволяет в полной мере учесть условия деятельности организации, поэтому планирование в большей степени позволяет уменьшить и порой избежать риска в коммерческой и финансовой деятельности.
На уровне торговых организаций разрабатываются прогнозы на 2-3 года и план торгово-финансовой деятельности на предстоящий год.
По отдельным крупным торговым сделкам или инвестиционным проектам в современных условиях необходимо разрабатывать бизнес-планы, которые представляют собой конкретную программу действий торговой организации, включающую описание проекта, анализ рынка и конкурентов, план продажи или строительства, план финансирования со сроками возврата кредита, экономическое обоснование эффективности проекта.
Планирование как процесс включает в себя четыре этапа:
Кроме того, планирование является экономическим методом руководства и управления хозяйственной деятельностью торговых организаций.
Этот элемент хозяйственного механизма в условиях рыночной конкуренции приобретает черты бизнес - планирования и самостоятельности.
4.Стимулирование деятельности торговой организации как элемент хозяйственного механизма.
Стимулирование (или мотивация) деятельности торговой организации как элемент хозяйственного механизма включает в себя: заинтересованность и ответственность. Система стимулирования характеризуется экономическими рычагами и стимулами:
- формы и системы оплаты труда;
- механизм распределения прибыли;
- механизм ценообразования;
- кредитный механизм;
- налоговый механизм;
- конкуренция.
Таким образом, хозрасчетное стимулирование связано с организацией, оплатой и мотивацией труда, а также с хозяйственной и финансовой деятельностью торговой организации.
+ Действенность и эффективность хозрасчетного стимулирования зависит от взаимодействия таких важнейших сторон в хозяйственной деятельности торговой организации, как заинтересованность и ответственность работников.
5. Организационная структура управления торговой организацией в современных условиях.
Организационная структура управления является организационной формой разделения труда по принятию и реализации управленческих решений, характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. Организационная структура управления должна быть оптимальной, направленной на повышение стимулирования деятельности организации и на рост прибыли.
Информация о работе Хозяйственный механизм торговли и его основные элементы