Источники хозяйственно-процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:13, реферат

Описание работы

Источники гражданского процессуального права как внешняя форма выражения права — это нормативные акты различного уровня, содержащие нормы указанной отрасли права, а именно нормы, которые регулируют порядок осуществления хозяйственного судопроизводства.
Основными источниками любой отрасли права являются нормативно-правовые акты государства. Нормативно-правовой акт представляет собой результат правотворческой деятельности компетентных государственных органов, который устанавливает, изменяет или прекращает те или иные права и обязанности для определенных субъектов государства.

Содержание работы

1. Понятие источников хозяйственно- процессуального права……………………………………………………………………..2
2. Виды источников хозяйственно- процессуального права ..……..3

Файлы: 1 файл

индивидуальная по хоз процессу.docx

— 26.19 Кб (Скачать файл)

Содержание.

  1. Понятие источников хозяйственно- процессуального права……………………………………………………………………..2
  2. Виды источников хозяйственно- процессуального  права ..……..3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие и  источников хозяйственно- процессуального права.

Источники гражданского процессуального  права как внешняя форма выражения  права — это нормативные акты различного уровня, содержащие нормы указанной отрасли права, а именно нормы, которые регулируют порядок осуществления хозяйственного судопроизводства.

Основными источниками любой  отрасли права являются нормативно-правовые акты государства. Нормативно-правовой акт представляет собой результат правотворческой деятельности компетентных государственных органов, который устанавливает, изменяет или прекращает те или иные права и обязанности для определенных субъектов государства.

Иногда под источниками  права подразумевают некоторые  материалы, документы, по которым можно  знакомиться с содержанием права, его основными принципами и предметом  регулирования. Источники хозяйственного процессуального права весьма разнообразны. Их классификация может быть по различным критериям. Так, например, по органу, издающему тот или иной источник:

  1. Верховная Рада Украины принимает законы и постановления
  2. Президент издаёт указы и распоряжения
  3. Кабинет Министров – постановления и распоряжения
  4. Министерства и ведомства принимают различные приказы и инструкции.

 

    По силе нормативного  влияния источники гражданского  процессуального права можно  разделить на законы и подзаконные  нормативные акты.

 

 

 

 

    1. Виды источников хозяйственно- процессуального  права.

К источникам гражданского процессуального права относятся:

1. Конституция  Украины, возглавляет систему источников хозяйственного процессуального права. Такой статус Конституции Украины обеспечивается прежде всего такими ее свойствами:

а) устанавливает общие  правила судебной защиты конституционных  прав;

б) определяет судебную систему  Украины;

в) определяет правовое положение  для некоторых участников хозяйственного судопроизводства;

г) определяет основные принципы судопроизводства;

д) является законом прямого  действия.

Постановление Пленума Верховного Суда Украины «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» № 9 от 1 ноября 1996 разъясняет, что суд непосредственно применяет Конституцию в случае, если: 

1) по содержанию норм  Конституции не вытекает необходимость  дополнительной регламентации ее  положений законом;

2) закон, который действовал  до вступления в силу Конституции  или принятый после этого, противоречит  ей;

3) правоотношения, которые  рассматриваются судом, законом  Украины не урегулированы, а  нормативно-правовой акт, принятый  Верховной Радой и Советом  министров Автономной Республики  Крым, противоречит Конституции Украины;

4) Указы Президента Украины,  которые вследствие их нормативно-правового характера подлежат применению судами при разрешении конкретные судебных дел, противоречат Конституции Украины.      Если из содержания конституционной нормы вытекает необходимость дополнительной регламентации ее положений законом, суд при рассмотрении дела должен применить только тот закон, который основывается на Конституции и не противоречит ей.             

2.Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, который является основным источником норм хозяйственного процессуального права, содержит нормы, определяющие задачи и принципы хозяйственного процесса, положения общей части статического характера, а также развернуты процессуальные регламенты, отражающие динамику деятельности суда и других участников судопроизводства.     

ХПК Украины состоит из 18 разделов: Общие положения, досудебное урегулирование хозяйственных споров, подведомственность дел хозяйственным судам, подсудность дел, участники судебного процесса, доказательства, меры, судебные расходы, процессуальные сроки, подача иска, возбуждения производства по делу и подготовка материалов к рассмотрению в первой инстанции, обеспечение иска, решения хозяйственных споров в первой инстанции, пересмотр судебных решений в апелляционном порядке, пересмотр судебных решений в кассационном порядке; пересмотре судебных решений Высшего хозяйственного суда, Верховным Судом Украины, по вновь открывшимся обстоятельствам, исполнение решения, постановления, производство по делам с участием иностранных предприятий и организаций.     

Значение ХПК Украины  заключается в том, что установленный  порядок разрешения споров в сфере  предпринимательской и иной хозяйственной  деятельности гарантирует соблюдение законности, равноправия сторон, создает  необходимые условия для выяснения  истины по делу.

3. Другие законы  Украины, содержащие процессуальные  нормы. К ним относятся Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей Украины», Закон Украины «О прокуратуре», Закон Украины «О международном частном праве», Закон Украины «Об исполнительном производстве», Закон Украины «О судебной экспертизе», и другие. Так, например, Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» определяет 1) правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия в Украине, 2) систему судов общей юрисдикции, 3) основные требования относительно формирования корпуса профессиональных судей; 4) систему и порядок осуществления судейского самоуправления; 5) устанавливает общий порядок обеспечения деятельности судов и регулирует другие вопросы судоустройства.

А Закон Украины «О международном частном праве» установливает порядок урегулирования частноправовых отношений, которые хотя бы через один из своих элементов связаны с одним или несколькими правопорядками, иными, чем украинский правопорядок. Этот Закон применяется к вопросам, которые возникают в сфере частноправовых отношений с иностранным элементом: 1) определение применяемого права; 2) процессуальная правоспособность и дееспособность.

4. Подзаконные акты, к которым относятся Указы Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, приказы министерств и ведомств.

Указанные подзаконные акты включают в себя организационно-процессуальные нормы в сфере хозяйственного судопроизводства. Основная цель подзаконных  актов - конкретизация и детализации  норм хозяйственного процессуального  права, содержащихся в законах, а  также правильное и точное применение указанных норм.Так, среди подзаконных  актов значительное место отводится  нормативным актам, которые принимаются  Министерством юстиции Украины. Например, в приказе Минюста от 8 октября 1998 г. № 53/5 «Об утверждении Инструкции о назначении и проведении судебных экспертиз и научно-методических рекомендаций по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз и экспертных исследований» изложены ряд положений, имеющих значение для хозяйственного судопроизводства: 1) основные виды экспертизы, 2) обязанности, права и ответственность эксперта; 3) оформление материалов для проведения экспертиз (исследований); 4) оформление результатов экспертиз.

5. Международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины (ч. 1 ст. 4 ХК).Действие международных договоров Украины на её территории регулируется ст. 19 Закона Украины «О международных договорах Украины», в которой установлено, что действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой, являются частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном національным законодательством. Хозяйственный суд, применяя нормы международного договора определяет действие этих норм во времени и пространстве в соответствии с требованиями раздела 2 части Ш Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 p. Судам следует иметь в виду, что порядок и сроки вступления в силу  международных договоров Украины определяются такими до -говорами или иным способом, согласованным сторонами договора.Если в международных договорах Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международного договора (ч. З ст. 4 ХПК).

6. Хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законом или международным договором, применяет нормы права других государств (ч. 4 ст. 4 ХПК). Определяя право, которому подчиняются права и обязанности сторон внешнеэкономического договора (контракта), хозяйственным судам следует исходить из него. Выбор сторонами украинского права как такового, регулирующего их отношения по соглашению, означает выбор именно национального законодательства Украины, а не отдельных законодательных актов, регулирующих соответствующие отношения сторон. В случае отсутствия волеизъявления сторон внешнеэкономического соглашения относительно применимого права хозяйственный суд определяет его на основании коллизионной нормы, которая может содержаться как в международных договорах, что согласно ст. 9 Конституции Украины является частью национального законодательства, так и в национальном «законодательстве».

7. в случае отсутствия  законодательства, регулирующего спорные отношения при участии иностранного субъекта предпринимательской деятельности, хозяйственный суд может применять международные торговые обычаи (ч. 6 ст. 4 ХПК). Международные торговые обычаи давно и широко используются во внешней торговле и торговом мореплавании. Они являются обязательными ми для применения, если: 1) нормы законодательства отсылают к ним, 2) стороны при заключении контракта согласились регулировать свои отношения определенным обычаем. Обычаи в сфере внешнеэкономических связей в ряде случаев толкуются международными организациями. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, унифицированные правила по инкассо, Официальные правила толкования торговых терминов «Инкотермс». Итак, хозяйственный суд в решении спора применяет обычаи в сфере международной торговли в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорные отношения или если соглашением сторон предусмотрено применения правил этих обычаев.

Не является источником хозяйственного процессуального права разъяснения  Пленума Верховного Суда Украины  и Высшего хозяйственного суда Украины. Указанные разъяснения содержат обобщенные положения,  предназначенные для многократного применения по той или иной категории хозяйстственных дел или при возникновении однородных случаев. По содержанию они являются результатом анализа судебных ошибок и неправильных тенденций в применении судами процессуальных норм по определенной категории дел в связи с отсутствием нормы, регулирующей тот или иной  процессуальный  вопрос и на этой основе разъяснения того, как следует правильно применять соответствующие нормы права.Таким образом, разъяснения Пленума Верховного Суда Украины и Высшего хозяйственного суда Украины не входят ни в систему права в целом, ни в систему источников хозяйственного процессуального права. Однако они являются составной частью правовой системы Украины и играют значительную роль в развитии хозяйственного процессуального законодательства.

 

 

 


Информация о работе Источники хозяйственно-процессуального права