Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является исследование системы источников современного конституционного права в Российской Федерации. Достижение указанной цели определяется постановкой следующих задач:
1. Охарактеризовать систему источников конституционного права;
2. Выделить особенности и виды источников конституционного права;
3. Охарактеризовать особенности отдельных видов источников конституционного права

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Система источников современного конституционного права………...………5
Характеристика отдельных источников конституционного права………….. Российской Федерации…………………………………………………………….13
2.1 Конституция Российской Федерации как основной источник современного конституционного права…………………………………………………………...13
2.2 Федеральный закон в системе источников конституционного права………23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Конституционное право РФ.doc

— 237.23 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ              «СИНЕРГИЯ»

 

Факультет электронного обучения

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

По дисциплине

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РФ

 

 

 

На тему

 

Источники конституционного права.

 

 

 

 

Работу выполнил  студент

группы

ЗРЮ-6001НЧ

специальности

Юриспруденция

специализации

Финансово-правовая

Прошин Александр Олегович

(Ф.И.О.)

Научный руководитель

 

 

(Ф.И.О.)


 

 

 

МОСКВА 2015 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

  1. Система источников современного конституционного права………...………5
  2. Характеристика отдельных источников конституционного права………….. Российской Федерации…………………………………………………………….13

2.1 Конституция Российской Федерации как основной источник современного конституционного права…………………………………………………………...13

2.2 Федеральный закон в системе источников конституционного права………23

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный этап развития конституционализма в России обусловлен существенными изменениями в механизме конституционно-правового регулирования. Общественных отношений и их качественного обновления. Перспективы модернизации социально - экономической, политической и правовой систем российского права в настоящее время определена не только объективными закономерностями инновационного развития государства в условиях глобализации и современной интеграции, но и процессами сближения правовых систем современности .

В современной России систематизация источников конституционного права играет огромную роль в построении правового и демократического государства. Система источников конституционного права помогает укрепить строгую и четкую иерархию правовых актов. Однако в настоящее время данная система значительно усложнилась. Появляются новые конституционно-правовые акты, меняются основания их систематизации, не переставая ведутся дискуссии о статусе того или иного акта. Все это и привело нас к необходимости более детально подойти к вопросу рассмотрения системы источников конституционного права в современной России. Тем более что данный аспект прямо влияет на правоприменительную практику, которая, в свою очередь, и является итоговым результатом, определяющим отношение обывателя к государству в целом и к его правовой системе в частности. Именно правоприменитель (судья, орган государственной или муниципальной власти, должностное лицо), применяя ту или иную норму права, соответственно использует определенный источник права. В современной России в последнее время складывается опасная тенденция, когда применяются не те формы права, которые необходимо использовать в определенной ситуации. Зачастую вместо закона или подзаконного акта правоприменитель отдает приоритет различным разъяснениям, информационным письмам и иным актам, которые, несомненно, важны в повседневной жизни государства, но не могут подменять собой нормосодержащие акты . В данном случае стоит обратить внимание на негативную, на мой взгляд, перспективу разрастания «ведомственного правотворчества».

В связи с этим именно теоретическое исследование системы источников конституционного права поможет четко разобраться в сложной и многоуровневой системе источников конституционного права в современной России.

Объектом настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования конституционных правоотношений в Российской Федерации источниками конституционного права. Предметом работы является система источников конституционного права.

Целью написания работы является исследование системы источников современного конституционного права в Российской Федерации. Достижение указанной цели определяется постановкой следующих задач:

1. Охарактеризовать систему источников конституционного права;

2. Выделить особенности и виды источников конституционного права;

3. Охарактеризовать особенности отдельных видов источников конституционного права

 

 

1. Система источников современного конституционного права

В юридической науке понятие «система источников права» соотносится с понятием «система законодательства» как целое и часть, ибо система законодательства включает в себя только нормативно-правовые акты, а система источников права объединяет все действующие формы права, признаваемые государством . Данные термины во многом схожи. Так, из понятия «система законодательства», что подразумевает под собой совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права, можно вывести определение понятия «система источников конституционного права России».

Система источников конституционного права России - это объединение по содержательному признаку конституционно-правовых актов в структурно-упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. Или, если говорить проще, - это совокупность принятых (одобренных, санкционированных) государством конституционно-правовых актов и их согласованное взаимодействие. Система источников конституционного права строится на принципах иерархичности и согласованности конституционно-правовых норм и служит, впрочем, как и система законодательства, в первую очередь для дальнейшего развития и систематизации нормативно-правовой базы.

И если с понятием «система источников конституционного права» все более или менее ясно, то к содержанию данного термина имеются различные подходы в научном мире юриспруденции. О.Е. Кутафин полагает, что источники конституционного права России образуют замкнутую систему, включающую только официально (юридически) признанные формы права, установленные Конституцией Российской Федерации, а также конституциями и уставами субъектов Федерации. Причем, как подчеркивает автор, в эту систему могут входить лишь действующие нормативно-правовые акты .

Кроме того, академик О.Е. Кутафин делает упор на то, что в условиях множественности и большого разнообразия источников конституционного права не должно страдать единство государственного руководства. Речь идет о том, что источники данной отрасли (а по мнению В.А. Кикотя, конституционное право - это не отрасль (не ветвь), а ствол российского права. - Прим. авт.) не должны противоречить друг другу. О.Е. Кутафин пишет о некоем единстве системы нормативных актов, являющихся источниками конституционного права. Такое единство обеспечивается правовым закреплением пределов ведения соответствующих государственных органов и подчинением актов нижестоящих органов актам вышестоящих. Речь идет об определенной иерархии нормативно-правовых актов, которая призвана устранить возможные коллизии как между актами, так и между органами государства. Думается, что данная иерархия является "зеркальным отражением" иерархии самих государственных органов, и только конституционное право своими правилами устраняет возможную коллизию между актами, издаваемыми этими органами. В этом и заключается особенность и определенная возвышенность (преимущество) конституционного права перед иными отраслями российского права.

Как пишет О.Е. Кутафин: «Система источников конституционного права является системой органической». Из этого справедливого утверждения следует, что иерархическая структура является определенным выражением разности юридической силы отдельных видов источников конституционного права и связанной с этим соподчиненности источников конституционного права в органически цельной системе. Кроме того, в этой системе существует взаимозависимость источников. К примеру, при принятии новой конституции необходим пересмотр всей совокупности производных от нее актов или частичное обновление таковых.

Источники конституционного права России можно систематизировать по юридической силе. В соответствии с данным критерием выделяются законы и подзаконные акты, формирующие в результате своей взаимосвязи и взаимодействия систему законодательства (своеобразную иерархию нормативных источников конституционного права). Но здесь стоит заметить, что данная иерархия не означает существования разной степени обязательности вышеуказанных актов. Обязательность, как пишет В.Ф. Коток, есть абсолютное качество любого законного акта, и она не имеет разных степеней. Не согласиться с этим трудно. Следовательно, исходя из общего представления об иерархии как принципе организации многоуровневых систем конституционного права, состоящим в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке «от высшего к низшему», применительно к данным формам конституционного права можно отметить следующее:

- юридическая сила каждого вида источников конституционного права зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший тот или иной акт, то есть, иными словами, - иерархия нормативно-правовых актов предопределяется иерархией соответствующих государственных органов;

- акты нижестоящих органов должны находиться в строгом соответствии с актами вышестоящих органов, а все они вместе взятые и каждый из них в отдельности должны соответствовать Конституции РФ;

- акты вышестоящих и нижестоящих органов не должны подменять друг друга, в частности вышестоящий орган, за исключением определенных законом случаев, не вправе брать на себя разрешение вопросов, которые входят в компетенцию нижестоящих органов власти;

- наиболее важные общественные отношения, которые подлежат регулированию в законодательном порядке, должны быть опосредованы только законом. Здесь прежде всего имеется в виду такой системообразующий принцип, как верховенство закона. Это один из важнейших принципов существования и развития системы источников конституционного права;

- акты нижестоящих органов могут быть изменены или отменены только органами, их издавшими, или вышестоящими органами.

С систематизацией источников конституционного права России по критерию юридической силы актов согласны многие ученые. Это общепринятый в юридической научной литературе подход. Однако существуют и иные основания систематизации источников права.

Учитывая огромные размеры страны и федеративность нашего государства, используется систематизация источников по территориальному признаку. Тот или иной акт распространяет свое действие на территорию того субъекта, органами власти которого он издан . Этот, наиболее удачный, на наш взгляд, подход к систематизации источников конституционного права впервые выдвинул академик О.Е. Кутафин. С его точки зрения все источники конституционного права России необходимо разделять на федеральные, федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные .

В.Е. Чиркин дополнительно выделяет акты, имеющие экстерриториальное действие, распространяющиеся на граждан России, проживающих за границей. Теория систематизации источников конституционного права по территориальному признаку наиболее удобна в связи с тем, что структура построения нашего государства вполне ясна и представляет собой трехуровневую систему: Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование. Исходя из этой триады, можно с точностью определить уровень того или иного акта и, соответственно, его место в иерархии источников конституционного права.

Существует еще один критерий систематизации форм права в России. Так, М.П. Авдеенкова и Ю.А. Дмитриев систематизируют источники конституционного права Российской Федерации по кругу субъектов права, на которые распространяется та или иная форма права. По мнению авторов, источники можно подразделить на формы права, распространяющиеся:

- на всех лиц, находящихся на территории государства;

- только на граждан Российской Федерации;

- только на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Заслуживает также внимания теория систематизации актов конституционного значения по характеру содержащихся положений на чисто правовые, технические и политические.

К первым относятся законы и подзаконные акты, ко вторым - информационные письма, пояснительные записки. Особое внимание заслуживает третья группа актов - политические, к которым стоит отнести ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, Бюджетные послания Президента Федеральному Собранию, отчеты Правительства Российской Федерации перед Парламентом, обращения Конституционного Суда РФ о состоянии конституционно-правового развития и регулирования в России. Все эти политические акты не являются нормативными источниками права, однако недооценивать их значение не стоит, ибо современное отечественное право во многом берет свое начало из положений данных актов. Хотелось бы отметить все возрастающую роль политических форм права. Эта тенденция, на мой взгляд, является положительной, так как данные документы являют собой некую политическую программу государственного строительства на долгосрочный период развития. Главное, чтобы качество политических актов не утрачивало своего общественного значения в процессе реализации их положений.

В дополнение ко всем вышеуказанным основаниям систематизации источников конституционного права России мы рискнем представить свой собственный критерий. Таковым будет являться влияние того или иного источника права на практику правоприменения, а именно на решения национальных судов. То есть предлагается систематизировать формы права по степени их влияния на правосудие. Подход к данному вопросу с точки зрения судей на эту проблему представляется наиболее интересным.

Информация о работе Источники конституционного права