Экономика труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 15:01, реферат

Описание работы

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.

Содержание работы

Введение
3
1.
Понятие инфраструктуры Рынка труда. Элементы рынка труда

4
2.
Система государственных органов отвечающих за разработку и реализацию политики занятости

5
3.
Негосударственные структуры содействия занятости населения

11

Заключение
16

Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика труда.docx

— 91.72 Кб (Скачать файл)

На территориальном уровне, как правило, в административных центрах субъектов Федерации создаются комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профсоюзов, объединений работодателей, органов службы занятости и других государственных органов и общественных организаций, представляющих интересы нуждающихся в трудоустройстве и социальной защите граждан. Нередко отдельные негосударственные структуры содействия занятости ориентированы на конкретный контингент лиц, ищущих работу. Например, общество "Триза" (г. Москва) занимается подбором персонала по заявкам компаний и трудоустройством высококвалифицированных специалистов немассовых профессий: менеджеров, юристов, финансовых и банковских работников и т. д. В последнее время широко используются ярмарки вакансий как форма привлечения работников на имеющиеся свободные рабочие места.

Организационные формы и направления деятельности негосударственных структур содействия занятости разнообразны. Например, в Московской области создано АО "Финансовая межрегиональная корпорация „Исида"". Ее учредителями являются Российский союз помощи беженцам "Соотечественники", научно-производственная корпорация "Инфо-Сервис" и физические лица. Цель данной организации — участие в реализации "Программы по обустройству территории, созданию новых рабочих мест, закреплению беженцев, переселенцев и уволенных в запас военнослужащих по Московской области".

Многие специалисты, имеющие достаточно высокий квалификационный уровень, оставшись без работы, стремятся найти свое место в малом и среднем бизнесе, открыть собственное дело. Развитие предпринимательства является одним из факторов стабилизации общества в условиях рынка, в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, установлению рыночного равновесия, экономическому росту и повышению уровня занятости населения. В последнее десятилетие создавалась нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малом бизнесе, разрабатывались цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства, механизмы ее реализации и структуры, проводящие ее в жизнь. В настоящее время, по оценкам специалистов, развитие малого предпринимательства стабилизировалось. Число малых предприятий постоянно растет.

По данным Госкомстата России, на начало 2002 г. количество зарегистрированных малых предприятий в России составило 843,1 тыс., т. е. 26% от общего числа предприятий, учитываемых Единым государственным реестром предприятий и организаций (ЕГРПО). Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях в 2002 г. составило 7220,3 тыс., т. е. 13,6%, а доля товаров, работ и услуг, произведенных малыми предприятиями, в ВВП России достигла 9,5%. Численность индивидуальных предпринимателей на начало 2002 г. достигла 5 млн. человек. При этом доходы от малого предпринимательства имеют около 20% россиян. Вместе с тем современные масштабы развития малого предпринимательства в России остаются достаточно скромными, особенно в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. Так, в США таких предприятий насчитывается 19 300 тыс., в Японии — 6450 тыс., а численность занятых на них составляет соответственно 70,2 млн. и 78 млн. человек.

Подготовка предпринимательских кадров с участием государства осуществляется в основном в рамках федеральных программ поддержки малого предпринимательства. Они разрабатываются в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. обычно на двухлетний период. В соответствии с этим законом в федеральном бюджете ежегодно выделяются средства на их реализацию. Заказчиком и основным распорядителем бюджетных средств на реализацию программы является Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Кроме того, в реализации программы участвуют средства внебюджетных источников — фондов, международных организаций. После утверждения программы Правительством РФ и Государственной Думой проводятся конкурсы с целью отбора ее исполнителей. В частности, для мероприятий по разделу "Подготовка кадров для малого предпринимательства" проводятся конкурсы среди образовательных учреждений.

Проблемы подготовки кадров для предпринимательства находят отражение не только в Федеральной программе, но и в таких программах, как "Молодежь России", "Федеральная целевая программа содействия занятости населения", "Социальная адаптация военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей" и др. В результате реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000—2001 гг. и Федеральной целевой программы содействия занятости населения в РФ на 1998—2000 гг. в 2001 г. около 310 тыс. незанятых граждан получили комплекс организационно-консультационных и образовательных услуг, в том числе 41,5 тыс. человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности. Таким образом, принятые меры позволили обеспечить занятость 57,7 тыс. незанятых граждан (103% к уровню 1999 г.), из них около 45 тыс. человек, занятых индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, около 11,5 тыс. граждан организовали малаге предприятия (фермерские хозяйства) или работали в подсобных хозяйствах, а более 1,2 тыс. безработных были трудоустроены на вновь созданные предприятия. В 2002 г. среднесписочная численность работников на малых предприятиях в экономике РФ составила 7220,3 тыс. человек, а объем производственной продукции (работ, услуг) — 1 160 837,1 млн. руб., в том числе по основному виду деятельности — 1 032 221,3 млн. руб.

В целом в настоящее время проблема подготовки кадров для малого предпринимательства на государственном уровне не имеет целевой направленности и осуществляется в рамках решения других, не менее важных социальных и экономических вопросов — поддержки предпринимательства в целом, содействия занятости населения, поддержки различных социально незащищенных слоев населения. На региональном уровне вопрос подготовки кадров для малого бизнеса решается только в рамках региональных программ поддержки малого предпринимательства, причем не все регионы уделяют этому вопросу внимание, а другие выделяют минимальные средства из региональных бюджетов.

Службы занятости (государственные и негосударственные) также уделяют внимание ориентации лиц, потерявших работу, на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов. Однако, как показывают социологические исследования, лишь 3—5% безработных имеют необходимые качества для того, чтобы стать предпринимателями. Учитывая это, региональные службы занятости содействуют безработным в организации малого бизнеса, оказывая помощь в ориентировании на самостоятельный бизнес. Для этого проводится тестирование на выявление деловых качеств, необходимых предпринимателю, оказываются консультационные услуги по составлению бизнес-планов, ведению бухгалтерского учета, компенсируется часть расходов по организации собственного дела (оплата госпошлины, пакеты учредительных документов и пр.).

Малое предпринимательство является альтернативой сокращению производства в отраслях экономики, поскольку способствует созданию новых рабочих мест. Кроме того, оно расширяет поле деловой активности граждан. Малые предприятия четко улавливают изменения рыночной конъюнктуры, становятся участниками инвестиционного процесса, способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места на базе новых технологий. Развитие предпринимательства в условиях современной России возможно при условии прежде всего государственной поддержки самозанятости населения и создания малых предприятий. 

 

Заключение

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам. 
         Нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах, может быть по-настоящему эффективным.  
         В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости. 
        

 

Список литературы

1.Воловская Н.М. Экономика и социология  труда./Учебное пособие. - М.-Новосибирск: ИНФРА-М, 2001.

2.Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Норма, 2005.

3.Колосницына М.Г. Экономика труда. - М.: 2003.

4.Остапенко Ю.М. Экономика труда. - М.: "Инфра-М", 2005.

5.Рынок труда: Учебник. / Под общ. ред. Буланова B.C., Волгина Н.А. - М., 2000.

6.Волгина Н.А., Одегова Ю.Г.. Экономика труда: социально-трудовые отношения. - М.: Экзамен, 2006. - 233 с.

7. Фалмер Р.М. Современное управление кадрами предприятий и организаций. - М., Эксмо, 2006. - 420 с.

8. Экономика и социология труда. / Под ред. Сербиновского Б.Ю., Чуланова В.А. - Ростов-на-Дону, 1999.

9. О занятости населения: Закон  Российской Федерации. - М.: от 19.04.1991 (ред.18.10.2007)

10. О регулировании рынка труда: Закон Российской Федерации - М.: от 19.12.2008

11. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Закон Российской Федерации - М.: от 24.11.2008

 

 

 


Информация о работе Экономика труда