Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:40, контрольная работа
Реорганизация юридического лица может осуществляться только в порядке и формах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Законодательством предусмотрено пять форм реорганизации юридических лиц, каковыми являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Порядок реорганизации определяется применительно к отдельным видам предприятий в посвященных им законах (например, в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Общие правила реорганизации юридических лиц установлены в ст. 57—60 ГК РФ.
1. Реорганизация субъектов хозяйственного права: понятие, способы, правопреемство 3
2. Ликвидация субъектов хозяйственного права. Порядок ликвидации 8
3. Решение задач 14
Список используемой литературы 19
Министерство образования и науки Российской Федерации
Национальный исследовательский университет
Государственное
Южно-Уральский
Факультет «Международный»
Кафедра общеобразовательных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1. Реорганизация
субъектов хозяйственного
2. Ликвидация
субъектов хозяйственного
по дисциплине «Хозяйственное право»
Проверил: | ||
Зенина О.Г. | ||
Автор работы: | ||
студентка группы МН-297 | ||
Беляева И.Е. | ||
|
|
Челябинск 2011
Содержание
1. Реорганизация субъектов хозяйственного права: понятие, способы, правопреемство 3
2. Ликвидация субъектов хозяйственного права. Порядок ликвидации 8
3. Решение задач 14
Список используемой литературы 19
Реорганизация — это организационно-структурное изменение, в результате которого могут появляться новые предприятия и прекращаться ранее существовавшие, поэтому реорганизация – альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) юридического лица и одновременно один из способов его прекращения.
Реорганизация юридического лица может осуществляться только в порядке и формах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Законодательством предусмотрено пять форм реорганизации юридических лиц, каковыми являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Порядок реорганизации определяется применительно к отдельным видам предприятий в посвященных им законах (например, в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Общие правила реорганизации юридических лиц установлены в ст. 57—60 ГК РФ.
Слияние — это такая форма реорганизации, при
которой вместо двух или нескольких небольших
предприятий создается одно крупное предприятие.
Оно возникает как новый хозяйствующий
субъект, а ранее существовавшие предприятия
прекращают свою деятельность.
В случае присоединения к существующему
предприятию присоединяются одно или
несколько других предприятий. Предприятие,
к которому они присоединяются, сохраняется
как хозяйствующий субъект и действует
в укрупненных масштабах. Предприятия,
присоединяемые к нему, прекращают свою
деятельность как самостоятельные субъекты.
Разделение — это такая форма реорганизации, при
которой вместо одного крупного предприятия
создаются два или несколько небольших
предприятий. При этом ранее существовавшее
предприятие прекращает свою деятельность,
а на его базе возникают два или несколько
новых предприятий.
В случае выделения из состава существующего
предприятия выделяются одно или несколько
новых предприятий. Ранее существовавшее
предприятие сохраняется, но действует
в меньших масштабах. В то же время возникают
одно или несколько новых предприятий.
В целях развития конкуренции и ограничения
монополистической деятельности может
применяться принудительная реорганизация
в форме разделения или выделения. Принудительная
реорганизация в указанных формах может
проводиться по решению суда, принимаемому
по иску антимонопольного органа.Например,
в соответствии с Законом "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках" государственный
антимонопольный орган может принять
решение о принудительном разделении
или выделении хозяйствующего субъекта,
занимающего доминирующее положение на
товарном рынке и злоупотребляющего своим
положением.
В решении государственного органа
должен быть определен срок реорганизации.
В том случае, если учредители (участники),
уполномоченный ими орган самого
юридического лица не осуществят реорганизацию
в указанный срок, суд по иску
уполномоченного
Преобразование — это такая форма реорганизации, при
которой вместо предприятия, действующего
в одной организационно-правовой форме,
создается предприятие в другой организационно-правовой
форме. В этом случае хозяйствующий субъект
сохраняется, но выступает в другой организационно-правовой
форме. Примером может служить преобразование
унитарных предприятий в акционерные
общества при приватизации.
Преобразование как форма реорганизации
имеет место лишь в случаях, когда вместо
предприятия одной организационно-правовой
формы создается предприятие другой организационно-правовой
формы. Если же предприятие видоизменяется
в пределах одной организационно-правовой
формы, то преобразование как форма реорганизации
отсутствует. Например, при создании открытого
акционерного общества вместо закрытого
акционерного общества происходит не
преобразование как форма реорганизации,
а изменение типа акционерного общества.
Самым существенным правовым признаком всех пяти форм реорганизации является наличие в них правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей от ранее существовавших к вновь возникшим или сохранившимся после реорганизации субъектам. Данное обстоятельство надлежит учитывать, прежде всего, принимая решение о реорганизации. Данный вопрос легко решается в случае преобразования, когда практически сохраняется ранее существовавший хозяйствующий субъект с имеющейся имущественной базой, правами и обязанностями, хотя этот субъект и действует после преобразования в иной организационно-правовой форме. Не вызывает затруднений вопрос о правопреемстве и в случаях слияния или присоединения, когда ко вновь возникшему или сохранившемуся субъекту переходят имущество, права и обязанности ранее существовавших предприятий. Тем не менее для ясности решения вопросов правопреемства законодательство предусматривает составление в этих случаях специального документа — передаточного акта.
Сложнее обстоит дело при разделении или выделении, когда имущество, права и обязанности ранее единого субъекта распределяются между вновь возникшими предприятиями или между ними и сохраняющимся предприятием. В этом случае для определения судьбы имущества, прав и обязанностей составляется разделительный баланс, в котором точно указывается, какие части имущества, права и обязанности переходят к тем или иным субъектам после реорганизации. Это делается в интересах как самих предприятий, так и их контрагентов.
Заключительным этапом реорганизации
является государственная регистрация.
При ее проведении регистрирующий орган
контролирует наличие передаточного
акта или разделительного баланса.
В случае их отсутствия регистрирующий
орган не производит запись в реестре
о реорганизации. Кроме того, регистрирующий
орган обязан контролировать наличие
в разделительном балансе четких указаний,
за каким именно хозяйствующим субъектом,
возникшим или сохранившимся после регистрации,
закрепляются соответствующее имущество,
права и обязанности. При отсутствии таких
указаний в разделительном балансе он
также не регистрирует реорганизацию.Если
же после внесения записи в реестр выясняется,
что разграничение имущества, прав и обязанностей
не является достаточно четким, то при
заявлении кредиторами соответствующих
требований солидарную ответственность
несут все сохранившиеся или возникшие
после реорганизации субъекты.
Предприятие считается реорганизованным
после внесения соответствующей записи
в реестр юридических лиц. Данное правило
действует в отношении всех форм реорганизации,
кроме реорганизации в форме присоединения.
В этом случае реорганизация считается
произведенной после внесения записи
в реестр о ликвидации присоединяемого
предприятия. В отношении же предприятия,
к которому оно присоединено, запись в
реестре о его реорганизации не делается.
Согласно законодательству решение о реорганизации в любой из установленных форм вправе принять само юридическое лицо: его учредители (участники) либо орган юридического лица, уполномоченный на то учредительными документами. Две формы реорганизации юридического лица — его разделение или выделение из его состава одного или нескольких юридических лиц могут быть осуществлены против воли юридического лица по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Случаи таких реорганизаций устанавливаются лишь законом. В случаях, опять же установленных только законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.В соответствии со ст. 17 указанного выше Закона на антимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизацией некоторых хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования.
В интересах кредиторов в ГК РФ включены нормы, позволяющие определить правопреемника реорганизуемой коммерческой организации. При слиянии, присоединении, преобразовании правопреемство фиксируется в передаточном акте, при разделении и выделении - в разделительном балансе. Законодательство содержит нормы, обеспечивающие необходимые гарантии прав кредиторов. Прежде всего, это обязанность органа, принявшего решение, направить кредиторам письменное уведомление об этом. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому выступает реорганизуемая организация. При этом кредиторы вправе требовать возмещения им убытков, причиненных досрочным исполнением или прекращением обязательства.
Ликвидация представляет собой прекращение субъекта хозяйственного права без правопреемства. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта не переходят к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ. Ликвидация может быть добровольной и принудительной.
Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, которым предоставлено такое право. В ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана. Особо следует отметить такое основание, как признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. При наличии такого основания учредители юридического лица должны принять решение о его ликвидации, в противном случае она будет осуществлена в принудительном порядке.
Решение о принудительной ликвидации
принимается судом. Некоторые ее основания
обозначены непосредственно в ст. 61 ГК
РФ. Это - осуществление деятельности без
надлежащего разрешения (лицензии); деятельности,
запрещенной законом; неоднократное или
однократное, но грубое нарушение закона
или иных правовых актов; осуществление
неуставной деятельности организациями
со специальной компетенцией (общественными,
религиозными организациями, благотворительными
или иными фондами). Приведенный перечень
не является исчерпывающим, основания
принудительной ликвидации могут быть
предусмотрены по другими статьями Кодекса.
Примером может служить правило ст. 25 и
65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного
несостоятельным (банкротом). При этом
следует иметь в виду, что основания ликвидации
по решению суда могут устанавливаться
только ГК РФ, а не каким-либо иным актом.
Ликвидационный процесс включает несколько
этапов. На начальном этапе учредители
организации либо орган, принявший решение
о ликвидации, обязаны незамедлительно
письменно сообщить об этом в орган, осуществляющий
государственную регистрацию индивидуальной
предпринимательской деятельности и юридических
лиц, для внесения в единый государственный
реестр сведений о том, что лицо находится
в процессе ликвидации. Поскольку в соответствии
с законодательством этот реестр является
открытым для всеобщего ознакомления,
данной информацией могут воспользоваться
заинтересованные лица (кредиторы, потенциальные
контрагенты, инвесторы и др.). По согласованию
с органом, осуществляющим государственную
регистрацию, учредители (участники) лица
или орган, принявший решение о ликвидации,
назначают ликвидационную комиссию и
устанавливают порядок и сроки ликвидации.
Ликвидационная комиссия наделяется функциями
ликвидатора. В случае, когда ликвидация
происходит по решению суда, им может быть
предусмотрено возложение на учредителей
(участников) либо орган юридического
лица обязанности осуществления ликвидации.
На протяжении всего ликвидационного
процесса организация или предприниматель
продолжают существовать в качестве субъектов
хозяйственного права. Полномочия по управлению
делами Юридического лица осуществляет
ликвидационная комиссия, в частности,
ей предоставляется право от имени ликвидируемого
лица выступать в суде. На следующем этапе
ликвидационная комиссия публикует в
органах печати, в которых обычно публикуются
данные о государственной регистрации
юридического лица, извещение о ликвидации
предприятия и о порядке и сроках предъявления
требований кредиторами. Этот срок не
может быть менее двух месяцев с момента
публикации. В обязанности ликвидационной
комиссии входит формирование активов
и пассивов предприятия. С этой целью ею
выявляются кредиторы, которые должны
быть письменно уведомлены о ликвидации
должника, принимаются меры к получению
дебиторской задолженности. Ликвидационная
комиссия обязана провести инвентаризацию
имущества ликвидируемой организации.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском
учете» инвентаризация в данном случае
осуществляется в обязательном порядке.
Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственному праву"