Контрольная работа по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

1. Практическое задание: По ранее действующему законодательству функции контроля и управления имуществом субъекта хозяйствования осуществляло доверенное лицо в производстве по делу об экономической несостоятельности и банкротстве. Законом введен институт управляющего в производстве по делу о банкротстве. Какие требования предъявляет Закон к лицу, претендующему стать управляющим по делу о банкротстве и каковым является правовое положение должника после введения защитного периода?

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Принципы хозяйственного права.

Хозяйственные правоотношения составляют важнейшую часть общественных отношений, так как затрагивают  сферу материального производства, потребления и руководство ею. В связи с этим правовое регулирование хозяйственных отношений играет важную роль в осуществлении экономической политики государства, в реализации его экономических программ, в удовлетворении, в конечном счете, материальных и духовных потребностей граждан. Правовое регулирование придает стабильность, устойчивость хозяйственным отношениям, создает строгий порядок в поведении субъектов хозяйствования и соответствующих органов управления. Четкость правового регулирования и рациональность хозяйствования — это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия. Нельзя отрицать и тот факт, что правовое регулирование экономики осуществляется, в известной степени, и другими отраслями права: административным, гражданским, трудовым и т.д. Однако хозяйственное право занимает здесь ведущее место.

В нормах хозяйственного права устанавливаются принципы, формы и методы хозяйствования. Особенно возросла роль хозяйственного права  в условиях становления и развития рыночных отношений, многообразия форм и видов собственности, расширения прав субъектов хозяйствования.

 

3.1. Четыре значения  хозяйственного права.

В современной юридической  литературе хозяйственное право  рассматривается в четырех значениях:

  1. Как отрасль законодательства;
  2. Как наука;
  3. Как учебная дисциплина;
  4. Как отрасль права.

Хозяйственное право  как отрасль законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления хозяйственной деятельности.

Наука хозяйственного права  представляет собой деятельность по исследованию теоретических проблем с целью разработки практических рекомендаций по совершенствованию законодательства, а также по анализу действующих норм права на предмет их соответствия экономической действительности.

Хозяйственное право как учебная дисциплина — это система знаний о хозяйственном праве как науке, отрасли законодательства и практике применения последнего.

Если трактовка хозяйственного права как отрасли законодательства, как науки, как учебной дисциплины особых возражений не вызывает ни со стороны теоретиков, ни со стороны практиков, то вопрос о хозяйственном праве как самостоятельной отрасли права дискуссионен.

Существует предложение  рассматривать хозяйственное право  как:

комплексную отрасль  права, которая включает "гражданское хозяйственное право" и "административное хозяйственное право" (С. С. Алексеев), поскольку хозяйственное право основывается на сочетании частноправовых и публично-правовых начал.

В соответствии с этой концепцией хозяйственное право  включает нормы как гражданского, так и административного права, которые в то же время остаются нормами соответствующих отраслей права. Исходя из такого понимания, предлагается рассматривать хозяйственное право как комплексную отрасль права с тенденцией перерастания в основную отрасль, как отрасль права второго уровня, сочетающую в себе признаки и методы ряда базовых отраслей. В итоге хозяйственное право оказывается некой "лоскутной" отраслью, в которой искусственно объединяются, в принципе, отличные друг от друга институты, взятые из ряда отраслей права.

Такой подход позволяет  охватить хозяйственным правом как  отношения по осуществлению хозяйственной  деятельности, так и отношения  по ее государственному регулированию. Однако сохранение соответствующих  норм в "базовых" отраслях затрудняет проявление их хозяйственно-правовой специфики и формирование общих положений, характерных как для частноправовых, так и для публично-правовых элементов хозяйственного права;

комплексное образование, не имеющее собственного предмета и  метода (В. К. Мамутов). Оно является комплексным образованием (лучше, чем комплексная отрасль права), регулирующим особого рода отношения в сфере хозяйствования: хозяйственно-имущественные, хозяйственно-управленческие, внутрихозяйственные. Как комплексное образование хозяйственное право не имеет собственного предмета и метода правового регулирования в их традиционном понимании, поскольку в предмет хозяйственного права невозможно включить диаметрально противоположные хозяйственно-имущественные (гражданские) и хозяйственно-управленческие (административные) отношения;

сложная отрасль права (В. В. Лаптев). В современных условиях разделение отношений в сфере хозяйствования на регулируемые гражданским правом и административным иногда невозможно. Например, институт юридических лиц относится к гражданско-правовым средствам. Однако порядок (процедура) их государственной регистрации носит административно-правовой характер. Провести условное разграничение между ними по отраслевому критерию не вызывает затруднений.

Несамостоятельность хозяйственного права как отрасли права отстаивается, прежде всего, специалистами по гражданскому праву, считающими, что хозяйственное право составляет часть гражданского права. Одним из доводов в пользу этой позиции является то, что некоторые нормы предпринимательского права включены в Гражданский кодекс.

Однако Гражданский  кодекс (далее — ГК Республики Беларусь), будучи частноправовым нормативным  актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публично-правовые нормы по организации хозяйственной деятельности им не охватываются. К отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется .

Понимание хозяйственного права как части гражданского права означает, по существу, сведение государственного воздействия на предпринимательскую деятельность к частноправовым формам, но это неправильно как по теоретическим, так и по практическим соображениям.

С теоретической точки  зрения такой подход необоснован, поскольку экономика является сложной системой, включающей как горизонтальные, так и вертикальные связи, причем последние частным правом охватываться не могут. С практических позиций, сведение государственного воздействия на экономику к частноправовым формам не дает возможности решать многие проблемы в интересах государства и общества.

Игнорирование необходимости  использовать при регулировании  экономики не только частноправовые, но и публично-правовые формы привело  к появлению в начале 90-х годов  прошлого столетия так называемой "шоковой терапии", сторонники которой полагали, что экономика должна строиться на основе полного саморегулирования без какого-либо государственного вмешательства. Использование такого подхода породило катастрофические последствия: целые отрасли промышленности оказались разрушенными, возникло огромное социальное неравенство, появились другие неблагоприятные последствия.

В последнее время  в нашей стране используются различные  способы публично-правового воздействия  государства на хозяйственную деятельность. Применяются такие меры государственного регулирования как прогнозирование социально-экономического развития, государственная поддержка малого предпринимательства, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов деятельности, антимонопольное регулирование, техническое регулирование, ценообразование и др.

Иными словами, вопрос о  формировании хозяйственного права  как самостоятельной отрасли  права является неопределенным.

 

3.2. Принципам хозяйственного права.

Понятие "принцип" относится  к числу фундаментальных в  науке. Резюмируя основные существующие дефиниции, под принципами хозяйственного права можно понимать основные начала, руководящие идеи, отправные положения, определяющие сущность правового регулирования хозяйственной деятельности, закрепляемые или отражающиеся в нормах законодательства, имеющие общеобязательный характер в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности.

К основным принципам  хозяйственного права относятся принципы:

  1. свободы предпринимательской деятельности;
  2. юридического равенства форм собственности;
  3. государственного регулирования хозяйственной деятельности;
  4. свободы конкуренции;
  5. законности;
  6. обеспечения защиты нарушенных прав.

1) принцип свободы  предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем без исключения право на осуществление хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Однако в целях обеспечения защиты прав и интересов общества и государства законодательством может устанавливаться некоторое ограничение осуществления предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями) иностранные граждане, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.

Кроме того, государственные  служащие также не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а лишь могут заниматься преподавательской  и научной деятельностью;

2) принцип юридического  равенства форм собственности.  В соответствии с Конституцией  Республики Беларусь государство  гарантирует равную защиту и  равные условия для развития  всех форм собственности. Отсюда  принцип равенства правового  статуса субъектов хозяйствования. Однако следует отметить, что законодательными актами могут устанавливаться ограничения по объектам, которые могут находиться в частной собственности юридических и физических лиц.

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года № 156-З "Об объектах, находящихся только в собственности государства" установлен перечень объектов, находящихся в исключительной собственности государства;

3) принцип государственного  регулирования хозяйственной деятельности. Данный принцип также нашел  отражение в Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется путем применения институтов государственной регистрации субъектов хозяйствования, лицензирования и т.д. Безусловно, государственное регулирование порядка осуществления предпринимательской деятельности должно существовать, однако, актуальным является вопрос, связанный с установлением границ и рамок осуществления данной деятельности государства;

4) принцип свободы  конкуренции. Соблюдение данного  принципа — необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности, поскольку конкуренция — это основа, стержень рынка и важнейший элемент хозяйственной деятельности. В связи с этим задачей государства стала ее защита посредством антимонопольного законодательства;

5) В качестве важнейшего  принципа деятельности государственных  органов и должностных лиц  Республики Беларусь выступает  принцип законности, который предполагает  строгое соблюдение норм Конституции  Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями законодательства, а с другой — деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям.

6) Принцип обеспечения  защиты нарушенных прав. В силу  этого принципа юридические и  физические лица вправе осуществлять  защиту нарушенных прав в суде  и иными способами, предусмотренными законодательством, а также самозащиту прав, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства.

Конкретные способы  защиты нарушенных прав предусмотрены  ст. 11 ГК (признание сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда и др.). Судебная защита является основной формой защиты прав юридических и физических лиц в Республике Беларусь. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

 

Указанные выше принципы определяют "внешность" хозяйственного права как отрасли законодательства. Они взаимодействуют друг с другом, в совокупности составляют взаимосвязанную  и взаимообусловленную систему. Все правовые принципы в равной мере важны и обязательны. Как основополагающие начала они определяют направления, в которых должно совершенствоваться, развиваться действующее хозяйственное законодательство.

 

 

Принципы хозяйственного права подразделяются на: общеправовые (распространяющиеся на всю правовую систему Республики Беларусь, в том числе и на хозяйственное право); межотраслевые (действующие в рамках нескольких смежных отраслей права); отраслевые (действующие в рамках одной отрасли права); принципы отдельных правовых институтов (действующие в рамках отдельных правовых институтов конкретной отрасли права).

Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственному праву"