Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 20:01, курс лекций
Можно ли создать полностью безвредные и безопасные условия работы на каждом производственном участке? Нет, это пока не реально. Поэтому задача охраны труда сводится к тому, чтобы путем осуществления разноплановых мероприятий свести к минимуму воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих на рабочих местах, максимально уменьшить вероятность несчастных случаев и заболеваний работающих, обеспечить комфортные условия труда, способствующие высокой производительности труда.
1. Структура и задачи дисциплины охраны труда.
2. Гигиена труда, производственная санитария, ее задачи.
3. Опасные и вредные факторы, воздействующие на человека во время трудовой деятельности.
4. Нормативно-правовая база дисциплины.
5. Управление охраной труда.
6. Органы государственного надзора Украины по охране труда.
7. Ответственность за нарушение охраны труда.
8. Инструктажи.
9. Микроклимат производственных помещений
10. Кондиционирование.
11. Отопление
12. Запыленность и загазованность производственных помещений.
13. Освещение производственных помещений.
14. Излучения, их источники, воздействие на человека. защита от излучений.
15. Влияние ионизирующих излучений на организм человека
16. Электромагнитные излучения.
17. Лазерное излучение
18. Персональный компьютер - персональный источник опасности
19. Шум на производстве.
20. Ультразвук и инфразвук.
21. Вибрация.
22. Электробезопасность
23. Технические меры защиты от поражения электротоком.
24. Пожаробезопасность.
Административная ответственность - налагается должностными лицами Госнадзорохрантруда только на лиц административно-
- предупреждение, штраф, и др. за нарушение правил и норм охраны труда.
Уголовная ответственность состоит в наказании лиц, допустивших нарушения правил охраны труда, которые могли бы привести или привели к несчастным случаям и др. тяжким последствиям. Тяжесть наказания определяется Уголовным Кодексом. Взыскания – штрафы, исправительные работы, отстранение от должности, лишение свободы. Ст.УК 271
Материальная ответственность – рабочих и служащих состоит в возмещении ими предприятию материального ущерба, причиненного по их вине. Есть полная и ограниченная материальная ответственность. Предприятие несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный рабочим, служащим. Ограниченную материальную ответственность несут рабочие и служащие. Ущерб они возмещают путем удержания из з\платы, но только при наличии письменного согласия работника или служащего. Можно взыскать только часть суммы ущерба.
Т. Кто несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный рабочим, служащим предприятию в результате нарушения законодательно-правовых актов по охране труда этими людьми?
8. ИНСТРУКТАЖИ.
(из 2. Купчик В.И с.42-45)
Т. Какие бывают виды инструктажей по вопросам охраны труда?
По характеру и времени проведения инструктажи по вопросам охраны труда делят на : вводный; первичный; повторный; внеплановый и целевой .
Вводный инструктаж проводится:
- со всеми работниками, которых принимают на постоянную или временную работу, независимо от образования, стажа работы и должности;
- с работниками других организаций, которые прибыли на предприятие и принимают непосредственное участие в производственном процессе или выполняют другие работы для предприятия;
- с учениками и студентами, которые прибыли на предприятие для прохождения производственной практики;
- в случае экскурсии на предприятие;
- со всеми воспитанниками, учениками, студентами и другими лицами, которые учатся в средних, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведениях при оформлении или зачислении в учебное заведение
Т. Где проводят первичный инструктаж по вопросам охраны труда?
Первичный инструктаж проводится к началу работы непосредственно на рабочем месте с работником:
- впервые принятым (постоянно или временно) на предприятие;
- который переводится с одного подразделения хозяйства (производства) к другому;
- который будет выполнять новую для него работу;
- с откомандированным работником, который принимает непосредственное участие в производственном процессе в хозяйстве (на предприятии).
Т. Будут ли проводить первичный инструктаж по вопросам охраны труда с командированным работником, если он не принимает участие в производственном процессе в данном хозяйстве(на предприятии?)
Проводится с воспитанниками, учениками и студентами средних, внешкольных, профессионально-технических, высших учебных заведений:
- в начале занятий в каждом кабинете, лаборатории, где учебный процесс связан с опасными или вредными химическими, физическими, биологическими факторами, в кружках, перед уроками трудового обучения, физкультуры, перед спортивными соревнованиями, упражнениями на спортивных снарядах, при проведении мероприятий за пределами территории учебных заведений;
- перед выполнением каждой учебной задачи, связанного с использованием разных механизмов, инструментов, материалов;
- в начале изучения каждого нового предмета (раздела, темы) учебного плана (программы) - из общих требований безопасности, связанных с тематикой и особенностями проведения этих занятий.
Т. Как часто проводят повторный инструктаж по вопросам охраны труда на рабочих местах?
Повторный инструктаж проводится с работниками на рабочем месте в сроки, определенные соответствующими действующими отраслевыми нормативными актами или руководителем предприятия с учетом конкретных условий работы, но не реже:
- на роботах с повышенной опасностью - 1 раз в три месяца;
- для остальных работ - 1 раз в шесть месяцев.
Внеплановый инструктаж проводится с работниками на рабочем месте или в кабинете охраны труда:
- при введении в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнений к них;
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, которые влияют на состояние охраны труда;
Т. Какой инструктаж будут проводить в результате нарушения работниками требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам?
- при нарушениях работниками требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам;
- при выявлении лицами, которые осуществляют государственный надзор и контроль за охраной труда, незнание требований безопасности относительно работ, которые выполняются работником;
- при перерыве в работе производителя работ более чем на 30 календарных дней - для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ - свыше 60 суток;
- с воспитанниками, учениками, студентами - в кабинетах, лабораториях, мастерских при нарушениях ними требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам.
Целевой инструктаж проводится с работниками:
- при выполнении разовых работ, непредвиденных трудовым соглашением;
- при ликвидации аварии, стихийного бедствия;
- при проведении работ, на которые оформляются наряд-допуск, распоряжение или другие документы;
- проводится с воспитанниками, учениками, студентами учебного заведения в случае организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные мероприятия).
Т. Какой инструктаж по вопросам охраны труда проводят с работниками, которые выполняют работы по наряду-допуску?
9. МИКРОКЛИМАТ
Метеоусловия, относящиеся к какой-либо ограниченной территории
(населенный пункт, цех, кабина машины, лаборатория и т.п.) – называют микроклиматом.
Т. Что нарушается в организме человека в результате воздействия на него неблагоприятных микроклиматических условий?
Все эти параметры влияют на терморегуляцию человека – это способность организма человека при изменяющихся микроклиматических условиях, разной тяжести труда, в зависимости от вида одежды регулировать теплообмен с окружающей средой, поддерживая температуру тела на постоянном уровне 36,6 +- 0,5 градуса.
Как эти параметры влияют на человека?
1. При пониженной температуре увеличивается теплообразование и уменьшается теплоотдача, дрожит и съеживается
2. При повышенной температуре – уменьшается теплообразование и увеличивается теплоотдача, потеет.
3. Увеличение содержания влаги в воздухе – снижает теплопотери через испарение.
4. Перегрев организма ведет к повышению температуры тела, учащение пульса, появляется слабость, головная боль, обильное потоотделение, потеря воды из организма на 1-2% вызывает повышенную жажду, на 5% - помрачение сознания, галлюцинации, 20-25% - смерть. При тяжелой физической работе и высокой температуре испарение может достигать 0,7-1 л\час (до 10-12 л за смену). Теряются микроэлементы – медь, цинк, йод, водорастворимые витамины, снижается желудочная секреция.
5. Тепловой удар – расстройство координации движений.
6. Переохлаждение, особенно в сочетании с высокой влажностью и подвижностью воздуха – увеличивает теплопроводность воздуха, высокая скорость разрушает термоизоляционную прослойку воздуха между кожей и одеждой или одеждой и внешней средой. Тогда понижается температура тела, сужаются кровеносные сосуды, нарушается работа сердечно-сосудистой системы, возможны простудные заболевания.
7. Инфракрасное излучение усиливает тепловое воздействие на организм.
Параметры микроклимата определяются по ДСН 3.3.6.042-99 «Санітарні норми мікроклімату виробничих приміщень”от категории работ и периода года.
Среднесуточная температура наружного воздуха – средняя величина температуры, измерянная в определенные часы метеорологами.
10. КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ.
Кондиционирование воздуха – создание и автоматическое поддержание в закрытых помещениях заданных температурных параметров, влажности, скорости движения воздуха – для достижения комфортных условий труда. Эту работу производят кондиционеры, они могут дополнительно озонировать и ионизировать воздух.
Кондиционеры бывают:
- центральные – на несколько помещений;
- местные – на одно помещение;
- производственные;
- бытовые.
Работа кондиционеров автоматизирована. Кроме того, кондиционер может подогревать воздух, т.е. работать как обогреватель.
11. ОТОПЛЕНИЕ:
Система отопления – комплекс элементов, необходимых для обогрева помещений в холодный период года.
Основные элементы:
- теплоноситель - источник тепла;
- теплопроводы;
- нагревательные приборы (радиаторы);
Теплоносители:
- нагретая вода;
- пар;
- воздух;
Системы отопления подразделяют на местные и центральные.
Местные – печное и воздушное, газовое или электрическое.
Центральное – водяное, паровое, панельное, воздушное, комбинированное.
Водяное отопление низкого давления – широко используется, т.к. отвечает сан.-гиг.нормам.
Преимущества:
- равномерность нагрева помещения;
- возможность централизованного регулирования температуры теплоносителя (воды);
- отсутствие запаха гари, при оседании пыли на радиаторы;
- поддержание относительной влажности воздуха на соотв.уровне (воздух не пересушивается);
- исключение ожогов от нагревательных приборов;
- пож.безопасность.
Недостаток:
- Замерзание при отключении в холодный период года ,
- Медленный нагрев больших помещений после длительного перерыва в отоплении.
Паровое отопление – теплоноситель – нагретый водяной пар
Недостатки:
- Нагревается окружающий воздух – снижается влажность;
- Органическая пыль, осевшая на радиаторах, подгорает и возникает запах гари;
- Существует опасность пожаров и ожогов.
Поэтому не допускается применение парового отопления в помещениях, со значительным выделением органической пыли.
Панельное отопление применяется в административно-бытовых помещениях. В строительные конструкции вмонтируют спец.нагревательные приборы (трубы, по которым циркулирует вода) или нагревательные элементы.
Преимущества:
- равномерный нагрев;
- постоянство температуры и влажности воздуха;
- экономия производственной площади, т.к. отсутствуют радиаторы;
- возможность использования холодной воды в жаркий период для охлаждения помещения.
Недостатки:
- высокие первоначальные затраты;
- трудность ремонта и эксплуатации.
Воздушное отопление:
- центральное – с подачей нагретого воздуха от единого источника тепла;
- местное – с подачей теплого воздуха от местных нагревательных приборов.
Преимущества:
- быстрый тепловой эффект в помещении при включении системы;
- отсутствие в помещении нагревательных приборов;
- возможность использования в летний период для охлаждения и вентиляции помещения.
- Экономичность, особенно если оно соед. с общеобменной вентиляцией.
Комбинированная сист.отопл – центральное воздушное отопление, совмещенное с общеобменной вентиляцией и водяное низкого давления.
Сейчас находит широкое применение обогрева производственных помещений при помощи инфракрасного излучения через специальные обогревательные установки.
12. ЗАПЫЛЕННОСТЬ И ЗАГАЗОВАННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.
Основным путем поступления промышленных вредных веществ в организм работающих являются дыхательные пути. Благодаря огромной (более 90 м2) всасывающей поверхности легкие создают благоприятные условия для попадания вредных веществ непосредственно в кровь.
Пыль может оказывать на человека фиброгенное воздействие, при котором в легких происходит разрастание соединительных тканей, которое нарушает нормальное строение и функцию органа. Вредность производственной пыли обусловлена ее способностью вызывать профессиональные заболевания легких, в первую очередь пневмокониозы.
Т. Если концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны ниже или равна ПДК, то может ли такая концентрация оказать неблагоприятное влияние на здоровье работника и его потомства?
Предельно допустимая концентрация вредного вещества – это такая концентрация воздействие которой при ежедневной регламентированной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит как к снижению работоспособности и заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства.