Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие вопросы лицензирования 5
1.1. История формирования института лицензирования 5
1.2. Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования 10
1.3. Понятие лицензии. Требования, условия и содержание лицензии 13
2. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности 17
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

контрольная работа хоз право.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Институт бизнеса и права

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО»

 

НА ТЕМУ: «ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Ященкова Марина Александровна

Группа: 721

Руководитель: Колотилин А.В.

№ зачетн. кн.: 12 01 4672

Дата: 29.04.2013

РЕЦЕНЗИЯ:

 
 
 
 
 
 
 
 

Оценка

Подпись руководителя


 

Санкт – Петербург

2013 г

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Конституция Российской Федерации, закрепляя принцип свободы предпринимательства (часть 1 статьи 8 Конституции РФ), устанавливает приоритет прав и свобод человека над интересами государства, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ).

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

Право юридического лица и предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В данном случае речь идет о специальной правоспособности.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, законодателем установлено формальное равенство юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По мнению Е.И. Спектора,  режим лицензирования, представляя собой одно из универсальных и эффективных легализующих средств государственного регулирования экономики, который наиболее юридически полно проработан в отличие от иных средств разрешительных режимов, является ограничителем свободы предпринимательской деятельности в целях защиты прав отдельных граждан и общества в целом, а также публичных интересов государства.

В контрольной работе рассмотрим институт лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности.

 

 

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

1.1 История формирования  института лицензирования

Понятие «лицензирование» как универсальное, распространяющееся на многие виды хозяйственной деятельности, введено в нашей стране в обиход отечественной правовой науки с начала 90-х годов XX в., т.е. сравнительно недавно, хотя лицензирование как метод государственной политики в области экономики имеет более чем трехсотлетнюю историю. Практика лицензирования возникла в обществе с относительно развитой промышленностью и торговой деятельностью, где были легализированы самые разнообразные формы предпринимательской деятельности, функционировал относительно свободный, но строго контролируемый государством рынок, сформировалась активная творческая личность, способная создавать экономические ценности .

Лицензия появилась как документ разрешительного характера в области хозяйственной (торговой) деятельности и вследствие этого оказалась связанной с термином «разрешение». Однако, «разрешение» обычного разговорного характера следует отличать от «разрешения», имеющего строго юридическое содержание: этот вид разрешений характеризует то, что поведение, на которое и спрашивается разрешение, в принципе запрещено нормами права, поскольку оно может угрожать общественной и экономической безопасности, общественному порядку, интересам общества и государства. Но в определенных условиях, компетентные органы исполнительной власти могут по просьбе заинтересованного лица предоставить ему разрешение на просимое благо (действия). Такого рода «разрешения», имеющие юридическое содержание, могут касаться различных сфер социальной действительности. Это может быть разрешение государственного органа на передвижение по определенной территории или на выезд за ее пределы, разрешение на право иметь оружие, на доступ к материалам, составляющим государственную тайну и, наконец, разрешение осуществлять определенные хозяйственные действия .

Разрешительная система сформировалась в абсолютных монархиях Западной Европы и России в XVII - XVIII вв., когда монархическая власть осуществляла строгий полицейский надзор за своими подданными, детально регламентировала их жизнь и деятельность, позволяя выезжать в другую страну, на новое место жительства, заводить мастерскую и фабрику путем выдачи разрешений. Исторически такие «разрешения» возникли в области ограничений права на свободу передвижения в абсолютных монархиях западной Европы и России, но от такого рода разрешений эволюционно отпочковались все другие акты разрешительного характера, в частности патентные, регистрационные, лицензионные и паспортные .

Можно полагать, что слово «лицензия», обозначавшее документ разрешительного характера, выдаваемый государственным органом заинтересованному лицу, появилось во Франции в XVII в. в эпоху Людовика XIV и было продуктом политики кольберизма (названной по имени министра финансов Ж.-Б. Кольбера), одного из вариантов меркантилизма, важнейшей целью которого было увеличение доходов, в первую очередь путем достижения активного торгового баланса, поощрения развития французской промышленности, увеличения вывоза промышленных изделий и сокращения ввоза изделий иностранного производства. А в связи с тем, что торговля во Франции в XVII в. находилась под пристальным надзором правительства, каждый купец, вывозивший товары из страны и ввозивший их во Францию, обязан был получить от правительства лицензию, т.е. разрешение на торговлю.

Впервые в нашей стране разрешительный документ под четким названием «лицензия» появился в нормативно-правовом словаре советского государства в январе 1918 г. Роль лицензии во внешней торговле СССР менялась в связи со складывающейся экономической и политической обстановкой. До введения монополии внешней торговли (22 января 1918 г.) советское государство ограничивалось регулированием частной внешней торговли путем лицензий, выдававшихся отделов внешней торговли народного комиссариата торговли и правительством. До новой экономической политики в связи с малым объемом внешней торговли и фактическим осуществлением ее почти полностью самим народным комиссариатом, лицензионная система не получили большого развития. В условиях НЭПа, в связи с развертыванием торговли, допущением к внешнеторговым операциям ряда государственных и кооперативных организаций, смешанных обществ и некоторых частных фирм, под контролем и при регулировании их деятельности Наркомвнешторгом лицензионная система получила широкое развитие. Ни одно из ведомств, учреждений и советских организаций, никакое предприятие или частное лицо не имели права осуществлять какие-либо внешнеторговые мероприятия, вести переговоры или заключать сделки на ввоз и вывоз товаров без предварительного согласия народного комиссариата внешней торговли и получения на это соответствующей лицензии. Основными нормативно-правовыми актами, определяющими и развивающими лицензионную систему в советском государстве того времени, являлось: постановление СТО СССР от 29 сентября 1922 г., постановление СНК РСФСР от апреля 1923 г., постановление СНК РСФСР от 22 ноября 1929 г. и др.

В 1930 г. в связи с началом тотального огосударствления всего хозяйства страны была проведена реорганизация внешней торговли, которая фактически сделала ненужной систему лицензирования. Такой порядок фактически и юридически сохранялся и в дальнейшем в течение всех десятилетий функционирования советского государства .

Резюмируя изложенное, можно сказать, что применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы было односторонним и ограниченным. Например, в сфере экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней торговли Союза ССР и последующее заключение гражданско-правовых договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной советской правовой системой, можно было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и существует лицензионный договор, который не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного контроля. Таким образом, видно, что в условиях советского периода лицензирование применялось очень редко. И это объяснимо ввиду очевидного превосходства публично-правовых институтов над интересами субъектов частноправовой деятельности .

Развитие института лицензирования в 90-х годах XX столетия было обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование - метод, практически апробированный в западноевропейской и российской экономической истории в течение четырех столетий .

Уже в первой половине 90-х годов XX в. целый ряд федеральных законов и подзаконных актов предусмотрели лицензирование как метод воздействия государства на экономические отношения. К ним относились: Закон РФ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г., Федеральный закон «О связи» от 16 февраля 1995 г., Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г., Указ Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 г. Важное значение имело базисное постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994 г., которое регламентировало осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензии. Достоинство данного нормативного акта заключалось в том, что оно было универсальным по своему характеру и распространяло действие лицензий на целый ряд сфер хозяйственной деятельности, что, естественно, сыграло определенную роль. Только за период 1994-1998 гг. органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой и даже (в редких случаях) некоммерческой деятельности.

Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового базиса: регламентация лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998г. стал тем актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности . Но этот Закон, несмотря на всю его прогрессивность, действовал недолго. Он содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности, и к 2001 г. назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. Данный Закон составил правовую основу лицензирования в Российской Федерации.

 

1.2 Понятие лицензирования. Критерии и принципы лицензирования

В российском праве понятие «лицензирование хозяйственной деятельности» едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты Законы РСФСР «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке РСФСР». Несколько позже общая норма, предусматривающая лицензирование хозяйственной деятельности, появилась п.4 ст.21 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Эта норма устанавливала, что отдельные виды хозяйственной деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии). Предполагалось, что перечень видов деятельности будет определен Правительством РФ или Правительством входящих в нее республик .

В дальнейшем по мере появления и развития отдельных видов деятельности государство вводило, причем иногда с большим опозданием, их лицензирование. Так произошло с биржами, правило о лицензировании, которых появилось сначала 20 марта 1991 г., а затем было развито в специальном акте 31 мая 1991 г. Далее было предусмотрено специальное или дополнительное лицензирование биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, по поводу которого действует Положение, утвержденное Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг 19 сентября 1997 г.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования предпринимательской деятельности стал Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Этот нормативный акт содержит основные понятия и подходы к лицензированию большинства видов предпринимательской деятельности. Не распространяется этот закон на порядок некоторых конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено иными федеральными законами. К числу последних видов деятельности относятся банковская, страховая, биржевая и др.

Информация о работе Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности