Организация контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Понятие и виды проверок, сроки их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

Контролирующие органы обязаны приступить к проведению плановой проверки в течение календарного месяца, указанного в координационном плане. Уже сформированный координационный план допускается корректировать, но только в части исключения проверки, либо вывода контролирующего органа из состава соисполнителей (при проведении совместной проверки), либо изменения срока проверки.
В соответствии с Указом № 510 и действующим Положением о порядке организации и проведения проверок в Республике Беларусь, если к началу включенной в координационный план проверки не возникает оснований для ее проведения, то контролирующий орган обязан не позднее последнего дня месяца, в котором планировалось начать проверку, представить органу Комитета государственного контроля Республики Беларусь, сформировавшему координационный план, уведомление об исключении проверки из плана; если планировалось проведение совместной проверки — уведомление об исключении контролирующего органа из состава соисполнителей.

Файлы: 1 файл

referat_kononchik.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Описанная последовательность действий является признаком использования  метода дедукции. Однако контролирующий субъект по своему усмотрению может  прибегнуть к индуктивному методу исследования, переходя от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон деятельности организации. При этом последовательность контрольных действий будет обратной: от первичных документов через учетные регистры к исследованию бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности.

В ряде случаев  проверяющий может принять решение  об изъятии документов, свидетельствующих  о допущенных нарушениях законодательства. Это целесообразно, если:

• с документов невозможно снять копии (представить выписки из них);

• проверяемый  субъект отказывается представить  копии документов;

• требуется  экспертиза (исследование) документов в целях установления их подлинности;

• у проверяющего имеются безусловные основания  полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

Изъятие проводится на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, осуществляющего  проверку, в присутствии представителей проверяемого субъекта, а при их отсутствии — с приглашением не менее двух понятых. До начала изъятия проверяющий предъявляет постановление о производстве изъятия документов и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Лицу, у которого производится изъятие документов и предметов, предлагается добровольно выдать их, в противном случае изъятие производит принудительно. При отказе лица, у которого производится изъятие, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие изъятию документы и предметы, проверяющий вправе сделать это самостоятельно, но он должен избегать причинения без необходимости повреждений замков, дверей и других предметов. По подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к вопросам проверки. По результатам составляется акт изъятия, в котором указываются:

• его наименование;

• место и  дата производства конкретного действия;

• время начала и окончания действия;

• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего акт  изъятия;

• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего  при его совершении, а в необходимых случаях — адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским (белорусским) языком;

• содержание и  последовательность проведения действия;

• выявленные при  производстве действия существенные для  дела факты и обстоятельства.

Изъятые документы  и предметы перечисляются и описываются  в акте изъятия либо в прилагаемых  к нему описях. Точно указываются  наименования, количество индивидуальных признаков предметов, а по возможности  — стоимость предметов. Акт прочитывается  всеми участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его совершении лицами. Последние вправе делать замечания, и проверяющие обязаны внести их в акт или приобщить к делу. Акт подписывается составившим его проверяющим и всеми, кто участвовал в производстве действия или присутствовал при его осуществлении. К акту прилагаются фотоснимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

Копия акта изъятия  документов вручается под роспись (высылается) субъекту, у которого эти документы были изъяты, или его представителю.

Если изымаются  подлинные документы, с них изготавливаются  копии, которые заверяются подписью работника контролирующего органа, главного бухгалтера (другого должностного лица) проверяемого субъекта и передаются должностному лицу проверяемой организации.

Если для  разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные  знания из области пауки, техники, искусства, ремесла и иных сфер деятельности, контролирующие (надзорные) органы на договорной основе вправе привлечь эксперта (специалиста).

Решение о назначении экспертизы принимает руководитель контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку, или его  заместитель. В решении указываются:

• основания  для назначения экспертизы;

• фамилия эксперта и (или) наименование экспертного учреждения, где должна быть проведена экспертиза;

• вопросы, поставленные перед экспертом;

• материалы, предоставляемые  в распоряжение эксперта.

Проверяемый субъект, ознакомившись с решением о назначении экспертизы (привлечении специалиста), вправе предложить несколько кандидатур и ходатайствовать перед руководителем контролирующего (надзорного) органа о назначении эксперта (специалиста) из их числа, а также о постановке перед экспертом (специалистом) дополнительных вопросов.

Заключение  эксперта (специалиста) или его сообщение  о невозможности дать заключение предъявляется проверяемому субъекту, который имеет право представить  объяснения, заявить возражения, просить  о назначении дополнительной или  повторной экспертизы.

Оплата экспертизы и услуг специалиста производится контролирующими (надзорными) органами за счет средств бюджета, а в случае установления нарушений по вопросам, по которым назначалась экспертиза или привлекался специалист, —  за счет средств проверяемого субъекта.

 

 

Виды  проверок.

Различают формальные, фактические,  встречные, корреспондирующие,  аналитико-нормативные проверки.

   Формальная  проверка заключается в контроле  за правильностью оформления  самого документа. При этой  проверке выясняется: соблюдена  ли установленная форма документа, написан ли он на надлежит бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

   Фактическая  проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается  достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

   Важным  методом установления достоверности  финансово-хозяйственных операций  является встречная проверка. Она  проводится в тех случаях, когда  возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров. Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.

   Аналитико-нормативная  проверка заключается в сопоставлении  учетных и отчетных данных  с установленными показателями  и нормами. Это дает возможность  выявить неоправданные отклонения  от них Отсутствие отклонений  нередко связано с завышенными нормами, что позволяет показывать фактические затраты на уровне таких норм. Завышенные нормы - фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств.

 

 

Сроки проведения проверок.

 Срок проведения проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной, контрольной и дополнительной проверок, не может превышать при проведении проверок:

индивидуальных  предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную  деятельность, деятельность в сфере  агроэкотуризма, – пятнадцати рабочих дней;

иных проверяемых  субъектов – тридцати рабочих  дней.

Сроки, указанные  в части первой настоящего пункта, не распространяются на проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования  по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Срок проведения внеплановой тематической оперативной  проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного  подразделения не должен превышать трех рабочих дней.

Срок проведения контрольной проверки не должен превышать  пяти рабочих дней.

Срок проведения дополнительной проверки не может превышать  десяти рабочих дней. Данный срок не распространяется на дополнительные проверки, проводимые по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

Проведение  плановой проверки может быть приостановлено по решению руководителя государственного органа на срок, не превышающий трех месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий шести месяцев), с одновременным рассмотрением вопроса о целесообразности снятия ограничений деятельности проверяемого субъекта (если они были применены контролирующим (надзорным) органом) при наличии следующих обстоятельств:

проведении  исследований (испытаний) или экспертизы, оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление фактов для целей проверки;

необходимости восстановления проверяемым субъектом  документов, необходимых для проведения проверки;

направлении запроса  в компетентные органы, в том числе  иностранных государств;

необходимости получения проверяемым субъектом  документов и сведений, истребованных контролирующим (надзорным) органом, за пределами Республики Беларусь;

невозможности продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной  нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.

Период, на который  плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки. О приостановлении  проверки в предписании делается отметка, с которой знакомится представитель проверяемого субъекта.

 Проведение внеплановой проверки, за исключением внеплановой тематической оперативной и контрольной проверок, может быть продлено или приостановлено по основаниям и на срок, предусмотренные для проведения плановой проверки.

 Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления).

При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в  акте (справке) проверки.

В случае, если проверка начинается с проведения контрольной  закупки товарно-материальных ценностей  либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), служебное удостоверение и предписание на проведение проверки предъявляются проверяющим (руководителем проверки) проверяемому субъекту или его представителю после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). Сведения о проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг) вносятся в книгу учета проверок после предъявления проверяющими служебных удостоверений и предписаний на проведение проверки.

При проведении проверки соблюдения требований технических  нормативных правовых актов при  строительстве (в том числе при реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве) и утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности сведения о ее проведении вносятся в журнал производства работ по результатам проверки.

В книгу учета  проверок запись о начале и завершении совместной проверки, сведения о ее результатах вносятся под одним порядковым номером каждым контролирующим (надзорным) органом, участвующим в совместной проверке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

  1. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2010.
  2. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383.
  3. Актуальные проблемы хозяйственного права и процесса: учеб.-метод. пособие / В. Н. Паращенко, В.В. Паращенко. – Мн.: БИП – С Плюс, 2006. – 78с.
  4. Хозяйственное право (правовое регулирование хозяйственной деятельности). / С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. - 2-е изд. - Мн.: Молодежное. 2007. - 366с.
  5. Л.А..Ханкевич  Современное финансовое право Республики Беларусь.

Информация о работе Организация контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Понятие и виды проверок, сроки их проведения