Основные институты хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:31, реферат

Описание работы

Понятие “ хозяйственное право” может использоваться в пяти значениях.
1. Как отрасль законодательства, – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, в том числе предпринимательские и иные тесно связанные с ними отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Дуалистическая концепция рассматривает хозяйственные отношения с точки зрения гражданского и административного права. Горизонтальные отношения регулируются нормами гражданского права, а вертикальные нормами административного права.
2. Как научная дисциплина, т. е. совокупность знаний, полученных с соблюдением соответствующих методик, одобренных профессионалами и обладающих признаками проверяемости, единства и способности к созданию нового.

Содержание работы

Введение
1. Понятие отрасли и института права в системе права РФ.
2. Основные институты хозяйственного права.
2.1 Институт банкротства
2.2 Институт разгосударствления и приватизации.
2.3 Институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

хозяйственное право.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

5. Создание конкурентной  среды и содействие демонополизации  народного хозяйства;

6. привлечение иностранных  инвесторов;

7.Передача подавляющего  большинства функций управления  собственнику, что освободит государство  от несвойственных ему задач  и будет способствовать росту  качества управления производством.

2.3 Институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг.

Качество - совокупность свойств  уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных  услуг.

Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом - обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.

В условиях рыночной экономики  главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который  экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие  на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой. Правовое обеспечение управления качеством  продукции направлено на решение  следующих основных задач:

- правовое регулирование  отношений, складывающихся на  всех уровнях управления качеством  продукции;

- создание нормативно-правовой  базы, обеспечивающей надлежащее  правовое регулирование для эффективной  реализации функций управления  качеством продукции;

- защита прав и интересов  работников, вытекающих из трудовых  отношений.

Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает в  себя различные нормативные акты и правила.

Нормативный акт как самостоятельная  форма права представляет собой  издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Например, соблюдение требований стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского, трудового, административного и  уголовного права. Общая классификация  выделяет среди нормативных актов  две основные группы: законы и подзаконные  нормативные акты.

Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. закон - это нормативный  правовой акт, принятый высшим органом  государственной власти или непосредственно  населением и обладающий высшей юридической  силой.

Все иные нормативные акты называются подзаконными и принимаются  уполномоченными на то органами власти и управления:

- указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах  его компетенции;

- акты (постановления и  распоряжения) Правительства РФ (большинство  ненормативных правительственных  актов именуются распоряжениями);

- акты государственных  региональных и местных муниципальных  органов (представительных органов  и органов администрации), которые  в соответствии с компетенцией  данных органов обязательны для  всех лиц в пределах данной  территории - региона, области, города, района;

- ведомственные акты - акты  конкретных министерств, комитетов,  департаментов, имеющие в основном  внутриведомственное юридическое  значение и распространяющиеся  на лиц, находящихся в системе  управленческого, служебного и  дисциплинарного подчинения данного  ведомства.

Устанавливая контроль качества продукции, организация обязана  выполнять основные требования ведения  производственных процессов и обеспечения  соответствующего качества продукции. При этом качество продукции может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и другими.

Образцом называется экземпляр  продукции, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование  эталона продукции (несколько экземпляров  продукции) в сфере бизнеса - важное условие при разрешении между  сторонами споров о качестве.

Определение качества продукции  по спецификации (описанию) означает, что  товар должен соответствовать всем параметрам, эксплуатационным характеристикам, зафиксированным в его сопроводительных документах.

Наиболее распространенный способ определения качества продукции - отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном  торговом обороте. В современных  условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством  продукции.

Однако в условиях рыночных отношений законодательство РФ предоставляет  право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие  организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей  продукции, которая основана на методе соответствия продукции требованиям  государственных стандартов.

Существуют два способа  подтверждения соответствия продукции  и услуг требованиям государственных  стандартов: путем сертификации или  путем маркировки продукции и  услуг знаками соответствия государственным  стандартам.

Маркировка любой продукции  регламентируется соответствующим  Госстандартом или ТУ (технические  условия). Основные требования по маркировке продукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются в зависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) (производственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общие требования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.

Маркировка продукции  осуществляется с помощью знака  соответствия государственным стандартам.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным  в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции  установленным требованиям. Знак соответствия устанавливается организацией, имеющей  лицензию, выдаваемую в порядке, установленном  Госстандартом Российской Федерации. Организации, получившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркированные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.

 

 

 

Заключение

Хозяйственное право регулирует разнообразные отношения по руководству  и осуществлению хозяйственной  деятельности. Многочисленные нормы  и институты хозяйственного права  тесно связаны между собой и образуют определенное единство. В этом единстве каждая правовая норма, каждый институт занимает определенное место. Логически последовательное и внутренне согласованное расположение хозяйственно-правовых норм и институтов составляет систему хозяйственного права. Всякая система должна иметь определенные основания построения. Для системы хозяйственного права таким основанием является прежде всего общий или отраслевой характер соответствующих правовых норм и институтов. Дело в том, что некоторые нормы и институты хозяйственного права имеют общее значение для всего народного хозяйства, другие же относятся только к отдельным отраслям экономики и видам хозяйственной деятельности.

 

Список литературы:

1. Круглова Н.Ю. «Хозяйственное право. 3-е издание», 2006г.

2. Кудинов О.А.  «Предпринимательское (хозяйственное) право», 2006г.

3. Лаптев В.В. «Предпринимательское (хозяйственное) право», 2006г.

4.  Ершова И.В. «Предпринимательское право: учебник для вузов Издание 4», 2006г.


Информация о работе Основные институты хозяйственного права