Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 23:28, курсовая работа
Описание работы
Хозяйственные товарищества и общества как объекты правового регулирования в силу их вещных и обязательственных прав обладают рядом специфических характеристик. Приведем наиболее важные из них: - высокая степень самостоятельности в определении и формировании своей внутренней и внешней структуры, выборе направлений производственной и коммерческой деятельности, а также конверсии деятельности, разработке и реализации стратегии роста и научно-технического развития, выборе стратегических позиций в конкуренции на рынках;
b) материалы, положенные в основу
того или другого законодательства...;
c) исторические памятники, которые
когда-то имели значение действующего
права;
d) средства познания действующего
права.
С позиции трактовки источников
права в технико-юридическом смысле это
"формы выражения положительного права,
которые имеют значение обязательных
средств ознакомления с действующим правом".
Дискуссия о понятии "источники
права" продолжилась в советское время,
осложнившись вопросом об их делении на
материальные и формальные. В первом случае
имелись в виду материальные условия жизни
общества, сила, которая создает право.
Во втором - форма, благодаря которой правовая
норма приобретает общеобязательный характер.
Предлагались различные варианты
решения проблемы выбора между терминами
"источник права" и "форма права".
Под формой права в самом широком
смысле (правовая форма) понимается нормативный
характер права как равного масштаба,
применяемого к участникам общественных
отношений. В таком понимании право является
исторически обусловленной формой организации
общественных отношений. В этом аспекте
право выступает в качестве формы определенных
экономических отношений и социальных
интересов, которые рассматриваются как
содержание права.
В более узком, специальном
смысле формой права называются определенные
способы внешнего выражения права как
одного из компонентов "юридической
формы", призванные упорядочить содержание,
придать ему свойства государственно-властного
характера.
Различаются внутренняя и внешняя
формы права. Внутренней формой называется
система права, распределение правовых
норм по отраслям и институтам соответственно
характеру регулируемых ими отношений
и - отчасти - методу правового регулирования.
Система права - это его структура, обусловленная
в конечном счете экономическим базисом
общества. Внешней формой права называются
способы установления правовых норм, объективированный
комплекс юридических источников, формально
закрепляющих правовые явления и позволяющих
адресатам правовых установлений ознакомиться
с их реальным содержанием и пользоваться
ими. Результат осознания объективных
потребностей общественного развития
посредством ряда правотворческих процедур
получает объективированное выражение
в юридических актах и других аналогичных
явлениях, которые являются юридическим
источником права. В данном случае источник
права в юридическом смысле и форма права
совпадают по своему содержанию <17>.
I. Общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст.
7 ГК).
II. Конституция Российской
Федерации и федеральные конституционные
законы (ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ).
III. Законодательство:
1) кодифицированное (п. 2 ст.
3 ГК);
2) иные федеральные законы,
регулирующие акционерные отношения
(п. 2 ст. 3 ГК), или
а) общее (общегражданское и
т.п.),
б) специальное (акционерное),
в) по смежным сферам регулирования
(о рынке ценных бумаг и т.п.).
IV. Иные акты, содержащие
нормы акционерного права:
1) указы Президента РФ
(п. 3 ст. 3 ГК);
2) постановления Правительства
РФ (п. 4 ст. 3 ГК);
3) акты федеральных органов
исполнительной власти, содержащие
нормы акционерного права (п. 7 ст.
3 ГК).
V. Договоры (пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК).
VI. Правовые обычаи (ст. 5 ГК).
VII. Акты органов власти
и управления субъектов Российской
Федерации и органов местного
самоуправления, которые предусмотрены
законом в качестве основания
возникновения субъективных прав
и юридических обязанностей (пп.
2 п. 1 ст. 8 ГК).
VIII. Действующие нормативные
акты Российской Федерации и Союза ССР,
изданные до введения в действие кодифицированных
актов (ст. 4 Федерального закона от 30 ноября
1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части
первой Гражданского кодекса Российской
Федерации", ст. 4 Федерального закона
от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в
действие части второй Гражданского кодекса
Российской Федерации", ст. 4 Федерального
закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении
в действие части третьей Гражданского
кодекса Российской Федерации").
IX. Судебная и арбитражная
практика (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК).
X. Локальные акты юридических
лиц.
Следует особо подчеркнуть,
что это система источников права, а не
система законодательства.
Еще древние греки и римляне
различали право и закон, естественное,
не зависящее от воли людей право (фюсис)
и созданное людьми позитивное право (номос).
Позитивное право не должно противоречить
естественному праву. Они считали, что
позитивный закон должен соответствовать
праву.
На современном этапе естественно-правовые
теории права нашли отражение в попытке
установить различие между правом как
объективным явлением общественной жизни
и законом как формой выражения права,
а на этой основе - сформулировать понятие
правового закона.
Смысл различения права и закона
обусловлен необходимостью, с одной стороны,
разграничения и противопоставления права
и произвола, с другой стороны, установления
соответствия закона объективным требованиям
права.
Правовой закон, с точки зрения
представителей этого направления, есть
выражение и закрепление объективированной
в праве меры свободы людей. Это не продукт
воли и субъективного усмотрения законодателя,
а необходимая составная часть объективно
складывающегося в данном обществе права,
антипод произволу. Правовой закон воплощает
в себе принцип формального правового
равенства, имеющего всеобщий характер
справедливости и распространяющегося
в одинаковой мере на государственную
власть и граждан. Кроме того, правовой
закон учитывает и охраняет интересы тех,
кто находится за пределами правового
равенства <21>.
Статья 71 Конституции Российской
Федерации и ст. 3 ГК установили, что гражданское
законодательство находится в ведении
Российской Федерации. То есть субъекты
Российской Федерации и муниципальные
образования не вправе издавать законы
в этой сфере. Однако гражданское законодательство
в силу объективных причин, в первую очередь
его предмета и абстрактного характера
норм, не может и не должно охватить все
гражданские правоотношения.
Полностью разделяя критическую
оценку некоторых авторов <22> гл. 1 ГК,
мы предлагаем искать решение проблемы
в иной плоскости, а именно при выходе
на уровень понятий более высокого порядка,
каким и является понятие "источники
права" по сравнению с их частным случаем.
Отношения и связи правовых
норм определяют не сами по себе нормы
права, нормативные акты, а общественные
отношения, регулируемые этими нормами.
В связи с этим необходимо различать систему
права и систему законодательства и, соответственно,
их источники. Их "отождествление упрощает
и вульгаризирует представления о праве
и законе, но первое как явление и понятие
богаче и шире второго... Система права
служит основой для построения системы
законодательства как его структурной
формы" <23>.
Так, в систему гражданского
законодательства входят только нормы,
содержащиеся в ГК и в принятых в соответствии
с ним иных федеральных законах, регулирующих
гражданско-правовые отношения. В систему
права входят и другие юридические нормы,
содержащиеся как в правовых актах (указах
Президента Российской Федерации, постановлениях
Правительства Российской Федерации,
актах федеральных органов исполнительной
власти), так и в актах муниципальных образований,
юридических лиц. Кроме того, в систему
права входят правовые обычаи и правовые
прецеденты, которые наряду с нормативными
актами являются источниками гражданского
права, но не входят в гражданское законодательство
<24>.
Предлагаются и другие виды
источников гражданского права <25>,
но в ряде случаев: а) сужение их перечня
приводит к обеднению правового регулирования;
б) отсутствует их система; в) авторы допускают
в изложении непоследовательность и небрежность
на грани ошибок. Например, правовой обычай
называется источником права и в то же
время признание таковым иных, кроме нормативных
актов, явлений определяется как опасное;
в состав гражданского законодательства
включаются иные правовые акты, имеющие
подзаконный характер, и т.д. <26>
Полезным будет обращение и
к самой общей классификации форм права,
о которой мы уже упоминали:
- правовой обычай;
- нормативно-правовой акт;
- юридический прецедент;
- договор нормативного
содержания.
Система нормативно-правовых
актов (законов и подзаконных актов), а
также юридическая сила каждой группы
источников права определяются конституциями
(например, раздел VII "Законодательство
Федерации"
Акционерное право, как и право
в целом, состоит из норм, правил поведения
общего характера. Не являются источниками
права, в том числе акционерного, индивидуальные
правовые акты, которые распространяют
свое действие персонально на конкретного
субъекта права в конкретной ситуации,
рассчитаны на одноразовое применение
и прекращают свое действие с реализацией
конкретного права или обязанности (например,
решение органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации об изъятии
у собственника земельного участка для
государственных нужд).
Норма права устанавливается
или санкционируется государством. Например,
Государственная Дума принимает федеральный
закон о приватизации; из закона (ст. 5 ГК)
мы узнаем о признании обычая делового
оборота источником гражданского права,
о его юридической силе и о порядке применения.
Норма права имеет предоставительно-обязывающий
характер. Она определяет границы возможного
и (или) должного поведения субъектов.
Так, закон предоставляет собственнику
право по своему усмотрению совершать
в отношении принадлежащего ему имущества
любые действия и обязывает этого собственника
не нарушать своими действиями права и
охраняемые законом интересы других лиц.
Нормы права являются обязательными
для тех, кому они адресованы. Иные социальные
нормы не носят обязательного характера.
Однако степень обязательности может
быть различной и зависит от круга лиц,
на которые распространяется та или иная
норма. Например, нормы о федеральной государственной
собственности и управлении ею (п. "д"
ст. 71 Конституции РФ) являются общеобязательными,
а нормы, касающиеся правового положения
учреждений, созданных органами местного
самоуправления от имени муниципальных
образований, обязательны для этих учреждений
и лиц, вступающих с ними в правоотношения.
Но в любом случае нормы права применяются
независимо от желания субъектов и, следовательно,
носят универсальный характер.
Реализация нормы права обеспечивается
государством. Это означает не только
применение мер государственно-принудительного
характера, использование механизма правовой
ответственности, но и организационные
меры, дозволение законом самозащиты и
мер оперативного воздействияУвеличение
объема регулируемых отношений, тенденция
к повышению абстрактности правовых норм,
процесс их специализации, усложнение
законодательной техники с необходимостью
ведут к системности норм права.
Для системы характерно не только
наличие связей и отношений между образующими
ее элементами (определенная организованность),
но и неразрывное единство со средой, во
взаимоотношениях с которой система проявляет
свою целостность. Строение и функционирование
системы характеризуются иерархичностью,
многоуровневостью: отдельные уровни
обусловливают определенные аспекты ее
функционирования, которое в целом является
результатом взаимодействия всех ее уровней.
Современная теория систем выделяет возможность
элементов сочетаться друг с другом разнообразными
способами, быть в иерархическом отношении,
сосуществовать параллельно, а также изоморфизм
законов, управляющих функционированием
системных объектов (от греч. isos - одинаковый
и morphe - форма; соответствие каждому элементу
первой системы одного элемента второй
и каждой связи в одной системе одной связи
в другой) <29>.
"Внутрисистемные отношения
и зависимости в российском
законодательстве не сводятся
к установлению связей между
нормами одной отрасли или
разных отраслей... Они предполагают
сочетание отраслей, подотраслей и
институтов, а также общих и специальных
методов регулирования... характер регулируемых
отношений и типы правовых проблем, подлежащих
разрешению, должны предопределять и форму...
- кодекс, ...общие принципы и т.д. Неадекватная
форма мешает правильному и эффективному
использованию богатого набора средств
правового воздействия" <30>. Итак,
системность источников акционерного
права включает несколько моментов: отраслевая
принадлежность источника права; определение
правовых форм; их иерархия.
Постановления и распоряжения
Правительства РФ выступают самыми неустойчивыми
из нормативных актов в системе источников
частного, в том числе акционерного права.
Так, при анализе актов Правительства
РФ, принятых в период с января 1994 г. по
декабрь 1997 г. <35> - период наиболее активного
за последнее 10-летие хозяйственного (экономического)
правотворчества, - выявлено, что в 1994 г.
в течение 365 дней было отменено около
37,2% актов, после 365 дней - приблизительно
62,8%; в 1997 г. соответственно 59,3% и 40,7%. Кроме
того, в 1997 г. снизился срок действия отмененных
постановлений.
На сегодняшний день не только
не разработаны критерии определения
оптимальной формы источника права <36>,
в том числе акционерного права, но и существуют
пробелы в определении иерархии источников
частного права по их юридической силе.
В соответствии с конституционным принципом
разделения властей гражданское право
дает понятия и систему гражданского законодательства
и иных актов, содержащих нормы гражданского
права (ст. 3 ГК). С большей или меньшей степенью
определенности можно установить порядок
применения и подчиненность источников
с I по VI группу в нашей классификации.
В остальных случаях устанавливающие
это нормы либо носят частный характер,
разобщены по правовым актам, либо отсутствуют
вовсе. В связи с этим данный вопрос будет
рассмотрен по видам источников акционерного
права.
И перед тем как перейти к такому
рассмотрению, общую характеристику системы
источников акционерного права можно
завершить выделением основных тенденций
их развития. На наш взгляд, это:
- количественное и качественное
расширение;
- унификация по различным
формам права, а также на международном
уровне;
- взаимопроникновение и
сочетание частно- и публично-правового
регулирования;
- расширение сферы действия
диспозитивных норм;
- ориентация императивных
норм на защиту более слабой
стороны правоотношения