Основные положения акционерного права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственные товарищества и общества как объекты правового регулирования в силу их вещных и обязательственных прав обладают рядом специфических характеристик. Приведем наиболее важные из них:
- высокая степень самостоятельности в определении и формировании своей внутренней и внешней структуры, выборе направлений производственной и коммерческой деятельности, а также конверсии деятельности, разработке и реализации стратегии роста и научно-технического развития, выборе стратегических позиций в конкуренции на рынках;

Файлы: 1 файл

хоз право.docx

— 139.52 Кб (Скачать файл)

b) материалы, положенные в основу того или другого законодательства...;

c) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права;

d) средства познания действующего права.

С позиции трактовки источников права в технико-юридическом смысле это "формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом".

Дискуссия о понятии "источники права" продолжилась в советское время, осложнившись вопросом об их делении на материальные и формальные. В первом случае имелись в виду материальные условия жизни общества, сила, которая создает право. Во втором - форма, благодаря которой правовая норма приобретает общеобязательный характер.

Предлагались различные варианты решения проблемы выбора между терминами "источник права" и "форма права".

Под формой права в самом широком смысле (правовая форма) понимается нормативный характер права как равного масштаба, применяемого к участникам общественных отношений. В таком понимании право является исторически обусловленной формой организации общественных отношений. В этом аспекте право выступает в качестве формы определенных экономических отношений и социальных интересов, которые рассматриваются как содержание права.

В более узком, специальном смысле формой права называются определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов "юридической формы", призванные упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера.

Различаются внутренняя и внешняя формы права. Внутренней формой называется система права, распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений и - отчасти - методу правового регулирования. Система права - это его структура, обусловленная в конечном счете экономическим базисом общества. Внешней формой права называются способы установления правовых норм, объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. Результат осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах и других аналогичных явлениях, которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию <17>.

I. Общепризнанные принципы  и нормы международного права  и международные договоры Российской  Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК).

II. Конституция Российской  Федерации и федеральные конституционные  законы (ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ).

III. Законодательство:

1) кодифицированное (п. 2 ст. 3 ГК);

2) иные федеральные законы, регулирующие акционерные отношения (п. 2 ст. 3 ГК), или

а) общее (общегражданское и т.п.),

б) специальное (акционерное),

в) по смежным сферам регулирования (о рынке ценных бумаг и т.п.).

IV. Иные акты, содержащие  нормы акционерного права:

1) указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК);

2) постановления Правительства  РФ (п. 4 ст. 3 ГК);

3) акты федеральных органов  исполнительной власти, содержащие  нормы акционерного права (п. 7 ст. 3 ГК).

V. Договоры (пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК).

VI. Правовые обычаи (ст. 5 ГК).

VII. Акты органов власти  и управления субъектов Российской  Федерации и органов местного  самоуправления, которые предусмотрены  законом в качестве основания  возникновения субъективных прав  и юридических обязанностей (пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК).

VIII. Действующие нормативные акты Российской Федерации и Союза ССР, изданные до введения в действие кодифицированных актов (ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации").

IX. Судебная и арбитражная  практика (пп. 3 п. 1 ст. 8 ГК).

X. Локальные акты юридических  лиц.

Следует особо подчеркнуть, что это система источников права, а не система законодательства.

Еще древние греки и римляне различали право и закон, естественное, не зависящее от воли людей право (фюсис) и созданное людьми позитивное право (номос). Позитивное право не должно противоречить естественному праву. Они считали, что позитивный закон должен соответствовать праву.

На современном этапе естественно-правовые теории права нашли отражение в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права, а на этой основе - сформулировать понятие правового закона.

Смысл различения права и закона обусловлен необходимостью, с одной стороны, разграничения и противопоставления права и произвола, с другой стороны, установления соответствия закона объективным требованиям права.

Правовой закон, с точки зрения представителей этого направления, есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права, антипод произволу. Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости и распространяющегося в одинаковой мере на государственную власть и граждан. Кроме того, правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства <21>.

Статья 71 Конституции Российской Федерации и ст. 3 ГК установили, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. То есть субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе издавать законы в этой сфере. Однако гражданское законодательство в силу объективных причин, в первую очередь его предмета и абстрактного характера норм, не может и не должно охватить все гражданские правоотношения.

Полностью разделяя критическую оценку некоторых авторов <22> гл. 1 ГК, мы предлагаем искать решение проблемы в иной плоскости, а именно при выходе на уровень понятий более высокого порядка, каким и является понятие "источники права" по сравнению с их частным случаем.

Отношения и связи правовых норм определяют не сами по себе нормы права, нормативные акты, а общественные отношения, регулируемые этими нормами. В связи с этим необходимо различать систему права и систему законодательства и, соответственно, их источники. Их "отождествление упрощает и вульгаризирует представления о праве и законе, но первое как явление и понятие богаче и шире второго... Система права служит основой для построения системы законодательства как его структурной формы" <23>.

Так, в систему гражданского законодательства входят только нормы, содержащиеся в ГК и в принятых в соответствии с ним иных федеральных законах, регулирующих гражданско-правовые отношения. В систему права входят и другие юридические нормы, содержащиеся как в правовых актах (указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах федеральных органов исполнительной власти), так и в актах муниципальных образований, юридических лиц. Кроме того, в систему права входят правовые обычаи и правовые прецеденты, которые наряду с нормативными актами являются источниками гражданского права, но не входят в гражданское законодательство <24>.

Предлагаются и другие виды источников гражданского права <25>, но в ряде случаев: а) сужение их перечня приводит к обеднению правового регулирования; б) отсутствует их система; в) авторы допускают в изложении непоследовательность и небрежность на грани ошибок. Например, правовой обычай называется источником права и в то же время признание таковым иных, кроме нормативных актов, явлений определяется как опасное; в состав гражданского законодательства включаются иные правовые акты, имеющие подзаконный характер, и т.д. <26>

Полезным будет обращение и к самой общей классификации форм права, о которой мы уже упоминали:

- правовой обычай;

- нормативно-правовой акт;

- юридический прецедент;

- договор нормативного  содержания.

Система нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов), а также юридическая сила каждой группы источников права определяются конституциями (например, раздел VII "Законодательство Федерации"

Акционерное право, как и право в целом, состоит из норм, правил поведения общего характера. Не являются источниками права, в том числе акционерного, индивидуальные правовые акты, которые распространяют свое действие персонально на конкретного субъекта права в конкретной ситуации, рассчитаны на одноразовое применение и прекращают свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии у собственника земельного участка для государственных нужд).

Норма права устанавливается или санкционируется государством. Например, Государственная Дума принимает федеральный закон о приватизации; из закона (ст. 5 ГК) мы узнаем о признании обычая делового оборота источником гражданского права, о его юридической силе и о порядке применения.

Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. Она определяет границы возможного и (или) должного поведения субъектов. Так, закон предоставляет собственнику право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия и обязывает этого собственника не нарушать своими действиями права и охраняемые законом интересы других лиц.

Нормы права являются обязательными для тех, кому они адресованы. Иные социальные нормы не носят обязательного характера. Однако степень обязательности может быть различной и зависит от круга лиц, на которые распространяется та или иная норма. Например, нормы о федеральной государственной собственности и управлении ею (п. "д" ст. 71 Конституции РФ) являются общеобязательными, а нормы, касающиеся правового положения учреждений, созданных органами местного самоуправления от имени муниципальных образований, обязательны для этих учреждений и лиц, вступающих с ними в правоотношения. Но в любом случае нормы права применяются независимо от желания субъектов и, следовательно, носят универсальный характер.

Реализация нормы права обеспечивается государством. Это означает не только применение мер государственно-принудительного характера, использование механизма правовой ответственности, но и организационные меры, дозволение законом самозащиты и мер оперативного воздействияУвеличение объема регулируемых отношений, тенденция к повышению абстрактности правовых норм, процесс их специализации, усложнение законодательной техники с необходимостью ведут к системности норм права.

Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Строение и функционирование системы характеризуются иерархичностью, многоуровневостью: отдельные уровни обусловливают определенные аспекты ее функционирования, которое в целом является результатом взаимодействия всех ее уровней. Современная теория систем выделяет возможность элементов сочетаться друг с другом разнообразными способами, быть в иерархическом отношении, сосуществовать параллельно, а также изоморфизм законов, управляющих функционированием системных объектов (от греч. isos - одинаковый и morphe - форма; соответствие каждому элементу первой системы одного элемента второй и каждой связи в одной системе одной связи в другой) <29>.

"Внутрисистемные отношения  и зависимости в российском  законодательстве не сводятся  к установлению связей между  нормами одной отрасли или  разных отраслей... Они предполагают  сочетание отраслей, подотраслей и институтов, а также общих и специальных методов регулирования... характер регулируемых отношений и типы правовых проблем, подлежащих разрешению, должны предопределять и форму... - кодекс, ...общие принципы и т.д. Неадекватная форма мешает правильному и эффективному использованию богатого набора средств правового воздействия" <30>. Итак, системность источников акционерного права включает несколько моментов: отраслевая принадлежность источника права; определение правовых форм; их иерархия.

Постановления и распоряжения Правительства РФ выступают самыми неустойчивыми из нормативных актов в системе источников частного, в том числе акционерного права. Так, при анализе актов Правительства РФ, принятых в период с января 1994 г. по декабрь 1997 г. <35> - период наиболее активного за последнее 10-летие хозяйственного (экономического) правотворчества, - выявлено, что в 1994 г. в течение 365 дней было отменено около 37,2% актов, после 365 дней - приблизительно 62,8%; в 1997 г. соответственно 59,3% и 40,7%. Кроме того, в 1997 г. снизился срок действия отмененных постановлений. 

На сегодняшний день не только не разработаны критерии определения оптимальной формы источника права <36>, в том числе акционерного права, но и существуют пробелы в определении иерархии источников частного права по их юридической силе. В соответствии с конституционным принципом разделения властей гражданское право дает понятия и систему гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3 ГК). С большей или меньшей степенью определенности можно установить порядок применения и подчиненность источников с I по VI группу в нашей классификации. В остальных случаях устанавливающие это нормы либо носят частный характер, разобщены по правовым актам, либо отсутствуют вовсе. В связи с этим данный вопрос будет рассмотрен по видам источников акционерного права.

И перед тем как перейти к такому рассмотрению, общую характеристику системы источников акционерного права можно завершить выделением основных тенденций их развития. На наш взгляд, это:

- количественное и качественное  расширение;

- унификация по различным  формам права, а также на международном  уровне;

- взаимопроникновение и  сочетание частно- и публично-правового регулирования;

- расширение сферы действия  диспозитивных норм;

- ориентация императивных  норм на защиту более слабой  стороны правоотношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Основные положения акционерного права в России