Парламентская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:11, реферат

Описание работы

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, это те основы, с помощью которых возможно разобраться в системе органов государственной власти, учрежденной конституцией,
Республиканская форма правления отличается от монархической тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Понятие и виды форм правления………………………………………………4
2.Признаки парламентской формы правления………………………………..5
Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики……….8
Заключение………………………………………………………………………10
Список использованной литературы…………………………………………..11

Файлы: 1 файл

Реферат по теме Парламентская республика.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Реферат

По теме: «Парламентская республика»

Выполнили: Бизяев П.А.

2 Курс, ММ 2-1

Специальность: Международный менеджмент

Москва 2012

Содержание

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

1.Понятие и виды  форм правления………………………………………………4

 

2.Признаки парламентской формы правления………………………………..5

 

Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики……….8

 

Заключение………………………………………………………………………10

 

Список использованной литературы…………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 

 

Форма правления имеет  основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, это те основы, с помощью которых возможно разобраться в системе органов государственной власти, учрежденной конституцией,

 

Республиканская форма  правления отличается от монархической  тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного  органа или избирателей. Имеются  три основные разновидности республиканской  формы правления: президентская, парламентарная, полупрезидентская, или смешанная республика.

 

Как известно, республики существовали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако действительно  распространенной республиканская  форма правления стала в результате буржуазных революций ХVI-ХVII веков в Европе.

 

 

Парламентская республика - разновидность современной формы  государственного правления, при которой  верховная роль в организации  государственной жизни принадлежит  парламенту.

 

 

 

1.Понятие и виды форм правления

 

Форма государственного правления - это организация вышестоящих  органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

 

За формами правления  все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

 

Монархия - это такая  форма правления, при которой  полномочие верховной власти принадлежат  одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой  форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

 

Иногда монарх может  избираться. За свою государственную  деятельность монарх ни перед кем  не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

 

Все монархии делятся  на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

 

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

 

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

 

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда  монарх - глава государства сам  формирует правительство и назначает  премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

 

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда  абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

 

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что  рядом с монархом - главой государства  существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

 

Республика - это такая  форма правления, при которой  полномочие высших государственных  органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

 

Республики как формы  правления начали интенсивно возникать  после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

 

Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

 

Президентская республика характеризуется тем, что президент  избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

 

Полупрезидентская или  смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

 

Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

2. Признаки парламентской  формы правления

Парламентская республика характеризуется рядом признаков, главным из которых является формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве. В парламентских республиках большие полномочия сосредоточены в руках парламента. Можно назвать четыре главных принципов парламентского правления:

 

- парламент избирается  гражданами страны и является  единственным выборным органом  в государстве;

 

- парламент формирует  правительство. Он подбирает министров  для ведения дел в государстве. При этом большинство или все члены кабинета являются и членами парламента, соединяя исполнительную ответственность с законодательной работой;

 

- правительство сохраняет  свою исполнительную власть до  тех пор, пока пользуется доверием  парламента, т. е. опирается на большинство голосов в парламенте. Голосованием в парламенте можно отправить в отставку один кабинет и поставить другой. Такая ситуация квалифицируется как падение кабинета. В случаях, когда отсутствие доверия парламента становится очевидным, кабинет сам подает в отставку;

 

- управление страной  осуществляет правительство. Глава  правительства становится фактически  правительством государства. При  определенных обстоятельствах он  может распустить парламент и  назначить новые выборы.

 

В парламентской республике президент является лишь конституционным главой государства. Правительство и его деятельность выведены из сферы руководства президента. Главой исполнительной власти в парламентской республике является Премьер-министр (в ФРГ и Австрии – канцлер), который и осуществляет правительственную политику. Премьер и его правительство подотчетны парламенту. Конституция Италии (ст.87) гласит: "Президент Республики является Главой государства и представляет национальное единство...". А в соответствии со ст.95, Председатель Совета Министров руководит "общей политикой и несет за нее ответственность". Конституционное право Италии как парламентской республики наделяет исполнительной властью главу правительства, а не главу государства – президента. Примерно также решается проблема разграничения полномочий президента и главы правительства в Конституции ФРГ. Статус президента определен в ст.59. Конституции ФРГ: "Федеральный президент осуществляет международно-правовое представительство Федерации". А согласно ст.62 той же Конституции, "Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров" (ст.62). По этой правовой норме фактически президент не является главой исполнительной власти.

 

Аналогичным образом  определен статус президента в подавляющем большинстве парламентских республик.

 

Несколько нехарактерная  для парламентской республики правовая конструкция содержится в Конституции  Австрии, статья 19.1 которой гласит: "Высшими органами исполнительной власти являются федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель". Однако достаточно подробное перечисление Конституцией полномочий президента однозначно показывает, что он является лишь формальной главой исполнительной власти. Такую же нехарактерную ситуацию мы встречаем в ст.26 Конституции Греции, согласно которой "законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом Республики" и "исполнительная власть осуществляется Президентом Республики и правительством". Однако ст.30 той же Конституции все поставила на свои места, отметив, что "Президент является арбитром институтов республики и избирается Палатой депутатов на пять лет".

 

В целом вся логика организации власти парламентской  республики строится на принципе, что  президент должен быть арбитром, уравновешивающим ветви государственной власти, как бы стоять над ними. Это положение диктует место президента в системе государственных органов, объем его полномочий, систему выборов, специфику взаимоотношений с другими государственными органами.

 

В парламентской республике полномочия президента очень похожи на полномочия конституционного монарха, то есть в большинстве своем эти  полномочия носят символический  характер. Однако, в моменты острых политических кризисов (отставка правительства, обострение противоборства между различными политическими группировками и т.д.) роль главы государства резко возрастает, ибо именно он выступает в качестве института, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию ее стабильности.

Наиболее типичными парламентскими республиками во главе с президентами являются ФРГ, Швейцария, Италия, Ирландия, Венгрия и ряд других стран, а из бывших республик СССР только Латвия избрала парламентскую форму республиканского правления.

3. Особенности, достоинства  и недостатки парламентской республики

Подобные парламентские  системы существуют во многих странах: Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария и  т. д. Их многолетний опыт демонстрирует  и преимущества, и недостатки парламентского правления. К числу преимуществ относится, во-первых, то, что основной объем власти сконцентрирован в руках одного органа. Для принятия решения в данном случае требуется большинство голосов в парламенте. Здесь нет какого-либо органа или должностного лица, которое могло бы воспрепятствовать решению парламента, наложив на него “вето”. Во-вторых, в парламентской системе хорошо видны пределы ответственности за проводимую политику. Избиратели точно знают, кого им следует винить за неудачи и провалы - всех депутатов, депутатов, составляющих большинство, депутатов от правящей партии и т. д. Это обязывает депутатов выполнять свои предвыборные обещания. В тех системах, где власть "распылена", дело обстоит иначе. Так, в США, при существовании нескольких независимых органов власти ни один из них не несет окончательной ответственности за проводимую политику: президент может сослаться на конгресс, конгресс - указать на Верховный суд и т. д. В-третьих, парламентское правление поднимает роль выборов в политической жизни общества. Парламент получает свои полномочия непосредственно из рук избирателей, а это значит, что выборы становятся своеобразным "судным днем", где проверку на доверие народа проходят все кандидаты. Опуская в урну свой избирательный бюллетень, гражданин понимает, что он и только он отдает предпочтение той или иной политической линии. Наконец, в-четвертых, верховенство парламента защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека. Это заставляет обратиться к поискам такой формы правления, которая бы не допустила появления новых диктаторов. Парламентаризм не гарантирует того, что подобное положение не повторится, но все же дает возможность избежать его.

Информация о работе Парламентская республика