Понятие и виды транспортных договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы будет являться определение понятия транспортного договора; рассмотрение отдельных видов договора перевозки груза.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ДОГОВОРОВ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА 7
2.1. Система транспортных договоров 7
2.2. Договоры об организации перевозок грузов 7
2.3. Договор перевозки грузов 10
2.4. Договоры перевозки пассажира и багажа 13
3. ТРАНСПОРТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Файлы: 1 файл

Понятие и виды транспортных договоров Хоз право.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Виды договора перевозки зависят  от вида транспорта, осуществляющего  перевозки. Разделяют договоры железнодорожной, автомобильной, речной, морской и воздушной перевозки. Также можно выделить виды договора по перевозочным объектам - договоры перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты; по срокам действия - разовые и длительные договоры; по территориальному признаку - внутригосударственные и международные договоры перевозки; по числу транспортных предприятий, участвующих в перевозке - местные, прямые и прямые смешанные перевозки.

Правоотношения, вытекающие из договора, регулируются специальными нормативными актами - транспортными  уставами, кодексами и иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами в зависимости  от вида транспорта (п.2 ст. 784 ГК РФ).7

Срок в договоре перевозки - это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. Сроки доставки определяются транспортными уставами и кодексами, договором, либо основываются на разумных или обычно принятых сроках (ст.792 ГК РФ). При прямых смешанных перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых на основании правил, действующих на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения, установленного в договоре перевозки срока доставки.

Перевозка грузов оформляется  накладной. Она содержит все существенные условия договора и по существу является формой договора (на морском транспорте перевозка оформляется коносаментом, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией). Накладную заполняет отправитель в установленной форме и вручает перевозчику с грузом.

Транспортное законодательство до недавнего времени не включало условие о сроках перевозки в  определение договора. По традиции, вероятно, это не сделано и в новом ГК (ст. 785); обязательство доставки груза в пункт назначения в установленные сроки предусматривается в ст. 792 ГК, отсылающей к транспортным уставам и кодексам.

2.4. Договоры перевозки пассажира и багажа

 

Одна из задач транспорта состоит в перемещении пассажиров и их багажа. Возникающие при этом отношения оформляются договором, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира  в обусловленный пункт назначения, а другая сторона (пассажир) обязуется уплатить за проезд установленную плату (ст. 786 ГК).

Договор перевозки пассажира  — взаимный, возмездный и консенсуальный, что отличает его от договора перевозки  груза. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным. Перевозка пассажиров регулируется в общей форме ГК, транспортными уставами и кодексами, а также действующими Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров. Поскольку стороной этого договора выступает гражданин-потребитель (пассажир), на этот вид перевозок распространяются Закон о защите прав потребителей и другие правовые акты.

Договор оформляется  выдачей пассажиру проездного билета, в котором указываются все  существенные условия договора. Форма  билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. На отдельных видах городского транспорта (например, метро) договор может заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи биле та (при проходе через турникеты метро и осуществлении платежа магнитной картой или жетоном). На всех видах транспорта (за исключением воздушного и железнодорожного в поездах дальнего следования) проездные билеты являются предъявительскими документами: транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в отношении любого пассажира, предъявившего билет или его аналог при посадке. Однако после начала перевозки передача проездного билета не допускается. Утраченный билет не восстанавливается, а внесенная по нему плата за проезд не возвращается.

Договоры перевозки  пассажиров могут быть разовые (для однократного проезда) и длительные. Последние применяются при перевозках городским и пригородным транспортом и заключаются путем приобретения абонементного билета. Разовые договоры могут заключаться для проезда в од ном, а иногда и в обратном направлении (туда и обратно) и имеют установленный срок действия (срок годности), в пределах которого пассажир имеет право делать остановки в пути, т. е. прерывать перевозку. В некоторых случаях срок годности билета может быть продлен. При этом, если билет не был использован по уважительной причине (например, по болезни пассажира), перевозчик обязан, а в остальных случаях вправе продлить срок годности билета.8

Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего пользования определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашением сторон (ст. 790 ГК). Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными и местными (для городского и пригородного транспорта) органами исполнитель ной власти. Тарифы зависят от вида перевозки, ее расстояния, рода (типа) перевозочных средств и категории (класса) занимаемого в них места. Существуют общие и льготные тарифы для некоторых пассажиров. В установленных законом случаях пассажир вообще может быть освобожден от внесения провозной платы (пенсионеры в городском транспорте и др.). Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Провозная плата вносится при заключении договора. Исключение составляют перевозки в немаршрутных таксомоторах, расчеты за перевозку в которых производятся после ее завершения.

Основная обязанность  пассажира — уплата провозных  платежей. При обретение билета и означает исполнение данной обязанности, если пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне, в самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того, стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с рейса). Пассажиры обязаны соблюдать установленные правила перевозок.

Права, которые принадлежат  пассажиру, различны и могут быть связаны с:9

а) заключением и исполнением  договора перевозки;

б) изменением первоначально  заключенного договора и в) отказом от его исполнения. В самом общем виде они указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспортных уставах и кодексах. Кроме того, перечень этих прав не замыкается в рамках транспортного законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель, имеет и иные права, вытекающие из Закона о защите прав потребителей (гл. III).

Прежде всего, пассажир имеет право занять место в  соответствии с билетом. В случае непредоставления пассажиру места  согласно билету перевоз чик обязан предоставить ему место хотя бы и  более высокой категории без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложен, ной ему замены, перевозчик возвращает стоимость проезда. Кроме того, пассажир вправе провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет (на воздушном и морском транспорте — до 2 лет, а в городском транс порте — до 7лет), если он не занимает отдельного места. Другие следующие с пассажиром дети провозятся по детским билетам с предоставлением от дельного места. Пассажир вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в пределах установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в качестве багажа за отдельную плату. Пассажир вправе сделать одну остановку в пути, предупредив о том перевозчика, с продлением срока годности билета на установленное время, а в случае болезни — на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения).

 

3. Транспортные обязательства и их правовое регулирование

 

Не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т. д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).10

Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все, же отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Все они будут рассмотрены в дальнейшем. Таким образом, транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ правового регулирования  системы транспортных договоров  позволяет сделать вывод, что каждый из видов транспорта является отдельной хозяйственной системой, взаимодействующей с другими транспортными системами, а также, что транспортные отношения - едва ли не наименее разработанная в нормативном плане область правоотношений, а поэтому необходимо собирать специалистов, профессионально обсуждать эти вопросы, разрабатывать рекомендации по совершенствованию нормативных актов в этой сфере.

Транспорт, сохраняя приоритетное положение в хозяйствующих системах России, в условиях перехода к рынку постепенно освобождается от прямого государственного регулирования своей деятельности. Рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает система транспортных договоров, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия договора по соглашению с ним. Система транспортных договоров корреспондирует самой транспортной системе России, поскольку способствует нормальному функционированию последней, обеспечению народного хозяйства, юридических и физических лиц услугами по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

Терминологические различия в названиях договоров, как договор воздушной перевозки, морской перевозки, перевозки внутренним водным транспортом, железнодорожной и автомобильной перевозки, не имеют принципиального значения, поскольку все они имеют единую правовую природу, направлены на организацию будущих перевозок, не порождают прав и обязанностей сторон по перевозке данного конкретного груза, относятся к категории предварительных договоров, в соответствии с которыми стороны заключают в будущем конкретные договоры перевозки грузов (ст. 429 ГК).

К пробелу ГК, равно как и транспортных уставов и кодексов, относится то, что он оставляет как бы открытым вопрос об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об организации перевозок грузов, поскольку ст. 798 ГК лишь устанавливает, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Основным выводом данной работы следует считать то, что  законодательство не дает определения транспортной системы как единого хозяйственного комплекса и с организационно-правовой точки зрения такого комплекса не существует, поскольку не существует единого централизованного управления транспортом, единого законодательства. Кроме того, общественный транспорт страны утратил свое монопольное положение: субъектами транспортных отношений все в большей мере становятся частнопредпринимательские структуры.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Суханов Е.А. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов – М., Волтерс Клувер. 2008. – 862 с.
  2. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие В.А. Егиазаров – М., Юрайт. 2007. – 326 с.
  3. Егиазаров В.А. Комментарий к уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации (постатейный) В.А. Егиазаров, В.Б. Ляндрес. – М., Контракт. 2006. – 268 с.
  4. Жидкова М.В. Проблемы квалификации договора транспортной экспедиции // Транспортное право. – 2007. – № 2. – С. 26.
  5. Кабалкин А. Толкование и классификация договоров // Российская юстиция. – 2008. – № 7. – С. 14.
  6. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). / Под ред. Садикова О.Н. – М., Инфра-М. 2008. – 836 с.
  7. Иванов Г.Г. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации  / Под ред. Г.Г. Иванова. – М., Юристъ. 2008. – 476 с.
  8. Вайпана В.А. Комментарий к уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / Под ред. В.А. Вайпана – М., ЗАО "Юстицинформ". 2007. – 216 с.
  9. Попондопуло В.Ф Коммерческое право: Учебник  / Под ред. В.Ф. Попондопуло– СПб., Питер. 2006. – 632 с.
  10. Косовская В.А. К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза // Транспортное право. – 2008. – № 3. – С. 27.
  11. Ребриков А.В. Договор транспортной экспедиции: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Краснодар., 2006. – 38 с.

Информация о работе Понятие и виды транспортных договоров