Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 05:26, контрольная работа
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 года определяет несостоятельность как «признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [1].
Неплатежеспособность - это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «...более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения» [1], которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.
Оглавление
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от
26.10.02 года определяет несостоятельность к
Неплатежеспособность - это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «...более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения» [1], которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.
Если должник при нормальном ведении дел не может выполнить свои обязательства на протяжении более трех месяцев, то относительная неплатежеспособность переходит в абсолютную неплатежеспособность. Именно абсолютная неплатежеспособность и называется несостоятельностью того или иного субъекта хозяйственных отношений [4, c. 38].
Таким образом, неплатежеспособность того или иного субъекта хозяйственных отношений является необходимым, но не единственным условием «несостоятельности (банкротства)».
Институт банкротства позволяет решить две задачи:
Банкротство - длительный процесс, который в первую очередь направлен на финансовое оздоровление предприятия-должника, возвращение ему способности нормально осуществлять свою хозяйственную деятельность, включая расчеты с кредиторами. Принудительная ликвидация компании и распродажа его имущества применяются при банкротстве только тогда, когда финансовое оздоровление невозможно [6, c. 12].
Целью банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность. Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.
Формальный признак банкротства того или иного предприятия в концентрированном виде состоит в неплатежеспособности - против должника, неспособного оплатить свои долги, может быть возбуждено дело о несостоятельности [5, c. 38].
Чтобы определить признаки банкротства предприятия, используют два основных критерия: неоплатность долгов и неплатежеспособность.
Неоплатность долгов означает, что сумма долгов превысила стоимость имущества должника, и возможности оплатить эти долги нет. Оба этих критерия в совокупности применяются для граждан - предпринимателей. Юридическое лицо может быть признано банкротом при наличии одного критерия - неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты долгов по своим обязательствам в течение трех месяцев с даты, когда их следовало оплатить. Кроме этих условий, нужен и определенный размер задолженности, который бы позволил арбитражному суду возбудить дело о банкротстве. Для юридических лиц этот размер составляет 100 000 рублей, для граждан - предпринимателей - 10 000 рублей [6, c. 13].
Помимо формальных признаков банкротства, необходимо рассматривать неформальные признаки, которые указывают на возможное предбанкротное состояние предприятия, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в комплексе. Неформальные признаки возможного банкротства являются поводом к более скрупулезному анализу положения дел как со стороны руководства предприятием, так и со стороны финансовых и аудиторских структур. Заинтересованными субъектами в оценке финансово-хозяйственного положения предприятия являются его акционеры, наемный персонал, клиенты и кредиторы [5, c. 39].
Множественные неформальные признаки банкротства можно сгруппировать по двум направлениям:
Важно отметить так же категорию преднамеренного банкротства - совершение руководителем или учредителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Преднамеренное банкротство является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации
Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспорным), если они подтверждены вступившими в законную силу решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. Требования, которые не оспариваются должником, также относятся к категории установленных и подлежащих удовлетворению в очередности, предусмотренной ст.134 Закона о банкротстве [1].
Закон предусматривает также порядок установления размера требований кредиторов арбитражным судом при наличии разногласий между кредиторами и арбитражным управляющим.
Для всех случаев ликвидации юридических лиц правила об очередности удовлетворения требований кредиторов установлены ст.64 ГК РФ; положения ст. 134 Закона о банкротстве полностью соответствуют этим правилам.
С момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. После опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства кредиторы в установленный срок, который не может быть менее двух месяцев с даты указанной публикации, обращаются со своими требованиями к конкурсному управляющему. Конкурсный управляющий рассматривает заявленные требования кредиторов и заносит их в реестр требований кредиторов.
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
Вне очереди покрываются также судебные расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникла в ходе процедур банкротства до закрытия реестра требований кредиторов конкурсным управляющим.
В первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц.
Во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц.
В третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника.
В четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Требования руководителя должника, его заместителей, лиц, входящих в коллегиальный исполнительный орган должника, главного бухгалтера должника, его заместителей, руководителя филиала или представительства должника, его заместителей, главного бухгалтера филиала или представительства должника, его заместителей о выплате выходного пособия и (или) иных компенсаций, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу требований кредиторов по текущим платежам и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
После расчетов с кредиторами третьей очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по сделке, признанной недействительной.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога.
Конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
В соответствии с п. 2 ст. 182 Закона о несостоятельности, введение в отношении организации конкурсного производства влечет за собой возникновение последствий, указанных в ст. 126 Закона о несостоятельности [1].
Указанная статья определяет последствия открытия конкурсного производства, наступающие с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с абз. 3 п. 1 статьи таким последствием является прекращение начисления процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных данной статьей.
Правило подлежит применению, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (Постановление Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 25) [2]. Данное положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
Совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника допускается исключительно в порядке, установленном законом о банкротстве;
В силу абз. 6 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты открытия конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства определен в ст. 96 Закона об исполнительном производстве.
В отношении положения абз. 6 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве в п. 12 Постановления Пленума ВАС России от 23 июля 2009 г. N 59 разъяснено следующее: согласно п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в случае признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Закона о банкротстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем [3]. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства при получении копии решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; вынесение самостоятельного судебного акта по данному вопросу не требуется.
В случае обращения судебного пристава-исполнителя в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства необходимо учитывать, что подобное заявление не подлежит рассмотрению в суде; если исполнительный документ поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абз. 6 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве применительно к п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.
Согласно абзацу 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты открытия конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства [1].