ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
20 августа 1999 г. N 32
О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
--------------------------------------------------------+++
Декрет
утратил силу Указом Президента
Республики Беларусь
от 30 января 2003 г. № 47 (Национальный
реестр правовых
актов
Республики Беларусь, 2003 г.,
№ 15, 1/4366)
В целях совершенствования
деятельности потребительской
кооперации в Республике Беларусь и в
соответствии с частью третьей
статьи 101 Конституции
Республики Беларусь постановляю:
1. Утвердить прилагаемое
Положение о потребительской
кооперации
в Республике Беларусь.
2. Совету Министров
Республики Беларусь:
до 1 октября 2000 г.
в установленном порядке внести
в Палату
представителей Национального собрания
Республики Беларусь проект
закона, закрепляющий положения, которые
вытекают из настоящего
Декрета;
определить порядок
и пределы распоряжения
имуществом
потребительских обществ (союзов);
принять иные меры
по реализации настоящего Декрета.
3. Белорусскому республиканскому
союзу потребительских обществ,
союзам потребительских обществ
и потребительским обществам до
1
января 2000 г. привести свои учредительные
документы в соответствие
с этим Декретом.
4. Настоящий Декрет
вступает в силу со дня его
опубликования,
является временным и согласно
части третьей статьи 101 Конституции
Республики Беларусь представляется
на рассмотрение Национального
собрания Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь
А.ЛУКАШЕНКО
УТВЕРЖДЕНО
Декрет Президента
Республики Беларусь
20.08.1999 N 32
ПОЛОЖЕНИЕ
о потребительской
кооперации в Республике Беларусь
Общие положения
1. В настоящем
Положении определяются правовые,
организационные, экономические
и социальные основы деятельности
потребительской кооперации в Республике
Беларусь.
Отношения, возникающие
в области создания и
деятельности
потребительских обществ и
их союзов, регулируются Гражданским
кодексом Республики Беларусь,
нормативными правовыми
актами
Президента Республики Беларусь и иными
актами законодательства.
2. Для целей
настоящего Положения применяются
следующие
основные понятия:
потребительская кооперация
Республики Беларусь -
система
потребительских обществ, их союзов
и учрежденных ими юридических
лиц, созданных в
целях удовлетворения материальных
и иных
потребностей населения Республики Беларусь;
член потребительского
общества - гражданин Республики
Беларусь,
принятый в установленном порядке в члены потребительского
общества и
внесший вступительный и паевой взносы;
кооперативный участок
- часть потребительского
общества,
объединяющая определенное количество
членов потребительского
общества по территориальному, производственному
или иному признаку;
уполномоченный потребительского
общества -
член
потребительского общества, избранный
на собрании кооперативного
участка потребительского общества
и наделенный
полномочиями решать
вопросы в высшем органе управления
потребительского общества от
имени членов потребительского общества;
вступительный взнос
- денежная сумма, вносимая гражданином при
вступлении в члены потребительского
общества и направляемая на
покрытие расходов, связанных с его деятельностью;
паевой взнос
- денежная сумма или
имущество, вносимые
гражданином при вступлении в
члены потребительского общества
и
направляемые на формирование паевого фонда;
паевой фонд - фонд
потребительского общества, состоящий из
паевых взносов членов этого общества, являющийся
одним из источников
формирования его имущества;
неделимый фонд -
часть имущества потребительского
общества или
союза потребительских обществ, которая
не подлежит распределению
между членами потребительского
общества или членами союза данного
общества.
3. Основными задачами
потребительской кооперации Республики
Беларусь являются:
3.1. создание
и развитие организаций оптовой,
розничной
торговли и общественного
питания для обеспечения
членов
потребительских обществ и населения
товарами народного потребления;
3.2. закупка у граждан
и юридических лиц сельскохозяйственных
продукции и сырья, изделий и продукции
личных подсобных хозяйств и
промыслов, дикорастущих
плодов, ягод
и грибов,
лекарственно-технического сырья,
вторичных материальных ресурсов,
других видов продукции и сырья;
3.3. производство
пищевых продуктов, сельскохозяйственной
продукции, непродовольственных
товаров, продукции
производственно-технического назначения;
3.4. оказание платных
услуг населению;
3.5. организация рынков
и совершенствование их деятельности;
3.6. создание и
развитие производственных, строительных,
ремонтно-монтажных, проектных,
научных, транспортных и
иных
организаций;
3.7. создание и развитие
санаторно-курортных учреждений;
3.8. создание и развитие
учебных заведений в целях
подготовки
специалистов для организаций потребительской
кооперации;
3.9. осуществление внешнеэкономической
деятельности.
4. Наименование потребительских
обществ должно включать
наименование территории (района)
по месту их нахождения и слова
"потребительское общество".
Наименование областных
союзов потребительских обществ
должно
включать наименование области
по месту их нахождения и
слова
"областной союз потребительских
обществ".
Республиканский союз
потребительских обществ
именуется
"Белорусский республиканский
союз потребительских обществ"
(Белкоопсоюз).
Использование слов
"потребительское общество"
и "союз
потребительских обществ" в
наименовании иных потребительских
кооперативов, создаваемых на
территории Республики Беларусь,
не
допускается.
Потребительское общество
5. Основное
звено потребительской кооперации
Республики
Беларусь - потребительское
общество, создаваемое в
форме
потребительского кооператива.
В случае, когда
членами
потребительского общества являются
жители нескольких населенных
пунктов и количество членов этого
общества превышает 100 человек, в
потребительском обществе могут создаваться кооперативные
участки.
6. Потребительское
общество является юридическим
лицом и
обладает следующими полномочиями:
6.1. владеть, пользоваться
и распоряжаться в соответствии с
законодательством своим
имуществом исходя из целей
и задач
деятельности потребительского общества;
6.2. заниматься деятельностью,
направленной на удовлетворение
потребностей членов потребительского
общества;
6.3. осуществлять
предпринимательскую деятельность
постольку,
поскольку это служит достижению целей,
ради которых оно создано;
6.4. иметь свои
филиалы, создавать унитарные
предприятия,
учреждения, участвовать в хозяйственных
обществах;
6.5. образовывать
фонды, предусмотренные законодательством
Республики Беларусь;
6.6. пользоваться кредитами
банков;
6.7. осуществлять
внешнеэкономическую деятельность
в порядке,
установленном законодательством Республики Беларусь;
6.8. обжаловать в установленном
порядке решения государственных
органов, органов местного
управления и самоуправления, действия
должностных лиц, нарушающие права потребительского
общества;
6.9. добровольно объединяться
в областные и республиканский
союзы потребительских обществ и выходить
из них;
6.10. определять в
соответствии с законодательством
формы и
системы оплаты труда, меры социальной
защиты членов потребительского
общества и работников потребительской
кооперации;
6.11. осуществлять
иные полномочия, необходимые для
достижения
его уставных целей.
7. Потребительское
общество создается по территориальному,
производственному или
иному признаку на основе
членства и
осуществляет торговую, заготовительную,
производственную и другие
виды деятельности.
8. Потребительское
общество создается и действует
на основе
принципов:
8.1. добровольности вступления
в это общество и выхода
из него;
8.2. обязательности уплаты
вступительного и паевого взносов;
8.3. управления деятельностью на демократических
началах (один
член потребительского общества
- один голос, обязательная
подотчетность и подконтрольность областному
и республиканскому
союзам, свободное участие члена потребительского
общества в выборных
органах данного общества);
8.4. взаимопомощи
и обеспечения экономической
выгоды членам
потребительского общества;
8.5. создания условий
для повышения образовательного
уровня и
квалификации работающих членов потребительского
общества;
8.6. доступности информации
о деятельности потребительского
общества для всех его членов;
8.7. участия в международном
кооперативном движении.
9. Учредителями потребительского
общества могут быть граждане
Республики Беларусь. Число
учредителей потребительского общества
должно быть не менее пяти.
Количество членов в потребительском
обществе не ограничивается.
10. Решение о создании
потребительского общества принимается
общим собранием учредителей.
11. Устав потребительского
общества должен содержать сведения
о
наименовании потребительского общества,
месте нахождения, целях
деятельности, порядке управления
его деятельностью, условия
о
размере паевых взносов членов потребительского
общества, сведения о
составе и порядке внесения паевых взносов, об
ответственности членов
потребительского общества за
нарушение обязательства по внесению
паевых взносов, о
составе и компетенции органов
управления
потребительского общества, о порядке
принятия ими решений, о порядке
покрытия членами общества понесенных
обществом убытков, о филиалах и
представительствах потребительского общества,
о порядке его
реорганизации и ликвидации, а также
иные сведения.
Членство в
потребительском обществе, основные
права и
обязанности членов потребительского
общества
12. Членами потребительского
общества могут быть граждане,
достигшие 16-летнего возраста.
Порядок приема в
члены потребительского общества
определяется
уставом общества.
13. Члены потребительского
общества в установленном порядке
получают документ, удостоверяющий
их членство в потребительском
обществе.
14. Члены потребительского
общества имеют право:
14.1. участвовать
в деятельности потребительского
общества,
избирать и быть избранными в органы
управления и контроля;
14.2. пользоваться
преимуществом при приобретении
товаров
(услуг) в организациях
торговли и бытового
обслуживания
потребительского общества, осуществлять
на договорных условиях сбыт
продукции личного подсобного хозяйства
и промыслов через организации
потребительского общества;
14.3. пользоваться
льготами, предусмотренными
для членов
данного потребительского общества;
14.4. сдавать организациям
потребительского общества в
первоочередном порядке сельскохозяйственные продукцию
и сырье для
переработки, в том числе на давальческих
условиях;
14.5. получать направление
на учебу в учебные
заведения
потребительской кооперации Республики
Беларусь;
14.6. получать
от органов управления
и контроля
потребительского общества информацию
об их деятельности;
14.7. обращаться к
общему собранию потребительского
общества с
заявлениями и жалобами
на неправомерные действия работников
потребительского общества;
14.8. завещать по наследству
паевой взнос;
14.9. добровольно выходить
из потребительского общества.
Высшим органом
управления потребительского
общества могут
устанавливаться и иные права членов
потребительского общества, не
противоречащие законодательству Республики
Беларусь.
15. Члены потребительского
общества обязаны:
соблюдать устав потребительского
общества;
выполнять
решения органов управления
и контроля
потребительского общества;
выполнять свои обязательства
перед потребительским обществом.
Члены потребительского
общества могут нести и иные
обязанности,
предусмотренные уставом общества.
16. Членство в потребительском
обществе прекращается в случаях:
добровольного выхода
из него члена потребительского
общества;
исключения из членов
потребительского общества;
смерти гражданина,
являющегося членом потребительского
общества;
ликвидации потребительского
общества.
Порядок прекращения
членства в потребительском
обществе и
возврата паевого взноса
определяется уставом потребительского
общества. При прекращении
членства в потребительском
обществе
вступительный взнос не подлежит возврату.
Органы управления и контроля
потребительского общества
17. Органами управления
потребительского общества являются
общее собрание членов
потребительского общества или
собрание
уполномоченных и правление.
18. Высшим органом
управления потребительского
общества
является общее собрание членов
потребительского общества.
При
наличии в потребительском
обществе кооперативных участков высшим
органом управления является
собрание уполномоченных.
Порядок
избрания уполномоченных
определяется уставом потребительского
общества.
19. К исключительной
компетенции высшего органа
управления
потребительского общества относятся:
19.1. утверждение устава
потребительского общества, внесение в
него изменений и дополнений;
19.2. определение
основных направлений
деятельности
потребительского общества;
19.3. установление размеров
вступительного и паевого взносов;
19.4. определение численного
состава правления потребительского
общества;
19.5. избрание по
согласованию с районными исполнительными и
распорядительными органами
председателя и членов
правления
потребительского общества сроком на
5 лет;
19.6. определение
численного состава ревизионной
комиссии,
избрание председателя и членов
ревизионной комиссии, определение
размера средств на содержание
ревизионной комиссии, утверждение
положения о ревизионной комиссии;
19.7. принятие решений
о вхождении в союзы потребительских
обществ и выходе из них;
19.8. избрание представителей
в высшие органы управления
союзов, членом которых
является потребительское
общество,
определение срока их полномочий;
19.9. утверждение
годовых отчетов и балансов
на основании
заключений по ним ревизионной комиссии;
19.10. распределение
прибыли потребительского общества
после
уплаты налогов в бюджет и других обязательных
платежей и определение
порядка покрытия убытков потребительского
общества;
19.11. решение вопросов
отчуждения имущества потребительского
общества;
19.12. рассмотрение жалоб
на неправомерные действия правления
и
ревизионной комиссии потребительского
общества и разрешение
разногласий между ними;
19.13. принятие решений
о реорганизации и
ликвидации
потребительского общества.
Вопросы, отнесенные
к исключительной компетенции
высшего органа
управления, не могут быть
переданы им на решение других органов
управления общества.
Высший орган
управления потребительского
общества может
рассматривать и решать другие вопросы
деятельности потребительского
общества.
20. Высший
орган управления потребительского
общества
правомочен, если на собрании
присутствует более 2/3 членов
потребительского общества или их уполномоченных
представителей.
Высший орган управления
потребительского общества принимает
решения простым большинством
голосов присутствующих. Решения об
утверждении устава, о внесении в
него изменений и дополнений,
вступлении в союзы и выходе из
них, реорганизации и ликвидации
общества принимаются 2/3 голосов присутствующих
на собрании.
Высший орган управления
потребительского общества созывается
правлением потребительского
общества по мере необходимости, но
не
реже одного раза в год.
21. Управление деятельностью
потребительского общества в
период
между общими собраниями (собраниями
уполномоченных) осуществляет
правление потребительского общества,
которое избирается из числа
членов потребительского общества.
22. Правление потребительского
общества:
22.1. организует хозяйственно-финансовую
деятельность общества;
22.2. утверждает структуру
аппарата управления, смету расходов
на его содержание, определяет
в соответствии с законодательством
формы и системы оплаты труда, меры социальной
защиты работников;
22.3. определяет
размеры внутрихозяйственных
отчислений
юридическими лицами, созданными
потребительским обществом, на
содержание аппарата управления этого
потребительского общества;
22.4. по предложению
председателя правления назначает
его
заместителей, распределяет
обязанности между председателем
и
заместителями, освобождает их от занимаемых
должностей;
22.5. принимает решения
о создании и прекращении деятельности
унитарных предприятий,
учреждений, обособленных
структурных
подразделений, утверждает их
уставы и положения, вносит
в них
изменения и дополнения;
22.6. обеспечивает
соблюдение принципов кооперативной
демократии, уставных прав членов потребительского
общества;
22.7. рассматривает
предложения, заявления и жалобы
членов и
работников потребительского общества,
а также граждан;
22.8. принимает граждан
в члены потребительского общества
и
исключает их из членов потребительского
общества;
22.9. организует
подготовку и проведение собраний
членов
потребительского общества;
22.10. ежегодно
представляет высшему органу
управления
потребительского общества отчеты о
работе правления;
22.11. назначает
на контрактной основе
и увольняет
руководителей созданных потребительским
обществом юридических лиц;
22.12. рассматривает результаты
ревизий хозяйственно-финансовой
деятельности созданных потребительским
обществом юридических лиц;
22.13. решает другие
вопросы, отнесенные к его
компетенции
высшим органом управления потребительского
общества.
23. Заседания правления
потребительского общества проводятся по
мере необходимости, но не реже
одного раза в месяц. Правление
правомочно принимать решения,
если в его заседании участвует более
половины членов правления, в том
числе председатель или его первый
заместитель.
Решения правления
оформляются постановлениями.
24. Деятельностью правления
потребительского общества руководит
председатель правления.
25. Председатель правления
потребительского общества:
25.1. обеспечивает выполнение
решений высшего органа управления
потребительского общества;
25.2. без доверенности
представляет интересы потребительского
общества в государственных и иных органах;
25.3. в пределах
своей компетенции заключает
договоры и
соглашения от имени потребительского
общества;
25.4. принимает
на работу и увольняет
работников
потребительского общества,
применяет к ним меры поощрения
и
взыскания;
25.5. утверждает штатное
расписание потребительского общества;
25.6. распоряжается
имуществом потребительского общества в
пределах своей компетенции;
25.7. издает
в пределах своей компетенции
распоряжения,
обязательные для исполнения работниками
потребительского общества;
25.8. выдает доверенности
от имени потребительского общества;
25.9. решает иные
вопросы, отнесенные законодательством
и
уставом потребительского общества к
его компетенции.
Председатель правления
потребительского общества освобождается
от занимаемой должности
по решению высшего органа
управления
потребительского общества
после согласования с районным
исполнительным и распорядительным
органом или по решению местного
исполнительного и
распорядительного органа
с последующим
уведомлением потребительского общества.
26. Для контроля за деятельностью потребительского
общества и
созданных им юридических лиц
из числа членов потребительского
общества избирается ревизионная комиссия
сроком на 5 лет.
Ревизионная комиссия
в своей деятельности руководствуется
законодательством Республики
Беларусь, уставом потребительского
общества, положением о ревизионной комиссии.
Ревизионная комиссия
подотчетна высшему органу управления
потребительского общества.
27. Имущество потребительского
общества, созданное за счет
паевых взносов, полученное в результате уставной деятельности
и из
иных источников, не запрещенных
законодательством, принадлежит ему
на праве собственности.
На вступительные
и паевые взносы членов потребительского
общества не могут обращаться
взыскания по их личным долгам
и
обязательствам.
28. Прибыль потребительского
общества после платежей в
бюджет и
внебюджетные фонды
направляется на формирование
фондов
потребительского общества.
29. Потребительское
общество отвечает по своим
обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом.
Потребительское общество
не отвечает по обязательствам своих
членов.
Субсидиарная ответственность
членов потребительского общества
по обязательствам этого потребительского
общества определяется в
порядке, предусмотренном гражданским
законодательством Республики
Беларусь.
30. Потребительское
общество ведет бухгалтерский
учет своей
деятельности и представляет
статистическую и иную отчетность в
порядке, установленном законодательством Республики
Беларусь.
Союзы потребительских обществ
31. Учредителями
союза потребительских обществ (далее
- союз)
могут быть потребительские
общества и их союзы, созданные в
установленном законодательством порядке
на территории Республики
Беларусь. Порядок создания
союза определяется учредительным
договором.
32. В уставе союза
должны содержаться сведения
о наименовании
союза, его местонахождении, предмете и целях деятельности,
порядке
вступления в члены союза
и выхода или исключения из его членов,
составе и компетенции органов управления
и органов контроля союза,
порядке принятия решений органами
управления и органами контроля
союза, правах и обязанностях членов
союза, порядке формирования и
использования имущества союза,
реорганизации и ликвидации союза,
порядке распределения имущества, оставшегося
после ликвидации союза,
а также иные сведения, предусмотренные
законодательством Республики
Беларусь.
33. Союз считается
созданным со дня его государственной
регистрации в установленном законодательством
порядке.
34. Союз является
некоммерческой организацией, действует на
основании устава и учредительного договора.
Члены союза сохраняют
самостоятельность и права юридического
лица.
Союз может
заниматься предпринимательской
деятельностью
постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых он
создан. Доходы от предпринимательской
деятельности союза полностью
направляются на покрытие расходов
при осуществлении его уставной
деятельности.
35. Союз не отвечает
по обязательствам своих членов.
Члены
союза несут субсидиарную ответственность
по его обязательствам в
размере и порядке, предусмотренных учредительными документами
союза.
36. Для достижения
целей, ради которых создан
союз, он может
создавать унитарные предприятия,
учреждения, учебные заведения и
филиалы, участвовать в хозяйственных
обществах.
Союз вправе
осуществлять контрольные и распорядительные
функции, предусмотренные учредительными
документами союза.
37. Республиканский
союз представляет интересы своих
членов в
международном кооперативном
движении в соответствии с
делегированными ему полномочиями.
38. В собственности
союза находится имущество, образованное за
счет взносов его членов, доходов,
получаемых от предпринимательской
деятельности союза, а
также иных источников, не
запрещенных
законодательством. Союз
может формировать фонды
накопления,
потребления и иные фонды в соответствии
с уставом союза.
39. Управление
союзом осуществляют
общее собрание
представителей членов союза и правление.
40. Высшим органом
управления союза является общее
собрание
представителей членов союза.
Норма представительства определяется
уставом союза.
41. К исключительной
компетенции общего собрания
представителей
членов союза относятся:
41.1. утверждение
устава и внесение в него
изменений и
дополнений;
41.2. определение основных
направлений деятельности союза;
41.3. определение
численного состава правления,
избрание
председателя и членов правления
союза, заслушивание отчетов об их
деятельности.
Кандидатура председателя
правления республиканского союза
вносится для избрания после
согласования с Президентом Республики
Беларусь, кандидатуры членов
правления республиканского союза
согласовываются с Правительством Республики
Беларусь.
Кандидатуры председателей
и членов правления областных
союзов
согласовываются с областными
исполнительными и распорядительными
органами;
41.4. определение
численного состава ревизионной
комиссии
союза, избрание председателя
и членов ревизионной комиссии,
определение размера средств на ее
содержание, утверждение положения
об этой комиссии, заслушивание
отчетов о ее деятельности
и
прекращение полномочий членов ревизионной
комиссии.
Кандидатура для
избрания председателем ревизионной
комиссии
республиканского союза согласовывается
с Комитетом государственного
контроля;
41.5. прием в члены
союза и исключение из его
членов;
41.6. определение
размеров вступительного и членских взносов
союза;
41.7. принятие решений
о вступлении союза в другие
союзы
(ассоциации) и выходе из них;
41.8. решение в
соответствии с законодательством
вопросов
отчуждения имущества союза
юридическим и физическим лицам,
не
являющимся членами потребительских
обществ и союзов Республики
Беларусь;
41.9. рассмотрение
жалоб членов союза на действия
правления и
ревизионной комиссии, разрешение
разногласий между правлением и
ревизионной комиссией;
41.10. принятие решений
о реорганизации и ликвидации
союза.
Вопросы, отнесенные
к исключительной компетенции
общего
собрания представителей членов
союза, не могут быть переданы на
решение других органов управления союза.
Общее собрание представителей
членов союза может рассматривать
и решать и другие вопросы деятельности
союза.
42. Общее собрание
представителей членов союза
является
правомочным, если на нем присутствует
не менее 2/3 представителей
членов союза. При принятии решений
каждый представитель члена союза
имеет один голос.
Решение общего собрания
представителей членов союза
считается
принятым, если за
него проголосовало более
50 процентов
присутствующих представителей членов
союза.
Решения по вопросам
принятия устава союза, внесения
в него
изменений и дополнений, приема
в члены союза и исключения из его
членов считаются принятыми, если
за них проголосовало не менее 2/3
представителей членов союза, присутствующих
на общем собрании.
Решение о реорганизации
или ликвидации союза может
быть принято
только при согласии всех членов союза.
43. Общее собрание
представителей членов союза
созывается
правлением союза по мере
необходимости, но не реже одного раза в
год.
Правление союза обязано
созвать внеочередное общее собрание
его
членов по письменному требованию
не менее 1/3 членов союза или по
письменному требованию ревизионной
комиссии.
Порядок созыва общего собрания представителей
членов союза
определяется его уставом.
44. В период между
общими собраниями представителей
членов
союза его управление осуществляет правление
союза.
Правление состоит
из председателя правления, его
заместителей и
членов правления.
Правление избирается
общим собранием
представителей членов союза
из числа представителей членов союза
сроком на 5 лет.
45. В компетенцию правления
союза входят:
45.1. созыв общего собрания
представителей членов союза;
45.2. назначение
по предложению председателя
из состава
правления заместителей председателя,
распределение обязанностей
между председателем и его заместителями,
освобождение заместителей
председателя от занимаемых должностей;
45.3. разработка
прогнозов экономического и
социального
развития союза, организация их выполнения;
45.4. определение
видов, размеров, порядка
и условий
формирования и расходования фондов
союза;
45.5. утверждение
структуры аппарата управления
союза, его
численности и сметы расходов на содержание
союза;
45.6. определение
в соответствии с законодательством
размеров
внутрихозяйственных отчислений
членами союза и юридическими лицами,
созданными союзом, на содержание аппарата
управления союза;
45.7. распределение прибыли,
причитающейся союзу;
45.8. принятие решений
о создании и прекращении деятельности
унитарных предприятий, учреждений,
учебных заведений и филиалов,
утверждение их уставов
и положений, осуществление
управления
деятельностью указанных юридических
лиц;
45.9. прием
на работу и увольнение работников
аппарата
управления союза и руководителей созданных
союзом юридических лиц;
45.10. решение вопросов
отчуждения имущества, находящегося в
собственности союза, членам
потребительских обществ и союзов
Республики Беларусь;
45.11. принятие решений
о поощрении председателей правлений,
председателей ревизионных
комиссий членов союза, а
также о
привлечении их к дисциплинарной ответственности,
кроме освобождения
от занимаемых должностей;
45.12. отстранение
от занимаемых должностей председателей
правлений и председателей
ревизионных комиссий членов
союза за
нарушение законодательства
Республики Беларусь и
внесение
предложений высшему
органу управления
соответствующего
потребительского общества и
общему собранию представителей членов
союза о досрочном прекращении их полномочий;
45.13. отмена решений
правлений членов союза, противоречащих
законодательству Республики Беларусь
и уставам членов союза и союза;
45.14. решение иных
вопросов, делегированных общим
собранием
представителей членов союза.
46. Порядок организации
работы правления союза и принятия
им
решений определяется уставом союза.
47. Правление союза
несет ответственность за обоснованность
и
законность принятых им решений.
48. Компетенция
председателя правления союза
определяется
уставом союза.
Председатель правления
республиканского союза освобождается от
занимаемой должности по решению
общего собрания представителей
членов союза после согласования
с Президентом Республики Беларусь
или Президентом Республики
Беларусь с последующим уведомлением
республиканского союза.
Председатели правления
областных союзов освобождаются от
занимаемой должности по решению
общего собрания представителей
членов союза после согласования
с областными исполнительными и
распорядительными органами
или областными исполнительными
и
распорядительными органами
с последующим
уведомлением
соответствующего союза.
49. Контроль за
соблюдением устава союза, его хозяйственной
и
иной деятельностью осуществляется ревизионной
комиссией союза.
Председатель и члены
ревизионной комиссии избираются
из числа
представителей членов
союза сроком на 5 лет.
Деятельность
ревизионной комиссии подотчетна общему собранию
представителей
членов союза.
Ревизионная комиссия
в своей деятельности руководствуется
действующим законодательством
Республики Беларусь, уставом союза,
положением о ревизионной комиссии союза.
Государственная регистрация
потребительских обществ и союзов
50. Потребительские
общества и союзы приобретают
права
юридического лица с момента их государственной
регистрации.
51. Для государственной
регистрации потребительского общества в
регистрирующий орган представляются:
заявление, оформленное
в установленном порядке;
копия протокола
общего собрания или собрания
уполномоченных о
создании потребительского общества,
об утверждении его устава, о
выборах органов управления и ревизионной
комиссии, подписанного
председателем и секретарем собрания;
два экземпляра копий
устава потребительского общества;
документ о
юридическом адресе
(месте нахождения)
потребительского общества;
платежный документ,
подтверждающий внесение
платы за
государственную регистрацию потребительского
общества.
52. Для государственной
регистрации союза в регистрирующий
орган представляются:
заявление, оформленное
в установленном порядке;
копия протокола
общего собрания учредителей
о создании союза,
об утверждении его
устава, о выборах органов
управления и
ревизионной комиссии, подписанного
председателем и секретарем
собрания;
два экземпляра копий
учредительного договора о создании
и
деятельности союза;
два экземпляра копий
устава союза;
копии учредительных
документов и свидетельств о государственной
регистрации потребительских обществ,
союзов, выступающих в качестве
учредителей союза (по одному экземпляру);
выписки из
решений потребительских обществ
и союзов о
вступлении в союз;
документ о юридическом
адресе (месте нахождения) союза;
платежный документ,
подтверждающий внесение
платы за
государственную регистрацию союза.
53. Для государственной
регистрации изменений и дополнений в
уставы потребительских обществ и их
союзов в регистрирующий орган
представляются:
заявление с указанием
вносимых изменений и дополнений;
выписка из решения
высшего органа управления потребительского
общества или союза о внесении
в устав соответствующих изменений и
дополнений;
два экземпляра
копий изменений и
дополнений, которые
оформляются в виде приложений
к учредительным документам. Если
изменения и дополнения вносятся
неоднократно либо изменяется и
дополняется более половины
положений учредительных документов,
то
для государственной регистрации
требуется представление таких
документов в новой редакции;
оригинал свидетельства
о государственной регистрации
в случае
изменения наименования или реорганизации
потребительского общества
или союза;
платежный документ,
подтверждающий внесение
платы за
государственную регистрацию
изменений и дополнений в учредительные
документы.
При изменении числа
членов потребительского общества
и союза
изменения и дополнения в их учредительные
документы не вносятся.
Реорганизация и ликвидация
потребительских обществ и союзов
54. Реорганизация потребительских
обществ и союзов (слияние,
присоединение, разделение, выделение,
преобразование) осуществляется
по решению их высших органов
управления, а также по основаниям,
предусмотренным законодательством
Республики Беларусь.
Потребительские общества
и союзы считаются реорганизованными,
за исключением случаев их реорганизации
путем присоединения другого
юридического лица, с момента
государственной регистрации вновь
возникающих юридических лиц.
При реорганизации потребительского
общества, союза в форме
присоединения к ним другого юридического
лица потребительское общество,
союз считается реорганизованным с
момента внесения в Единый государственный
регистр юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей
записи о прекращении деятельности
присоединенного юридического лица.
55. Ликвидация потребительских
обществ и союзов производится по
решению их высших органов
управления с согласия соответствующего
местного исполнительного
и распорядительного органа
(в случае
ликвидации республиканского
союза - с согласия Правительства
Республики Беларусь), а
также по основаниям, предусмотренным
законодательством Республики Беларусь.
56. Высший орган
управления потребительского общества,
союза
или по его решению правление в письменной
форме сообщает о принятом
решении о ликвидации потребительского
общества, союза в орган,
осуществляющий государственную регистрацию юридических
лиц, который
вносит в Единый государственный
регистр юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей
сведения о том, что потребительское
общество, союз подлежит ликвидации.
57. Высший орган управления
потребительского общества, союза
или по его поручению правление утверждает
ликвидационную комиссию,
устанавливает в соответствии
с законодательством порядок и сроки
ликвидации потребительского общества,
союза.
Ликвидационная комиссия
решает все вопросы ликвидации
общества,
союза в пределах предоставленных
полномочий в соответствии с
законодательством Республики
Беларусь, уставами потребительского
общества, союза.
58. Имущество потребительского
общества, союза, оставшееся
после удовлетворения требований
кредиторов, передается другому
потребительскому обществу, члену
союза в порядке, определяемом
высшими органами управления потребительского
общества, союза.
59. Ликвидация
потребительского общества, союза
считается
завершенной, а потребительское
общество, союз прекратившим
существование после внесения
соответствующей записи в Единый
государственный регистр
юридических лиц и
индивидуальных
предпринимателей.
Заключительные положения
60. Для широкого
обсуждения наиболее важных
вопросов
потребительской кооперации могут проводиться
конференции и съезды,
порядок созыва и проведения которых определяется органом,
принявшим
решение о проведении.
61. Государство обеспечивает
защиту интересов потребительских
обществ и союзов,
способствует их дальнейшему
развитию и
осуществляет контроль за их деятельностью.
62. Белкоопсоюз находится в ведении Совета
Министров Республики
Беларусь по вопросам, определенным законодательством.
63. Белкоопсоюз создает единую систему
ведомственного контроля
потребительской кооперации, подчиненную
его правлению.
64. Потребительская
кооперация Республики
Беларусь
взаимодействует с Правительством
Республики Беларусь на основе
ежегодно заключаемых соглашений между
Советом Министров Республики
Беларусь и Белкоопсоюзом с определением в них основных
показателей
ее финансово-хозяйственной деятельности.
|