Правовое положение и виды товариществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Центральным ключевым понятием в изучении хозяйственного права является понятие «хозяйственная деятельность». Одновременно в нормах права (экономической и юридической литературе) используются такие понятия, как «экономическая деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность», «торговая деятельность». Объединяет все эти понятия термин «деятельность», который означает «специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям».

Файлы: 1 файл

хоз. деят..doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Центральным ключевым понятием в изучении хозяйственного права является понятие «хозяйственная деятельность». Одновременно в нормах права (экономической и юридической  литературе) используются такие понятия, как «экономическая деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность», «торговая деятельность». Объединяет все эти понятия термин «деятельность», который означает «специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям».

Любой вид деятельности человека состоит в максимально возможном  удовлетворении существующих и будущих  потребностей человека, которые могут  быть использованы для достижения указанной  цели. Круг таких потребностей очень  широк – от потребностей индивидуального характера, связанных с обеспечением необходимых условий жизни, до потребностей, связанных с общественной безопасности, обороны и т.д.

Под хозяйственной деятельность следует понимать деятельность физических лиц и организаций со статусом юридического лица по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используется не для собственного потребления, а предназначена для реализации другим лицам. Как видно, приведенные выше примеры свидетельствуют об отсутствии каких-либо оснований для разграничения понятий «хозяйственная деятельность» и «экономическая деятельность». Хозяйство и экономика имеют одинаковое содержание.

При этом под экономической  деятельностью понимается процесс  воспроизводства материальных и  духовных благ, а содержание хозяйственной деятельности необоснованно расширяется за счет таких составляющих, как организация и руководство хозяйственной деятельностью, и как следствие в число субъектов хозяйственной деятельности включаются органы государственного управления.

Таким образом, деятельность, которую человек вынужден осуществлять для удовлетворения различных потребностей, можно именовать как экономической, так и хозяйственной.

 

Нормативные акты общего и специального регулирования  хозяйственной деятельности.

 

Указы Президента Российской Федерации составляют большой массив нормативных актов, регулирующих хозяйственные отношения. В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации указы Президента не могут противоречить Конституции и Федеральным законам Российской Федерации. В случае их противоречия действует норма Конституции, закона Российский Федерации. Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются в силу этого при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного развития законодательных решений. Таковы, например, Указ Президента РФ <О некоторых мерах государственного регулирования поставок в 1992 году отдельных видов продукции и товаров за пределы Российской Федерации в государства - члены СНГ> от 27 декабря 1991 года (*3), Указ от 30 декабря 1991 года <О формировании республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году (*4), Указ от 20 февраля 1992 года <О мерах по стабилизации работы промышленности Российской Федерации в 1992 году> (*5), Указ от 16 февраля 1992 года <О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в Российской Федерации> (*6). Надо тем не менее отметить, что в период проведения реформы президентские Указы использовались не только в дополнение и развитие законов, но нередко даже вопреки Конституции Российской Федерации. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерацииот 27 декабря 1991 года №323 <О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР> (*1), в котором вопреки ст. 12 действовавшей тогда Конституции Российской Федерации была намечена широкая приватизация земель, включение их в оборот через залог, обмен земельных паев, сдача в аренду уже не властью госорганов, а граждан, продажа земель гражданам и юридическим лицам. Указ к тому же, не считаясь с волей собственников колхозов, декретировал преобразование коллективной формы собственности в частную, заставляет колхозы выделять земельные и имущественные паи членам колхозов и бывшим колхозникам.

В практике регулирования хозяйственных отношений встречались постановления Верховного Совета Российской Федерации. Такие постановления опирались на ст. 113 Регламента Верховного Совета РСФСР. В соответствии с этой нормой в целях осуществления распорядительных и контрольных полномочий Верховный Совет Российской Федерации был вправе принимать и постановления. Насколько точно здесь выдерживалась намеченная Регламентом компетенция, проводилось разграничение между законодательным разрешением вопроса и путем принятия постановлений? Ответить на этот вопрос достаточно сложно. Однако, в области хозяйственных отношений такие постановления необходимо учитывать в качестве источников хозяйственного права. Примером актов такого рода могут служить постановление от 30 марта 1992 года <О некоторых вопросах деятельности Банка внешней торговли Российской Федерации> (*2), постановление от 4 апреля 1992 г. <О мерах по обеспечению поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности" (*3), постановление от 24 июня 1992 года <Об утверждении Положения о порядке урегулирования споров> (*4), постановление от 13 февраля 1992 года, утвердившее Положение о чеках (*5), и другие.

Постановления Правительства Российской Федерации, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками хозяйственного права. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов, Трудно сказать, выдерживается ли сегодня правительством это положение. Например, большинство актов о статусе хозяйствующих субъектов принято на уровне законов. Но тем не менее статус такого важнейшего хозяйствующего субъекта, как акционерное общество определяет Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года (*1). Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР утверждено постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года (*2). Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 <О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР> (*3) сформулирован статуе малых предприятий. В этом смысле более обоснованно появление в ряду актов-норм хозяйственного права постановления правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года, утвердившее Положение <О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли> (*4), постановления правительства Российской Федерации от 25 ноября 1993 года № 1233 <О переоценке основных фондов (средств) предприятий и организаций> (*5).

В ряду источников хозяйственного права стоят акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере. Это министерство финансов РФ, министерство внешнеэкономических связей РФ, министерство экономики РФ, Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Центральный Банк России и другие. Например, такой важнейший акт, как Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 10 (*6). Министерством финансов Российской Федерации 6 июля 1992 года утверждена инструкция <О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами (*7). Постановлением комитета цен при Министерстве экономики Российской Федерации № 2, 1992 г. утвержден Порядок декларирования свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями-монополистами (*8). Много актов по вопросам налогообложения издается Государственной налоговой службой Российской Федерации, которые регулируют финансовые доходы предприятий и предпринимателей и в частности являются источниками хозяйственного права. Например, 7 апреля 1992 года ею утверждена Инструкция <О порядке налогообложения доходов банков> (*1).

Местные органы власти и управления также могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на Конституцию РФ, Закон РСФСР от 4 июля 1991 года <О местном самоуправлении>, Закон РФ <О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации>. Ст. 73 Конституции Российской Федерации предусматривает возможности регулирования субъектами Российской Федерации всех отношений, находящихся вне пределов ведения, установленных ст. 71-72. Эти указания Основного закона развиты в упомянутых законах о компетенции соответствующих Советов и местной администрации (ст. 27, 45, 49-57 Закона <О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации>; ст. 18,38,39,60 и др. Закона <О местном самоуправлении>). Например, район вправе определить правила пользования природными ресурсами, правила пользования водозаборными сооружениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества (ст. 55 п. 7, II, 16 Закона <О местном самоуправлении>), а районная администрация определяет условия проведения изыскательских работ на территории района (ст. 60 п. 13 того же Закона). Очевидно, что главные регулирующие возможности территориальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

В связи с изменением функций  государственного арбитража и преобразованием его в арбитражный суд по новому должен быть решен вопрос о нормативном характере актов Высшего арбитражного суда Российской Федерации. В соответствии со ст. 30 Закона <Об арбитражном суде> Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации рассматривает обобщенные материалы практики применения законодательства арбитражными судами и дает в порядке судебного толкования руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда РСФСР обязательны для всей системы арбитражных судов России. Являются эти разъяснения источниками права? При решении данного вопроса, очевидно, надо исходить из двух соображений. Преобразование арбитража в арбитражный суд означает отход от представлений об арбитраже, как об органе управления, наделенном в силу этого правом регулировать деятельность предприятий, основанных на государственной собственности. Превращение арбитража в арбитражный суд означает появление органа правосудия в сфере экономических споров, где действуют уже не ячейки государственного народного хозяйства, а самые различные субъекты, основанные на разных формах собственности. Органы же правосудия не могут законодательствовать. Как ранее мы не признавали нормотворческой компетенции за Верховным Судом СССР, так не может идти речь о признании возможностей нормотворчества за Высшим арбитражным судом Российской Федерации. Это противоречило бы также принципу разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, закрепленному ст. 10 Конституции Российской Федерации. Исходя из этого разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда - не источник права, а лишь средство установления единообразного понимания законов хозяйственной сферы. Обобщая практику, Высший арбитражный суд Российской Федерации разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию законодательства (ст. 32 Закона <Об арбитражном суде>).


Информация о работе Правовое положение и виды товариществ