Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 23:46, курсовая работа
Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики.
I. Введение
II. Законодательство о производственных кооперативах
III. Понятие производственного кооператива
IV.Образование производственных кооперативов
V. Имущество производственных кооперативов
VI. Управление в производственном кооперативе
VII. Членство в производственном кооперативе
VIII. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
IX. Заключение
X. Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Законодательство о производственных кооперативах
III. Понятие производственного кооператива
IV.Образование производственных кооперативов
V. Имущество производственных кооперативов
VI. Управление в производственном кооперативе
VII. Членство в производственном кооперативе
VIII. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
IX. Заключение
X. Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики. Именно сейчас было бы целесообразно серьезно задуматься о возрождении кооперации, чей исторический опыт свидетельствует о ее возможностях заметного влияния на решение как экономических, так и социальных проблем развития общества в условиях рыночных отношений.
Кооперативное движение получило широкое развитие более 150 лет назад в государствах с различными экономическими, политическими и социальными системами, религиозными взглядами и идеологией. Тем не менее, основу кооперативов во всем мире составляли и составляют, как правило, идентичные принципы и кооперативные ценности: взаимопомощь, демократия, равенство (в особенности принцип: один человек - один голос при принятии решений общим собранием), субсидиарная ответственность и др. Родоначальником кооперативной философии в Европе был Роберт Оуэн.
Одной из глобальных тенденций мирового развития является процесс демократизации собственности, проявляющийся, в частности, в становлении и развитии производственных кооперативов.
Как показывает мировой опыт, производственные кооперативы имеют существенные преимущества - в первую очередь, на уровне мелкого и среднего производства перед государственными предприятиями и традиционными частно-индивидуальными и частно-акционерными компаниями: более высокая мотивация к труду, более справедливое распределение доходов, меньшее количество производственных конфликтов и др. Разумеется, производственные кооперативы имеют и слабые стороны: высокая степень финансового риска для работников-собственников, трудности с привлечением внешних инвестиций и др. Следовательно, они должны найти свою нишу, в которой производственные кооперативы окажутся более эффективными, более отвечающими экономическим условиям и социокультурным традициям страны.
После распада СССР массовое распространение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в какой-то мере способствовало тому, что производственные кооперативы были отодвинуты на задний план, как следствие - недостатки правового регулирования, противоречия в понимании самой сущности и целей данного вида организации.
В настоящее время в Республике Беларусь среди организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих различные организационно-правовые формы, особый статус имеют производственные кооперативы. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом Республики Беларусь [66], являющимся основным нормативным правовым актом, регламентирующим правовое положение любого юридического лица.
Кооператив - это самодеятельная
организация работников-собстве
В развитых странах накоплен значительный практический опыт создания и деятельности производственных кооперативов, который может быть применен в нашем государстве. Первое место по развитию кооперативного движения в Европе занимает Италия, где в кооперативах занято до 9% трудоспособного населения. А, например, в США пайщиками являются 100 млн. американцев, что составляет порядка 40 % населения страны. Нигде, кроме США, нет такого разнообразия видов кооперативов. Они работают практически во всех отраслях экономики, пронизывают всю систему рыночных отношений [118, с. 3].
К числу стабильных и долгосрочных факторов, определяющих постоянное возникновение и развитие кооперативов, относится их отчетливая социальная направленность. Деятельность кооперативов имеет большое значение для лиц с низкими доходами, она вносит ощутимый вклад в смягчение обострившейся во многих странах проблемы бедности части населения.
Для трудящихся кооперативы привлекательны также в силу демократического характера их внутренней организации и управления - равенство их членов при принятии решений, участие в управлении и т.д. Производственными кооперативами управляют рабочие и их представители, и вся их политика должна осуществляться в интересах рабочих-членов [244, с. 23].
Кооперативы способны стабильно
производить
Во многих странах Западной Европы правительства очень серьезно относятся к развитию кооперативного движения, видя в нем эффективное средство смягчения социальных и экономических проблем в обществе, оказывают ему существенную финансовую помощь.
Большую поддержку кооперативам оказывают по тем же причинам и органы местного самоуправления. В ряде стран кооперативы включены в механизм государственного регулирования экономики, используемого, в том числе, в целях ослабления экономических и социальных противоречий.
В условиях перехода нашего государства к рыночным отношениям все больше возрастает роль крупных производственных предприятий, их участие в товарно-денежных отношениях посредством производства определенных видов товаров, выполнения работ и оказания услуг. Но при этом такая форма юридического лица как производственный кооператив не нашла достаточно широкого использования в хозяйственной (предпринимательской) деятельности.
Подавляющее большинство
организаций, занимающихся производственной
деятельностью, в Республике Беларусь
создаются в форме хозяйственны
Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит лишь общие нормы о производственных кооперативах. Специальное законодательство о производственных кооперативах в целом отсутствует. Проблемы создания и деятельности производственных кооперативов не получили глубокого отражения и в отечественной юридической литературе.
По-разному решаются вопросы
о производственных кооперативах в
современном гражданском
В связи с этим тема данного исследования посвящена производственным кооперативам и является актуальной на современном этапе развития нашего государства.
II. Законодательство о производственных кооперативах
После прекращения существования СССР на территории Республики Беларусь продолжали действовать нормативные акты советского законодательства о производственных кооперативах. Легальной основой для их применения являлся Закон Республики Беларусь от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» [187]. В настоящее время соответствующая норма содержится в Законе Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» [166]. Исходя из этого, следует признать, что на территории Республики Беларусь и сейчас действует Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР».
С принятием в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК Республики Беларусь) в белорусском законодательстве организационно-правовая форма юридического лица в виде производственного кооператива получила законодательное признание. Поддержка развития производственных кооперативов отвечает конституционным нормам демократического построения экономической системы. Так, ч. 3 ст. 13 Конституции Республики Беларусь [110] содержит норму о том, что государство способствует развитию кооперации во всех ее формах и видах. Производственный кооператив является коммерческой организацией и в этом статусе может выступать и выступает как важный и неотъемлемый элемент рыночного обустройства Республики Беларусь.
В нынешней предпринимательской практике организационно-правовая форма коммерческой организации в виде производственного кооператива является достаточно редкой. Так, например, по данным Управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь на 30 августа 2010 года производственных кооперативов (в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов) числилось 1318, что в процентном соотношении к общему числу коммерческих организаций составляет всего 1,3%.
Основу действующего законодательства Республики Беларусь о производственных кооперативах составляют нормы ГК Республики Беларусь 1998 года. Правда, и здесь регламентация правового положения производственного кооператива не отличается особой подробностью, так как ГК Республики Беларусь (ст. 107) предполагает принятие специального законодательства о производственных кооперативах.
В связи с тем, что обеспечение населения страны продовольствием, а легкой и перерабатывающей промышленности сырьем является основной задачей сельскохозяйственных организаций, государство заинтересовано в поддержке таких организаций и урегулировании отношений, возникающих в процессе их деятельности. Только при необходимости в особом воздействии для обеспечения режима благоприятствования сельскохозяйственного производства государство вмешивается в их деятельность путем принятия законов и других нормативных актов, направленных на финансовое оздоровление и привлечение инвестиций в сельскохозяйственное производство, путем осуществления поддержки и развития сельского хозяйства с помощью льготного налогообложения, предоставления субсидий и льготного кредитования, путем создания системы и определения компетенции органов управления в данной сфере [2, с. 139].
Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов помимо ГК Республики Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» [154], которым утвержден Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) (далее - Примерный устав колхоза). Примерный устав колхоза определяет основные задачи и функции колхозов, права и обязанности членов колхоза, особенности членства, регулирует вопросы собственности, порядок образования имущества колхоза и условия распоряжения этим имуществом, определяет полномочия органов управления, вопросы создания, принятия и изменения устава колхоза, порядок государственной регистрации, а также ликвидации и реорганизации колхоза. Примерный устав колхоза определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов), гарантирует право на создание колхозов на территории Республики Беларусь, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.
Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» установлено, что колхоз является одной из форм производственного кооператива. В то же время положения ГК Республики Беларусь в части членства в производственном кооперативе, внесения паевых взносов членами кооператива, их ответственности по долгам кооператива принципиально расходятся с положениями названного Указа.
С одной стороны, нормы Примерного устава колхоза, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» подтверждают преемственность в правовом регулировании и определении правового статуса такой формы производственного кооператива как колхоз. С другой, нормы ГК Республики Беларусь создают принципиально новую правовую основу для возникновения и функционирования сельскохозяйственных кооперативов, позволяют говорить о дальнейших перспективах развития указанной организационно-правовой формы и ставят вопрос о необходимости формирования специального законодательства о сельскохозяйственной кооперации, с учетом многообразия ее видов, а также специфики ведения и организации сельскохозяйственного производства [128, с. 41].
С принятием ГК Республики Беларусь встал вопрос о правовом статусе колхозов и о необходимости развития нового законодательства о производственных кооперативах. Как видим, действующее законодательство не создало необходимую правовую основу для реформирования отношений в сельском хозяйстве, что существенно препятствует и замедляет процесс преобразования сельскохозяйственных предприятий в современные организационно-правовые формы коммерческих организаций. Это связано с отсутствием непротиворечивого законодательства о сельскохозяйственной кооперации и отлаженного механизма преобразования. Не решает указанной проблемы и Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятие которого привело к возникновению коллизий с нормами ГК Республики Беларусь и вновь сделало актуальным вопрос о соотношении кооперативной и колхозной системы, о возможности отождествления колхоза с производственным кооперативом. В Примерном уставе колхоза уже не в общем виде, как это определено статьями 107-112 ГК Республики Беларусь, а более широко и подробно регламентируется правовое положение кооператива. Однако положения ГК Республики Беларусь в нем учтены недостаточно и сформулированы таким образом, что их практическое применение при создании кооперативов, организации их деятельности, реорганизации и ликвидации в некоторых случаях достаточно затруднительно.
Информация о работе Правовое положение производственных кооперативов в РБ