Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:02, реферат
Ценовой метод регулирования естественных монополий – это установление цен или предельных тарифов на продукцию вышеперечисленных компаний. Неценовой метод регулирования естественных монополий состоит в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Регулирующим органом является Федеральная служба по тарифам. Положение хозяйствующего субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Реферат
На тему:
«Правовое регулирование естественных и государственных монополий»
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).
Естественные
монополии характеризуются
В Российской
Федерации естественная монополия
установлена в следующих
Методы регулирования естественных монополий:
Ценовой метод регулирования естественных монополий – это установление цен или предельных тарифов на продукцию вышеперечисленных компаний. Неценовой метод регулирования естественных монополий состоит в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Регулирующим органом является Федеральная служба по тарифам.
Положение хозяйствующего субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.
Основным нормативным актом, регулирующим правовой режим естественных монополий в РФ, является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях».
Государственная
монополия - монополия, созданная в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, определяющим товарные
границы монопольного рынка, субъекта монополии
(монополиста), формы контроля и регулирования
его деятельности, а также компетенцию
контролирующего органа- *( источник №
738).
Правовой режим государственной монополии
в отношении отдельных видов деятельности
в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции
РФ вводится федеральными законодательными
актами. Государственная монополия, в
отличие от естественной монополии, является
монополией искусственной, поскольку
конкуренция в таких сферах экономически
возможна, но она не допускается государством.
Цель таких ограничений заключается в
обеспечении защиты основ конституционного
строя, здоровья населения, безопасности
государства.
В федеральных законах путем указания
на организационно-правовую форму, форму
собственности определяются субъекты,
которым предоставляется возможность
осуществлять деятельность в режиме государственной
монополии (в основном это государственные
унитарные предприятия). Кроме того, в
федеральном законе может быть определен
конкретный субъект.
Государственная монополия на территории
РФ установлена в отношении следующих
видов деятельности:
- на основные виды деятельности, связанные
с оборотом наркотических средств, психотропных
веществ: культивирование растений; разработку,
переработку, распределение, ввоз (вывоз),
уничтожение наркотических средств, психотропных
веществ (ст. 5 Федерального закона от 8
января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах
и психотропных веществах"- *( источник
№ 739));
- на опробование и клеймение государственным
пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых
изделий из драгоценных металлов; на регулирование
экспорта необработанных алмазов (ст.
10 Федерального закона от 26 марта 1998 г.
N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных
камнях"- *( источник № 740));
- на деятельность в области военно-технического
сотрудничества (ст. 4 Федерального закона
от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом
сотрудничестве Российской Федерации
с иностранными государствами"- *( источник
№ 741));
- на эмиссию наличных денег (банкнот и
монет), организацию их обращения и изъятия
из обращения на территории РФ (ст. 75 Конституции
РФ, ст. 4, 29 Федерального закона от 10 июля
2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"- *( источник
№ 742)).
Государственная монополия может вводиться
отдельными федеральными законами:
- на производство и (или) оборот этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции (ст. 4 Федерального закона от
22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции"- *( источник № 743));
- на экспорт и (или) импорт отдельных видов
товаров (ст. 26 Федерального закона от
8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности"-
*( источник № 744)), когда исключительное
право на совершение таких операций предоставляется
государственным унитарным предприятиям.
Информация о работе Правовое регулирование естественных и государственных монополий