Правовой режим товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике товаром в конечном счете является все, что может быть объектом возмездных сделок. Статус товара приобрели предприятия, рабочая сила. Постепенно товаром становится земля, природные ресурсы. Товар традиционно определяют как продукт труда, произведенный для продажи.
Торговля охватывает лишь процесс перехода товара от изготовителя к покупателю, она не включает в себя актов потребления вещей. Поэтому для коммерческой деятельности под правовым режимом понимается совокупность правил, регулирующих порядок приобретения, использования и отчуждения различных объектов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика понятия «товар», «торговый оборот»……………….4
2. Классификация товаров...………………………………………………............6
3. Правовой режим товаров………………………………………………….........8
Заключение ……………………………………………………………………….14
Список литературы ……………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Хозяйственное право.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования 

«Российский государственный социальный университет»

в г. Тольятти Самарской области

(Филиал РГСУ в г. Тольятти)

 

 

 

Кафедра:  менеджмента, документоведения и административного права

Специальность:  Менеджмент организации

Форма обучения: заочная

 

 

 

 

Контрольная работа

      

Дисциплина: Хозяйственное право

 

Тема: Правовой режим товаров

 

 

 

 

                                                                  Студентки 5 курса группы Мт-08

                                                                  Елагиной А.А.

                                                                  Преподаватель: Лапшина О.С.

                                                                  Подпись преподавателя________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2013                                                                                 

 

Содержание

 

 Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика понятия «товар», «торговый оборот»……………….4

2. Классификация товаров...………………………………………………............6

3. Правовой режим товаров………………………………………………….........8

Заключение ……………………………………………………………………….14

Список литературы ……………………………………………………………….15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коммерческое  право является одной из отраслей права, которая регулирует коммерческую, торговую деятельность. Представляет собой совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными  предпринимателями.

Объектами коммерческого права являются товары. Необходимым и существенным признаком объектов коммерческого права является их коммерческая оборотоспособность, т.е. способность служить объектом торговых оборотов и менять собственника.

В коммерческом праве термин «товар» имеет не всеобщее, а более узкое значение. Многое из того, что выступает товаром  в гражданско-правовом значении, не входит в круг объектов торгового  права, не относится к коммерческой деятельности.

В рыночной экономике товаром в конечном счете является все, что может  быть объектом возмездных сделок. Статус товара приобрели предприятия, рабочая  сила. Постепенно товаром становится земля, природные ресурсы. Товар традиционно определяют как продукт труда, произведенный для продажи.

Торговля  охватывает лишь процесс перехода товара от изготовителя к покупателю, она  не включает в себя актов потребления  вещей. Поэтому для коммерческой деятельности под правовым режимом понимается совокупность правил, регулирующих порядок приобретения, использования и отчуждения различных объектов.

Способы правового режима товаров в торговле  достаточно разнообразны и интересны.

 

 

 

  1. Общая характеристика понятия «товар», «торговый оборот».

 

Определение понятия «товар» содержится в  ряде законов. Так, в Законе «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности» товар определен  как продукт деятельности, предназначенный  для продажи, или обмена, или иного  введения в оборот.

Торговый  оборот обслуживает продвижение  товаров от изготовителей к потребителям. Вместе с тем торговый оборот — это лишь один из участков имущественных отношений.

Прежде  всего объектами торгового оборота  выступают лишь материальные предметы, т. е. вещи. Сюда не включаются бестелесные объекты (так называемая интеллектуальная собственность), под которыми понимаются авторские права, изобретения, «ноу-хау» и др. Не входят в сферу торгового оборота личные права.

В торговые отношения не включаются сделки по снабжению теплом, электроэнергией, водоснабжению. Формально порядок  реализации этих ресурсов подчинен общим требованиям купли-продажи. Однако особенности содержания и порядка исполнения договоров с такими объектами столь значительны, что их невозможно относить к актам торгового оборота в традиционном его значении (например, в ст. 2 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. исключается продажа электроэнергии из сферы своего регулирования).

Среди вещей  в предметном, материальном виде также  не все входят в состав объектов торгового права. Статья 130 ГК РФ восстановила существовавшее в дореволюционном праве деление имущества на движимое и недвижимое. К недвижимости отнесены земельные участки и все, что прочно связано с землей: здания, сооружения, многолетние насаждения. К недвижимости отнесены также некоторые иные объекты.

Поскольку недвижимое имущество не может свободно перемещаться, сделки с ним традиционно не включаются в торговые кодексы. В Венской конвенции 1980 г. также указано, что она не распространяется на некоторые виды недвижимости. Таким образом, недвижимость — это не товар коммерческого права, хотя и товар гражданского права.

Правда, вопрос о недвижимости не так уж бесспорен. В последний период в  западной юридической литературе приходится сталкиваться с утверждениями о  неоправданности исключения недвижимости из круга объектов торгового оборота, высказывается мнение, что продажа  недвижимости должна рассматриваться  как часть торгового оборота, относящаяся к сфере коммерческой деятельности.

Такие взгляды  представляются весьма спорными. Сделки по купле-продаже зданий, иной недвижимости во всем мире требуют более строгого оформления — в нотариальной или, как минимум, в простой письменной форме с соответствующей регистрацией.

Что касается торговых договоров, то для них принят более простой порядок совершения, включая устный. Кроме того, сделки с недвижимыми объектами для собственников носят разовый, а не повторяющийся, не систематический характер. Условия каждого договора приходится вырабатывать индивидуально. Поэтому едва ли верно требовать отнесения сделок с недвижимостью к торговому, а не к гражданскому праву.

Аналогично  обстоит дело с ценными бумагами. К ним относятся все виды акций, облигаций, иных документов, дающих право  на получение денег и дивиденда. Торговое законодательство не включает операции с ними в свою сферу.

От собственно ценных бумаг надо отличать товарораспорядительные документы, которые лишь по недоразумению иногда именуют ценными бумагами. Товарораспорядительные документы используются в торговом обороте и относятся к объектам торгового права.

 

 

 

2. Классификация товаров

 

Без использования  классификаций в современных  условиях невозможно осуществление  торгово-предпринимательской деятельности. Разработаны различные классификации  товаров. Некоторые классификации  товаров закреплены нормативными актами, другие существуют как общепринятые на практике.

По цели использования товары бывают:

1) товары  потребительского назначения;

2) товары  производственного назначения.

Товары  данного рода нередко называют продукцией производственно-технического назначения или просто продукцией. Термин «продукция производственно-технического назначения» длительное время был закреплен советским законодательством, что создало определенную традицию. Сейчас данное понятие в нормативных актах не встречается, реже стал использоваться при обозначении объектов торговли и термин «продукция».

При классификации товаров производственного назначения обычно принимают во внимание участие этих товаров в процессе производства, а также их относительную ценность. С учётом сказанного выделяют:

- основное и вспомогательное оборудование;

- сырьё, материалы и готовые детали;

- полуфабрикаты;

- стационарные  сооружения;

- вспомогательные  материалы и услуги.

По направлению использования товары подразделяют на:

- товары потребительского назначения (их именуют также товарами широкого потребления, реже - товарами личного потребления);

- продовольственные товары;

- промышленные товары.

 

По периоду их использования товары делятся на:

- товары краткосрочного, или разового, пользования;

- товары длительного пользования.

По способу покупки:

- товары первой необходимости;

- товары повседневного спроса;

- товары предварительного выбора;

- товары особого спроса;

- товары производственного назначения.

Для торгово-предпринимательской  деятельности первостепенное значение имеют общегосударственные классификации товаров. 

Но всегда важно учитывать, что практическое использование выбранной классификации  должно в полной мере определить потребительские  свойства выделенных групп товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют  потребностям тех, для кого они предназначены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Правовой режим товаров

 

Правовой  режим товаров в торговле создается различными способами, они достаточно разнообразны и интересны. Это могут быть требования, касающиеся:

- определения правомочий, статуса продавца и покупателя товара. Здесь через регулирование правоспособности оказывается влияние на характер операции с имуществом;

- порядка приобретения или отчуждения различных товаров;

- порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров, также создающие разные правовые режимы.

 С  юридико-технической точки зрения  режим товаров может создаваться  путем издания законодательных  и административно-распорядительных актов, касающихся действий с товаром. Не меньшее влияние на режим товаров могут оказывать заключаемые международные договоры.

Статья 8 Конституции РФ 1993 г. устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Вместе с тем, интересы охраны здоровья населения, государственной безопасности и иные публичные интересы в определенных случаях требуют ограничения оборота товаров. Такое ограничение устанавливается законом, в котором определяются виды ограничиваемых в обороте объектов и порядок ограничения их оборотоспособности.

Статья 129 ГК РФ, регулирующая оборотоспособность объектов гражданских, а соответственно, и торговых правоотношений, в самом  общем виде называет три режима обращения  товаров. Это свободно отчуждаемые  товары, ограниченные в обращении  и изъятые из оборота.

Режимные  требования к товарам связаны с общественными свойствами объекта торговли.

Режимные  требования, связанные с вещественными свойствами объектов, могут диктоваться интересами государства и общественной безопасности. Так, в целях государственного контроля за движением определенных объектов указом Президента РФ от 22 февраля 1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых запрещена.

В этой связи  следует различать:

- товары, не изъятые из оборота;

- товары, ограниченные в обороте (валютные ценности, драгоценные металлы, наркотические средства);

- товары, изъятые из оборота (ткани и органы человека, стратегические материалы, вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техника, шифровальная техника).

На практике это имущество может продаваться  и продается, но в специальном порядке. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1992 № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которой запрещена» установлен порядок поставок таких изделий на основании:

- разрешений на использование;

- квот, выдаваемых соответствующими министерствами или органами власти субъектов Российской Федерации.

Установление  режимных требований зачастую диктуется экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей. Это касается экспортных поставок и закупок по импорту. Здесь используются разнообразные приемы, создающие особые правовые режимы коммерческой деятельности.

Различаются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1) таможенно-тарифное  регулирование; 

2) нетарифное  регулирование; 

Информация о работе Правовой режим товаров