Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:18, реферат
В этой работе я хотел бы показать влияние особенностей этой среды на развитие предпринимательской деятельности в России, и перспективы этого развития. Мне кажется, что эта исследование актуально, поскольку в последние время, при проведении экономических преобразований все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции Российского общества, но даже и современная психология общественного сознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим.
Введение …………………………………………………………………………стр. 2
Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации ………………………………………………………………….стр. 2
Заключение …………………………………………………………….стр. 18
Список литературы .…………………………………………………..стр. 18
Прежде всего, это - снижение уровня рентабельности большинства сфер экономики, а также уровня ее в целом по народному хозяйству в годы кризиса, в период существенного снижения темпов развития, а то и отрицательных их значений. Эта закономерность присуща, как показывает анализ, странам со сложившейся высокоразвитой рыночной экономикой. Например, во Франции в 1970-1974 гг. средняя норма прибыли по экономике в целом находилась на уровне 9-11%. В 1975 - кризисном году - она упала до отметки 3, 8%.
Во-вторых, кризисное развитие экономики, разлад финансовой системы, инфляция огромный бюджетный дефицит, сопутствующие развитию экономики в этот период, резко ослабляют, снижают возможности правительства оказывать предпринимательству, в частности, малому и среднему бизнесу, государственную поддержку, без чего он, как показывает богатая практика других стран, развиваться практически не может.
Если говорить о ситуации и возможностях современной российской экономики, то эти возможности чрезвычайно скромны. Еще менее они ощутимы в условиях грабительского налога, отсутствия льготных кредитов, незащищенности от мафии и рэкета. К тому же основная ее часть, как это уже неоднократно было, не дойдет до адресата, а осядет у коррумпированных чиновников.
Есть еще один фактор, определяющий или формирующий условия, их благоприятное или неблагоприятное воздействие на развитие предпринимательства. Это, как его определяют в западной литературе, - динамика спроса. Она обусловлена одновременно темпами прироста населения и эластичностью по ценам и доходам. Причем по различным товарам или различным группам товаров.
В современных кризисных условиях развития России, когда семь лет (1992-1999 гг.) наблюдался процесс снижения численности населения страны, ежегодно увеличивается доля бедных слоев, а то и просто неимущего населения, а покупательная способность основной части населения неуклонно и резко снижается, влияние спроса на развитие экономики, ее отраслей, на конкретные ее сферы в плане стимулирования предпринимательства крайне мало. Между тем, развитие бизнеса не может быть успешным при бедном населении. В этой связи предприниматели озабочены тем, что в Программе реформ и бюджете практически предусмотрено крайне мало мер, направленных на создание условий, благоприятствующих росту доходов населения, бизнеса и, в конечном счете, бюджета.
Успешное развитие таких реформ предполагает динамичное развитие всех форм бизнеса - от малого предпринимательства до крупных финансово-промышленных групп. В свою очередь, это невозможно без целенаправленной и последовательной государственной политики протекционизма отечественного бизнеса, становления предпринимательства, надежной защиты интересов собственников. Причем мировой опыт показывает, что степень и методы воздействия государства на экономику различны в разных странах, но все-таки есть общая закономерность - чем выше уровень развития экономики, тем слабее роль государства, и наоборот.
В последнее время вмешательство российского правительства в экономику значительно усилилось, стало постоянным, определяющим. Разница в подходах между правящим блоком и оппозицией лишь в степени дирижизма. Но и в том, и в другом случае ему отводится решающая роль.
Обязательным условием становления и развития бизнеса является полноценная и непротиворечивая законодательная и нормативная база предпринимательства. Такую законодательную базу, в которой бы отстаивались интересы экономически активных граждан и их объединений, еще предстоит создать.
Одним из условий эффективного и реального развития предпринимательства является учет во внешней политике государства интересов российских предпринимателей, расширение хозяйственных связей России со странами ближнего и дальнего зарубежья, расширение рынка. Между тем, в результате стратегически непродуманных, а в ряде случаев ошибочных действий властей, существенно подорвана основа бизнеса традиционные хозяйственные связи и рынки. Российские товаропроизводители практически потеряли свои позиции на рынках Восточной Европы, Африки, Азии, Ближнего Востока. Утрачиваются и теряются рынки стран бывшего СССР, в том числе и тех, которые входят в СНГ.
Представляется, что Правительству
России необходимо сконцентрировать,
свои усилия в этой сфере на создании
условий для быстрого возврата российских
товаров и фирм на традиционные рынки,
добиться для них реального режима
наибольшего
Успешное развитие предпринимательства предполагает равный доступ всех или, по крайней мере, основной части предпринимательских структур к финансовым ресурсам и осуществлению экспортно-импортной деятельности. В настоящее время доступ к ним ограничен лишь узким кругом некоторых фирм и банков. Государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность перерастает в еще более опасную монополию отдельных фирм. Список спецэкспортеров и банков-агентов должен формироваться гласно и демократично. В этих вопросах и в этих сферах необходимо переходить от разрешительного принципа к регистрационному.
Российские предприниматели
справедливо настаивают на их широком
привлечении к решению проблем
ускоренного погашения
Усилия предпринимателей дают наибольшие результаты в условиях активизации инвестиционных процессов, особенно, если эти усилия консолидируются с усилиями Правительства. Пока банковские и иные инвестиции в России возможны лишь при стопроцентном резервном покрытии, независимо от кредитополучателя, срока, гарантов. При таком же стопроцентно ликвидном залоге. С использованием всех других форм страхования рисков.
Это тем более важно, поскольку в последние годы производственная база российской экономики постоянно сокращалась и находится в настоящее время в исключительно тяжелом состоянии. Многие виды производства, в том числе передового и конкурентно-способного, на грани разрушения, Новые виды продукции, особенно наукоемкой, осваиваются крайне медленно, либо их производство прекращается вообще. Во всех сферах и отраслях продолжается падение производства. В такой ситуации нельзя сводить все только к неизбежному ограничению расходов и экономии. Государство и население богатеют не от экономии, а за счет процветания отечественного бизнеса. В этих условиях у Правительства должны быть разработаны система мер по стимулированию развития производства и механизм их реализации, а также создана система страхования инвесторов от политического риска, в том числе от его собственных неблагоприятных действий.
Важнейшее направление
и форма государственной
Важным условием развития предпринимательства, оценки его перспектив и прогнозов является постоянная оценка современного состояния экономики, определение степени соответствия первоначальных рыночных замыслов, преобразований действительному фактическому направлению их развития, нормально организовать закупку сырья, производство и сбыт продукции. Недопустимо, на мой взгляд, возложение на банки познавательных, фискальных и других полицейских функций. Нельзя оказывать на них политическое и силовое давление.
Одним из основных факторов, препятствующих цивилизованному развитию отечественного бизнеса и, в частности, притоку иностранных инвестиций, является критический уровень преступности. Государство в этом плане не только не оказывает поддержку предпринимательству, но оно фактически не выполняет одну из важнейших своих функций - защиту собственных граждан от посягательств на их достоинство, жизнь и собственность. Жертвами разгула преступности в наиболее тяжелых ее формах становятся именно экономически самостоятельные граждане промышленники, банкиры, представители торгового и иного бизнеса. Неэффективность правоохранительных и судебных органов привела к тому, что роль арбитров в разрешении хозяйственных споров и даже защита личной безопасности предпринимателей переходит от государства в руки криминальных структур. Как показал опрос, проведенный Институтом молодежи в 1994 году, лишь около одной трети молодых предпринимателей не испытывает на себе давление криминальной среды, 30% предпочитают наличие "крыши" и только 12% - хорошую службу безопасности. Многие опрошенные считают, что тяжесть налогового бремени вынуждает идти на различные нарушения, на неофициальные сделки и, как следствие, платить дань криминальным структурам. Обращает па себя внимание и тот факт, что 90% респондентов убеждены в невозможности предпринимательской деятельности без взяток.
Рост преступности идет параллельно с невиданным расцветом коррупции в органах государственной власти.
Небывало возросли произвол и беззаконие, нарушение конституционных норм и законов на всех уровнях государственной власти. Все это происходит при попустительстве властных структур. Необходимо налаживание масштабного и конструктивного взаимодействия государства и предпринимателей в деле обуздания разгула преступности в стране.
При создании этих и некоторых других условий развития бизнеса возможно взаимовыгодное социально-деловое партнерство между государством и предпринимательством. Партнерские отношения - это, прежде всего, отношения сотрудничества и взаимопомощи. В России такие отношения только складываются и требуют принятия неотложных мер по коренному улучшению налоговой, кредитной, денежной, инвестиционной и законодательной политики. Необходимо научное обоснование и тщательная проработка основных элементов механизма сотрудничества в соответствии с интересами общества и предпринимательства. Основой этого партнерства является единство коренного стратегического интереса, состоящего в создании высокоэффективной рыночной экономики и достижении высокого уровня благосостояния всего народа. Это означает, что и государство, и предприниматели должны идти навстречу друг другу, что практически невозможно без взаимных уступок. |
Создание устойчивого
организационно-правового механ
Так же, прямое
влияние на процесс формирования
предпринимательства оказывает
характер проведения либерализации
экономики. Постепенные реформы
создают более благоприятные
условия для адаптации
В случае быстрой либерализации возникает риск разрыва между требованиями, которые определяются вводимыми рыночными отношениями, и ограниченными возможностями людей немедленно выработать новые, отвечающие этим условиям способы предпринимательского поведения - такое запаздывание опять-таки может обернуться падением эффективности, а то и полным разлаживанием экономического механизма. Подобные опасения высказывались еще до начала реформ. Но один из важных эффектов высокой скорости либерализации, вызвавший сегментацию процесса формирования предпринимательства, предсказан не был. Речь идет о резких различиях в формировании предпринимательства в секторах, специализирующихся на обслуживании трансакций, и в реальном секторе.
Образовалось бросающееся в глаза различие: более значительный рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли, поскольку именно эти сферы в начальном пункте реформ были совершенно недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики: иное положение сложилось в сфере производства. В то время как быстрая либерализация дала толчок бурному росту банковских, торговых, страховых, посреднических и тому подобных компаний, в сфере производства сохранились в основном сложившиеся организационные структуры (за некоторыми исключениями: в строительстве, пищевой промышленности, туризме и ряде других подотраслей сферы услуг также появилось некоторое число новых предпринимательских структур) В этой ситуации оказались гораздо более стабильными и кадры хозяйственников - привлечение новых предпринимательских сил и их отбор происходили в гораздо меньших масштабах, нежели в сфере обслуживания трансакций
Казалось бы, новые рыночные условия, в которых оказались производственные предприятия, жесткие рыночные критерии эффективности хозяйствования должны и в производственном секторе привести к отбору и выбраковке кандидатов на предпринимательские роли. Однако этот процесс, хотя и разворачивается, но несопоставимо медленными темпами при значительной нехватке квалифицированных кадров управляющих. Здесь играет роль не только объективно сложившиеся резкие различия в динамике секторов в условиях быстрой либерализации - взрывной рост финансово-торгового сектора и кризис производственного сектора. Эти различия повлекли за собой также глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит - и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий. Поэтому почти не происходит миграция молодых энергичных предпринимательских кадров, успевших развернуть свои способности на финансово-торговом поприще, в производство.
Такие проблемы были характерны для всех стран с переходной экономикой, но в наиболее развитых страны Восточной Европы, обладавших существенными предпосылками развития предпринимательства, этот разрыв был не столь существенным. Быстрая либерализация в этих странах также создала преимущества в формировании предпринимательского слоя для финансово-торгового сектора, но, во-первых, этот сектор там формировался не на пустом месте и, во-вторых, определенные предпринимательские элементы уже существовали и в производственном секторе.
Свою роль в закреплении сложившегося положения сыграл и способ приватизации государственных предприятий. Стремление провести как можно быстрее широкомасштабную приватизацию государственного сектора привело к тому, что приватизация в России приобрела следующие характерные черты.