Таким образом, потребительское
общество – членская организация. Члены
потребительского общества – пайщики
образуют потребительское общество
и составляют социальную основу потребительского
общества. Потребительские общества являются членами потребительских
союзов, причем коллективными членами,
состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно
утверждать, что пайщики являются социальной
основой и потребительских обществ, и
потребительских союзов, а значит и всей
системы потребительской кооперации.
Пайщики потребительского
общества наделены законом о потребительской
кооперации определенными правами
и обязанностями.
Пайщики потребительского
общества имеют следующие права:
- вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;
- участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;
- получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;
- приобретать (получать) преимущественно пред другими гражданами товары и услуги в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;
- пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности потребительского общества;
- сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;
- быть принятым в первоочередном порядке на работу в потребительское общество в соответствии;
- получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
- пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;
- получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;
- обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;
- обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы;
Общее собрание потребительского
общества может устанавливать и
иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской
Федерации.
Пайщики потребительского
общества имеют следующие обязанности:
- соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения органов управления потребительского общества и потребительского союза;
- принимать участие в органах управления и контроля потребительского общества и потребительского союза;
- выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности: по пользованию услугами потребительского общества, поставке сельскохозяйственной продукции потребительскому обществу, другое участие;
- нести субсидиарную, материальную ответственность по обязательствам потребительского общества.
Пайщик может быть
исключен из потребительского общества
решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения
им без уважительных причин перед обществом
своих обязанностей, установленных законом
о потребительской кооперации или уставом
потребительского общества, либо совершения
действий, наносящих ущерб обществу.
Реализация прав и обязанностей пайщиков способствует
укреплению демократии, повышению эффективности
социально-экономической деятельности
и выполнению социальной миссии потребительской
кооперации.
Заключение
В декларации «О кооперативной идентичности»
МКА (1995 г.) изложены кооперативные ценности
и принципы, которые являются надежным
ориентиром для развития кооперативов
и кооперативного движения в третьем тысячелетии.
Ценности и принципы
придают кооперативам характер социально-ориентированных
организаций рыночной экономики. Функционирование кооперативов
в системе субъектов рынка способствует
формированию гуманных отношений между
участниками рынка.
Применение кооперативных
принципов в хозяйственной практике
организаций потребительской кооперации
обеспечивает им социальную направленность деятельности, направленной
на удовлетворение материальных, социальных
и культурных потребностей пайщиков.
Система потребительской
кооперации представляет собой многоуровневую
структуру, состоящую из потребительских
обществ и их союзов. Организационное построение системы потребительской
кооперации постоянно совершенствуется.
Следует отметить, что
потребительские общества не всех субъектов
России входят в систему Центросоюза.
В тоже время система
потребительской кооперации Центросоюза
– крупная система, членами которой являются
более 3 тысяч потребительских обществ.
Потребительское общество
– членская организация. Члены потребительского
общества – пайщики образуют потребительское
общество и составляют социальную основу
потребительского общества.
Потребительские общества
являются членами потребительских
союзов, причем коллективными членами,
состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно
утверждать, что пайщики являются
социальной основой и потребительских
обществ, и потребительских союзов,
а значит и всей системы потребительской кооперации.
Реализация прав и
обязанностей пайщиков способствует укреплению
демократии, повышению эффективности
социально-экономической деятельности
и выполнению социальной миссии потребительской
кооперации.
Список использованных источников
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Введена в действие с 25 декабря 1993 г.
- Бланк Г. Я. Основы теории и история потребительской кооперации. – М.: Центросоюз, 1963.-220 с.
- Бондаренко Н. В., Кущетеров Р. М., Кочкарова З. Р. История и теория кооперации: Учебник для студентов кооперативных вузов/Под общ. ред. Кущетерова Р. М.- Ставрополь: Ставропольский кооперативный институт, 1998-312 с.
- Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-400 с.
- Клименко О. И. Эффективность социального управления в системе потребительской кооперации: Монография. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2000.-185 с.
- Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 1998.-163 с.
- Коряков И. А. Принципы кооперативного движения. – Чита: Издательство ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998-235 с.
- Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.-328 с.
- Манферсон
Я. Принципы кооперации для XXI века/ Я. Манферсон,
- Белгород: БУПК, 1997. – 57 с.
- Теплов В. И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 1999.
- Уколова Л. В. Кооперативы современной России: Учебное пособие.–Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2007.-184 с.
- Уколова Л. В. Потребительские общества и их союзы в потребительской кооперации Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. – Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 1999.-102 с.
- Манферсон
Я. Принципы кооперации для XXI века/ Я. Манферсон,
- Белгород: БУПК, 1997. – 57 с.
- Чаянов А. В. Краткий курс кооперации. – М.: Кооперативное издательство, 1925.