Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 16:35, контрольная работа
Целью этой работы является изучение предмета, метода и принципов хозяйственного права.
Задачи данной работы состоят в следующем:
1.Изучить предмет и метод хозяйственного права;
2.Рассмотреть принципы хозяйственного права.
3.Ответить на поставленные вопросы.
Введение
2
1.Понятие и сущность хозяйственного права
3
2 Методы
4
3.Принципы хозяйственного права.
7
4. Субъекты хозяйственного права
8
Заключение
9
Задание № 30.
12
Задание №58
22
Список литературы
Предмет хозяйственного права - основополагающие права, регулируемые нормами хозяйственного права.
Метод правового регулирования — совокупность различных способов и приемов правового воздействия отрасли права на общественные отношения, составляющих предмет отрасли.
- Императивный метод базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного правила поведения. Иными словами, субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые им разрешены.
- Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам правоотношений самостоятельно определять свое поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, добровольно принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. Иначе говоря, лица вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом.
2. Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.
- принцип демократизма
- принцип гуманизма
- принцип законности
- принцип равноправия
- принцип справедливости
- принцип единства прав и обязанностей
Задание № 30. Понятие, принципы и источники хозяйственного права.
Комитет по законодательству Государственной думы РФ 2-го созыва на своем первом заседании потребовал уточнить ряд вопросов, важных для законодательства. Ответьте на эти вопросы:
1.Какова роль Конституции РФ как источника права?
Конституция - это важнейший и основной политико-правовой нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий основы устройства государства и его взаимоотношений с обществом и личностью (человеком и гражданином).
Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права.
Эта роль Конституции России обусловлена следующим:
- В Конституции устанавливаются конституционно - правовые нормы общего
характера, являющиеся основополагающими для конституционно - правового
регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.
- Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они
воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую,
социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой - либо одной сферы отношений.
- Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты,
принимаемые в РФ, не должны противоречить её Конституции (ст. 15).
- В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
- Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного
права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой
воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и
жизнедеятельности.
- Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом
наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Его нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Придание Конституции статуса закона прямого действия означает, что она может непосредственным образом, т.е. без привлечения других законов, правовых актов, применяться судебными органами в процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на данные дела. Благодаря принципу прямого действия Конституции России в ряде случаев для истцов, возбуждающих судебное дело, ответчиков по делу, обвинителей и судей достаточно использовать только один свод положений закона в виде Конституции.
Вопрос 2. Какие нормативные акты относятся к источникам российского права и можно ли отнести к ним постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, его разъяснения арбитражной практики, решения по конкретным делам?
Источниками российского права, безотносительно к отраслевой принадлежности, всегда являются нормативно-правовые акты, то есть законодательство. Перечень конкретных разновидностей нормативно-правовых актов, которые охватываются данным термином, очень широк. Наивысшей юридической силой обладают федеральные конституционные законы. Вслед за ними идут федеральные законы. Также к источникам российского права относятся указы Президента РФ, акты Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти.
В связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством, заметную роль в ее правовой системе играет законодательство субъектов РФ. Данное законодательство в качестве своих источников рассматривает Конституции республик, Уставы других типов субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты, исходящие от исполнительных органов власти субъектов РФ.
Разрешение вопроса о роли и значении постановлений пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ стоит в тесной взаимосвязи с более фундаментальным вопросом о роли и месте судебной практики в российской правовой системе, об отнесении ее к источникам российского права.
Как нам известно, споры ученых о значении и практической применимости материалов судебной практики в качестве источников права в России ведутся очень давно, и к единому мнению научное сообщество так и не пришло. По большому счету, отраслевая принадлежность соответствующей судебной практики не играет решающего значения, все дискуссионные вопросы касаемо роли судебной практики проходят в рамках общей теории права.
В странах романо-германской правовой семьи судебный прецедент имеет вспомогательный характер и в случае необходимости может только дополнить существующие нормы законов. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) к гражданскому законодательству относится сам ГК РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы. Далее в качестве источников гражданского права перечислены указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Материалы судебной практики или судебные прецеденты не рассматриваются в качестве источников гражданского права. В этом нет ничего удивительного, так как мы прекрасно знаем, что в российской правовой системе судебный прецедент не является официальным источником права, но при практическом применении норм гражданского права материалы судебной практики и прецеденты толкования высших судебных инстанций могут иметь важное значение.
Высший Арбитражный Суд РФ, так же как Верховный Суд РФ, имеет большое значение в процессе систематизации и приведения к единообразию судебной практики в системе арбитражных судов страны. Основной формой судебного толкования являются постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В результате проводимых мероприятий в стране складывается единообразная судебная практика, так как суды при применении норм гражданского законодательства и при возникновении неясностей используют то толкование, которое содержится в материалах высшей судебной инстанции России.
Нормативной основой указанной выше деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ являются положения п. 5 ст. 23 федерального конституционного закона от 31.12.1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в соответствии с которыми Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет разъяснения по вопросам судебной практики. Не
решенным до настоящего времени однозначно является вопрос, могут ли эти разъяснения являться источниками права.
Мнения ученых по данному вопросу разделились. Часть авторов рассматривает материалы судебной практики и разъяснения судов источниками российского права.5 Противоположная точка зрения заключается в том, что подобные разъяснения не могут являться источниками права в силу того, что они не создают новые нормы права, а просто толкуют существующие нормы.6 Но никем из ученых, представляющих различные точки зрения на рассматриваемый вопрос, не ставится под сомнение важность подобных разъяснений для формирования единообразной судебной практики и ее совершенствования.
Но истина, как говорится, находится где-то посередине, то есть каждая из точек зрения по – своему права. Обоснованием отрицания судебного прецедента как источника российского права является действующее законодательство, не рассматривающее его как источник права. С другой стороны, российские суды в своей повседневной деятельности при принятии решений фактически используют материалы судебной практики в виде руководящих разъяснений высших судов или судебных решений по конкретным делам. Так, по мнению О.Н. Низамиевой Верховный Суд РФ не может создавать новые нормы права, так как в соответствии с законом он не наделен законодательными полномочиями. Но вместе с тем для судов постановления Пленума Верховного суда являются обязательными. В связи с этим интересную интерпретацию постановлений Пленума Верховного Суда РФ дает Я.Ф. Фархтдинов. Он считает, что необоснованно придавать данным постановлениям самостоятельный характер, но они существенно способствуют правильному применению судами норм права. Будучи основанными на нормах законов, данные постановления Пленума сами по себе обязательными не являются, а их важность заключается в том, что обязательными являются нормы права, которые постановления Пленума и разъясняют.
Важную роль судебной практике в правоприменительной деятельности отводила В.В. Долинская: «взаимодействие судебной практики с наукой гражданского права и гражданским законодательством означает, что она не только воспринимает теории, идеи, вырабатываемые наукой, но и сама в результате обобщений оказывается перед необходимостью анализа, теоретического осмысления полученных материалов. Эту задачу решают руководящие разъяснения высших органов судебной системы».7 Судебная практика выступает индикатором правильности существующего законодательного регулирования того или иного вопроса. Достаточно взглянуть на принимаемые дополнения или изменения в законодательные акты, и станет понятно, что практически все новеллы связаны с разрешением вопросов, возникавших в практической деятельности судов.
Итак, кратко рассмотрев место судебного прецедента в российском праве, можно сказать, что прецедент еще не стал полноценным источником российского права, но и недооценивать его значение также не надо. В Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, в исходящих от них обзорах судебной практики хотя и не содержится норм права, но в них судьи могут увидеть образцы толкования конкретных норм, которые они могут использовать в качестве мотивировки при принятии решений по делам.
3.Каковы Принципы предпринимательского права
Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.8 Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится и на основе других принципов, а именно:
-свобода предпринимательской деятельности;
-юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
-свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
-получение прибыли, как цель предпринимательской деятельности;
-законность в предпринимательской деятельности;
-государственное регулирование предпринимательской деятельности.
4.Как соотносятся между собой общие и специальные нормы, регулирующие хозяйственные правоотношения?
Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с нею связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности 9
В юридической науке нормы права традиционно подразделяются по степени детализации регулирования на общие и специальные нормы. Взаимодействие данных типов норм и определяет логику и структуру системы законодательства.
Общие нормы призваны формулировать общее правило поведения, которое, в большинстве случаев, слабо применимо для непосредственного регулирования поведения участников правоотношений. Но эти нормы крайне важны, так как они определяют общее направление регулирования того или иного вопроса, очерчивает в общем виде границы дозволенного и недозволенного. Без этих норм не обойтись, так как их использование поможет преодолевать пробелы законодательства и разрешать юридические коллизии.