Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 23:27, реферат
С 1 января 2013г. начинается новый этап государственного регулирования государственных закупок в связи с принятием Закона о госзакупках. Основными целями Закона о госзакупках являются:
повышение эффективности закупок через механизм соревнования претендентов и предварительное формирование доводимых до участников закупок требований;
формализованное описание порядка осуществления взаимодействия с претендентами, выбора наилучшего предложения;
публичность осуществления процедур выбора от объявления начала выбора до объявления результата.
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ И ПОСТАВКАХ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
С 1 января 2013г. начинается новый этап государственного регулирования государственных закупок в связи с принятием Закона о госзакупках. Основными целями Закона о госзакупках являются:
Данное регулирование опирается на принцип свободы заключения гражданско-правовых договоров, из которого следует, что как бы ни был дешев товар у того или иного производителя (поставщика), его можно только приглашать к заключению договора, но не обязывать [20].
Под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств.
В данном Законе о госзакупках ранее существовавший Закон Республики Беларусь от 24 ноября 1993 года «О поставках товаров для государственных нужд» признан утратившим силу и внесены изменения в ГК в отношении договора поставки товаров для государственных нужд. А именно, исключены статьи регулировавшие обязательность заключения государственного контракта, обязанность возмещения государственным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта и другие. Тем самым законодатель не выделяет особенностей для договора поставки товаров для государственных нужд в части определения существенных условий, прав и обязанностей сторон, ответственности и прочее, отсылая для регулирования соответствующих правоотношений к нормам о поставке.
Дискуссии по данному вопросу велись ещё до принятия Закона о государственных закупках. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 №618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» ( в ред. от 04.06.2012), в редакции, действовавшей до 01.01.2013, было установлено общее правило о том, что закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, являются государственными закупками и производятся в порядке, определенном названным Указом (п.1 Указа №618) [4]. К числу таких государственных закупок в том числе были отнесены закупки для государственных нужд.
Одновременно в период действия указанных нормативных правовых актов в ГК содержались нормы в параграфе 4 «Поставка товаров для государственных нужд» главы 30 «Купля-продажа», устанавливающие правила поставки товаров для государственных нужд, основанные на двухуровневой системе, включающей государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд.
В действующем ГК с вступлением в силу с 1 января 2013 года Закона о госзакупках скорректированы нормы параграфа 4 «Поставка товаров для государственных нужд» главы 30 «Купля-продажа».
Так, в соответствии с п. 1 ст.495 ГК поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе заключаемых договоров поставки товаров для государственных нужд.
Тем самым конструкция договора
поставки товаров для государственных
нужд в ГК и в целом в правовой системе
республики сохранена, но исключен государственный
контракт на поставку товаров для государственных
нужд. Одновременно уточнена категория
«государственные нужды» - ими признаются
потребности Республики Беларусь, определяемые
Правительство Республики Беларусь, потребности
административно-
Таким образом, с точки зрения
буквального толкования ст. 495 ГК, на основании
договора поставки товаров для государственных
нужд удовлетворяются потребности
Республики Беларусь и административно-
Также ГК устанавливает, что к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки (ст.476-493), если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства (п. 2 ст. 495 ГК).
Из этого следует вывод о том, что потребности государства могут быть двух видов:
Соотношение норм о поставках товаров для государственных нужд и государственных закупках можно отразить следующим образом:
Исходя из этого следует, что договор поставки товаров для государственных нужд не подчиняется нормам Закона о государственных закупках. Однако это положение не бесспорно. Так как существуют случаи, когда государственные нужды, как и потребности, удовлетворяемые при проведении процедур государственных закупок, обеспечиваются приобретением товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, и следовательно они должны подпадать под действие Закона о государственных закупках [2, ст.1].
В таком случае договор поставки товаров для государственных нужд будет регулироваться Законом о государственных закупках, поскольку он содержит ряд требований, включая обязательные условия, к договору, подлежащему заключению по результатам процедур государственных закупок, и в связи с тем, что согласно п.2 ст. 495 ГК к отношениям по поставке товаров для государственных нужд применяются правила о договоре поставки, то договор поставки товаров для государственных нужд, с другой стороны, будет дополнительно регулироваться нормами ГК о договоре поставки.
В связи с этим во избежание коллизий норм следует разграничить нормы, регулирующие договор поставки товаров для государственных нужд и договор государственных закупок. Например, разграничить их безотносительно источника финансирования, путем внесения в п.1 ст.495 ГК, регулирующий договор поставки товаров для государственных нужд, положения о конкретизации государственных нужд, для которых осуществляется поставка товаров. Так п.1 ст.495 ГК может быть сформулирован следующим образом:
«1. Поставка товаров для государственных
нужд осуществляется на основе заключаемых
договор поставки товаров для государственных
нужд. Государственными нуждами признаются
потребности Республики Беларусь, её административно-
А также включить условие о целях поставки товаров для государственных нужд в число существенных. Соответственно, в зависимости от цели поставки товаров и будет разграничиваться правовое регулирование между нормами о договоре поставки товаров для государственных нужд и о договоре государственных закупок.
На основании высказываний
ряда авторов можно сделать вывод, что
институт договора поставки товаров для
государственных нужд утратил свою правовую
актуальность, в связи с чем предлагается
исключение положений из законодательства,
регулирующих данный договор. В данном
случае все поставки за счет средств бюджета
и (или) средств государственных внебюджетных
фондов будут регулироваться нормами
о государственной закупке. Это будет
способствовать развитию добросовестной
конкуренции, обеспечению справедливого
и беспристрастного отношения к потенциальным
поставщикам, предотвращению коррупции
в области государственных закупок. В
тех же случаях, когда поставки товаров
будут осуществляться за счет собственных
средств, они будут подпадать под регулирование
норм о поставке товаров, что можно добиться
путем конкретизации субъектного состава
через внесение в статью 476 ГК изменений
и указания в ней, что покупателем по договору
поставки может являться и Республика
Беларусь, и её административно-
Вывод: Во избежание коллизий норм законодательства будет целесообразно внести изменения в ГК либо в Закон о государственных закупках касательно разграничения государственных закупок и поставки товаров для государственных нужд безотносительно источника финансирования либо исключить нормы о поставке товаров для государственных нужд, тем самым увеличив область применения положений о государственных закупках, что будет способствовать развитию добросовестной конкуренции, обеспечению справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам, предотвращению коррупции в области государственных закупок.