Проблемы систематизации и кодификации хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 04:51, контрольная работа

Описание работы

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства, созданное в середине XVII в.
Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России.
К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно. Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3-4
1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов………………………..5-7
2. Кодификация……………………………………………………………………………….8-12
3. Проблемы кодификации и систематизации хозяйственного права…………………...13-14
Заключение…………………………………………………………………………………..15-16
Литература………………………………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Хоз. право (print).doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная  академия сервиса и экономики


Институт государственного и муниципального управления

 

Кафедра «Право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Хозяйственное право»

 

Тема: проблемы систематизации и кодификации

хозяйственного права

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса З/О

ИГМУ специальность 061100

Смурова П.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 
ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………………………………………..3-4

1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов………………………..5-7

2. Кодификация……………………………………………………………………………….8-12

3. Проблемы кодификации и систематизации хозяйственного права…………………...13-14

Заключение…………………………………………………………………………………..15-16

Литература………………………………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в  первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства, созданное в середине XVII в.

Соборное Уложение царя Алексея  Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником  законодательных норм в России.

 К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно. Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.

Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошло около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу. Высока была техника оформления томов Свода.

В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена  работа по подготовке Свода законов  СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина. В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов). 

Свод законов РСФСР был издан  в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие  законодательные акты и важнейшие  постановления Правительства Российской Федерации обще нормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты.  

Положительной чертой Свода было то, что он был издан на съемных листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены те или иные изменения и дополнения. Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве.

Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему, и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота. В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов

Нормативно – правовые акты создаются  различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование  нормативного материала путем его  обработки и расположения по классификационным  критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами1. Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.

Если система права как следствие  исторического развития – объективный  феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты –  феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт. Конечно, значение субъективного начала нельзя преувеличивать.

Систематизация в конечном счете  также обусловлена объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические нормы одной и той же отрасли права), содержанием систематизируемых правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

 В странах, где действует  прецедентное или обычное право,  систематизация правовых норм  представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство  лишь формально признаёт нормативно  – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев. Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы.

 


1.Основы государства и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 2002

В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных  актов, принимаемых различными правотворческими органами.

Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время  находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства.

Такая деятельность по приведению нормативных  актов в единую, упорядоченную  систему обычно называется систематизацией  законодательства.

Систематизация законодательства необходима:

- Во-первых, для дальнейшего развития  законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

-   Во-вторых, она обеспечивает  удобства при реализации права,  возможность оперативно находить  и правильно толковать все  нужные нормы. 

Наконец, систематизация является необходимой  предпосылкой целенаправленного  и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

В разные периоды жизни государства  потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается  в течение многих лет большой  объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима.

В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда  отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно  новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.

 Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования.

Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной  базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут  большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими  учреждениями и организациями  действующих нормативных актов,  их обработка и расположение  по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и издание различного  рода собраний и сборников  нормативных актов (инкорпорация  законодательства);

3) подготовка и принятие укрупненных  актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие новых  актов (типа кодексов), в которые  помещаются как оправдавшие себя  нормы прежних актов, так и  новые нормативные предписания  (кодификация законодательства)2. Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.       

Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы

(гражданский, уголовный, КЗоТ, о  браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях,  исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).

 


2. Теория права и государства. / Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд- во БЕК, 2002

2. Кодификация

 

На современном этапе развития общества систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще  на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

Помимо указанной выше первичной  формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Кодификация законодательства - это  форма коренной переработки действующих  нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм.

В процессе кодификации составитель  стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними3.

Кодификация - это  форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в  то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми.   Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу.

Кодификация –  это деятельность правотворческих  органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Информация о работе Проблемы систематизации и кодификации хозяйственного права