Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:39, реферат
Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Введение
1. Основные понятия и формы реорганизации юридических лиц
1.1 Понятие реорганизации юридических лиц
1.2 Формы и процесс реорганизации
2. Проблематика правопреемства и налогообложения при реорганизации
2.1 Правопреемство при реорганизации
2.2 Основные гарантии прав кредиторов и акционеров
2.3 Налоговые выплаты при реорганизации
Заключение
Список использованных источников
Вопросы, связанные с выпуском акций, урегулированы Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)v. Однако в решение о выпуске акций акционерного общества, продолжающего существовать или создаваемого при реорганизации, необходимо включать порядок и условия их размещения, установленные договором о слиянии или присоединении, решением общего собрания акционеров реорганизуемого общества о разделении, выделении или преобразовании.
Данные договоры и решения должны регламентировать следующие вопросы: типы акций, выпускаемых каждым эмитентом; права владельцев этих акций; сроки и порядок обмена на них акций реорганизуемых обществ; соотношение типов и номинальных стоимостей выпускаемых акций, применяемое при обмене для всех типов ранее выпущенных акций каждого реорганизуемого акционерного общества.
Общества,
участвующие в реорганизации
в форме слияния или
Договор о слиянии или присоединении обществ, помимо прочего, должен определять условия, гарантирующие соблюдение прав владельцев голосующих акций всех реорганизуемых обществ, а также иных акций этих обществ, подлежащих обмену на голосующие акции создаваемого или продолжающего существовать акционерного общества.
Помимо данных диспозитивных требований, предъявляемых к договорам о слиянии или присоединении и решениям общего собрания акционеров о разделении, выделении или преобразовании акционерного общества, законодательство содержит определенные императивные требования.
Так, при реорганизации акционерных обществ не допускается размещение акций среди лиц, не являющихся акционерами реорганизуемых обществ. Тем самым исключается появление новых акционеров при реорганизации общества.
Основополагающий принцип, на котором строится концепция защиты прав акционеров, гласит: условия обмена акций реорганизуемых акционерных обществ на акции или иные ценные бумаги, размещаемые при реорганизации, не могут содержать какие-либо требования, ограничивающие права их владельцев. Этот принцип находит развитие в предписании, согласно которому права, предоставляемые всем владельцам одного типа акций любого реорганизуемого общества при размещении акций или иных ценных бумаг, выпускаемых при реорганизации, должны быть равными. При разделении или выделении акционерных обществ выбор акций или иных ценных бумаг создаваемых акционерных обществ для обмена на акции реорганизуемого общества может осуществляться только по желанию их владельца.
Устав реорганизованного общества и изменения к нему утверждаются на общем собрании акционеров, при необходимости избирается совет директоров. При слиянии или присоединении эти вопросы решаются на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в реорганизации. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о слиянии обществ.
Договор о слиянии или присоединении, решение общего собрания акционеров о разделении, выделении или преобразовании требуется при государственной регистрации реорганизованного или реорганизованных обществ, а также для регистрации выпуска ценных бумаг.
Еще одним способом защиты прав акционеров при реорганизации является право акционеров - владельцев голосующих акций требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций. Как указывалось, владельцы привилегированных акций также имеют право голоса при принятии решения о реорганизации. Обязанность общества приобрести собственные акции возникает только в случае реализации акционерами права требовать выкупа акций. Чтобы иметь возможность реализовать это право акционер должен был голосовать против принятия решения о реорганизации общества либо не принимать участия в голосовании по этому вопросу.
При внесении в повестку дня общего собрания акционеров вопроса о реорганизации необходимо составить список акционеров, у которых в случае принятия такого решения может возникнуть право требовать выкупа принадлежащих им акций. Список акционеров составляется на основании данных реестра акционеров общества.
Выкуп акций обществом осуществляется по рыночной стоимости этих акций. В этом случае рыночная стоимость имущества должна определяться независимым оценщиком (аудитором). Общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа. Поскольку эта информация должна быть доведена до сведения акционеров заранее, то рыночная стоимость имущества должна быть определена в промежуток времени после внесения этого вопроса в повестку дня собрания акционеров и до оповещения акционеров.
Если акционер решил прибегнуть к процедуре выкупа акций реорганизуемым обществом, он должен направить обществу письменное требование, где указать количество акций, которые обществу придется выкупить. Такое требование должно быть предъявлено обществу не позднее 45 дней с даты принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации. По истечении срока для предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций общество в течение 30 дней обязано выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупеvi.
Нужно иметь в виду, что общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 % стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации. Если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям. Законодатель обязывает общество погасить акции, выкупленные у акционеров в случае реорганизации.
2.3 Налоговые выплаты при реорганизации
Погашение
налоговой задолженности
Что касается взыскания сумм финансовых санкций, то здесь, напротив, важно, когда выявлены нарушения налогового законодательства. Согласно ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации "налогоплательщик должен сообщить налоговому органу о предстоящей реорганизации в десятидневный срок со дня принятия решения.
Если налоговый орган, несмотря на такое сообщение, до окончания реорганизации не выявил нарушений законодательства, к вновь созданным юридическим лицам впоследствии не может применяться ответственность за нарушения, допущенные реорганизованным юридическим лицом.
Если же финансовые санкции наложены до реорганизации, соответствующие суммы должны быть уплачены организацией- правопреемником наряду с недоимкой.
При всех формах реорганизации (кроме выделения) налоговые органы принимают решения о документальной проверке. Указанное исключение вызвано тем, что при выделении реорганизуемое общество не ликвидируется, а продолжает существовать, и, следовательно, государство может потребовать исполнения обязательств перед бюджетом непосредственно у должника, а не у его правопреемника. При реорганизации в форме выделения реорганизуемое общество также не должно сниматься с учета в налоговых органах, однако в этом случае необходимо внести соответствующие изменения в карту постановки на учет налогоплательщика.
Государство заинтересовано в том, чтобы проверить полноту уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты до момента снятия с учета налогоплательщика. Процедура снятия с учета считается завершенной после выдачи информационного письма о снятии с учета.
Получение такого информационного письма чрезвычайно важно. Налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах. При постановке реорганизованного общества на учет в налоговых органах помимо разделительного баланса или передаточного акта (в зависимости от формы реорганизации) общество должно представить и упомянутое информационное письмо. При отсутствии последнего постановка на учет делается с письменным уведомлением о необходимости завершения процедуры снятия с учета и с соответствующей отметкой65. Важность постановки на учет в налоговых органах не подвергается сомнению, так банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета только при предъявлении налогоплательщиком документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе.
Налоговые
органы также обособляют выделение
среди прочих форм реорганизации, так
как только в этом случае реорганизуемое
общество не ликвидируется, а следовательно,
права и обязанности
Государство не ограничилось предоставлением налоговым органам исключительно контрольных функций, у них есть и право наложить санкции за нарушения. Так, налоговые органы могут предъявлять иски о признании регистрации предприятия недействительной (в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия) и о взыскании доходов, полученных этим предприятием.
Государственный механизм контроля за реорганизацией предприятий построен таким образом, чтобы минимизировать риск ухода налогоплательщиков от уплаты налогов. Это проявляется в формальностях, соблюдение которых необходимо при регистрации общества.
Налоговые
органы вправе применить бесспорный
порядок взыскания недоимок по налогам
с юридических лиц в течение
шести лет с момента
По аналогии можно предположить, что реорганизованное общество вправе требовать возмещения сумм, излишне внесенных реорганизованным обществом в бюджет.
Помимо общих правил универсального правопреемства, в рамках которого при реорганизации передаются в том числе и обязательства по уплате налогов, существует множество формальностей, создаваемых государством, чтобы не допустить использования реорганизации для ухода юридических лиц от уплаты налогов. В данной статье, кроме общей процедуры реорганизации, будут описаны некоторые аспекты "технической" стороны этого процесса, связанные исключительно с обязательствами по уплате налогов, причем предметом исследования будет реорганизация акционерных обществ в целом, а не какой-либо отдельный способ реорганизации.
Налоговое законодательство конкретизирует общую конституционную обязанность по уплате налогов. Так, к плательщикам налогов относятся, в частности, юридические лица, "на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги". Однако обязанности налогоплательщика возникают при наличии объекта налогообложения. Поскольку законодательство предусматривает различные виды налогов, практически это означает, что любое юридическое лицо, за исключением "мертвых" компаний, не только является налогоплательщиком, но и несет обязанности по уплате налогов.
Правопреемство
по налоговым обязательствам является
важным вопросом как для государства,
так и для реорганизуемых обществ.
Гарантией предотвращения ситуации,
когда реорганизованное общество "неожиданно"
оказывается должником по обязательствам
предшественника, является точное соблюдение
процедуры реорганизации, предписанной
законодательством.
Заключение
Реорганизация
представляет собой прекращение
юридического лица с переходом прав
и обязанностей. При ней деятельность
подвергшегося реорганизации
Статьи 57 и 58 ГК различают пять видов реорганизации: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).