Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:45, реферат
США – одно из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Они заметно уступают некоторым странам, а именно: Швейцарии, Японии, Швеции по показателю ВВП на душу населения.
Ход развития экономических процессов в самих США оказывает значительное влияние на экономику всего мира, непосредственно воздействуя на цикл и хозяйственную обстановку в других странах, на структуру международного экономического обмена. Развитие воспроизводственных процессов в американской экономике осуществляется под воздействием растущей интернационализации, которая происходит теперь не только в результате вывоза товаров, услуг и капиталов, но и небывалого притока в США товаров, услуг и капиталов из-за рубежа.
1.Введение………………………………………………………...3
2.Характерные черты экономического развития…………..….4
3.Приоритеты экономической политики и стратегии……..….7
4.Этапы экономического развития………………………….…..12
5.США в международных экономических отношениях………17
6.Заключение………………………………………………..……21
7.Список литературы…………………………………………….22
Министерство образования РФ
НОУ ВПО
Кисловодский институт экономики и
права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По Дисциплине
«Мировая экономика»
По Теме «США в мирвом хозяйстве»
Студентка 2 курса
экономического факультета
Группы МСД-9
Решетникова
Т.Е.
Кисловодск
2010
США – ведущая страна в
США – одно из самых
Ход развития экономических
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сегодняшний
уровень развития экономики США
– результат длительного
Периоды развития. Во второй половине XX в. с известной долей упрощения, можно выделить три периода, отличающихся по характеру применяемых технологий, целям государственного регулирования экономики, положению США в мировом хозяйстве.
П е р в ы й период – это время после Второй мировой войны до конца 50-х
годов. Его завершение обозначено кризисом 1957 –1958 гг. Основные черты этого периода состояли в послевоенной переориентации экономики США на гражданские нужды, восстановлении и расширении роли потребительского спроса в качестве двигателя экономического роста, развертывании программ антикризисного государственного регулирования. В международном плане он характерен абсолютным экономическим превосходством США (1953 г. – 55,3% мирового объема обрабатывающей промышленности). Они содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла и активно наращивали вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны.
В т о р о й период начинается с кризиса 1953–1954 гг. В этот период в США
расширяется поточное производство, ориентированное на выпуск стандартной продукции для массового потребителя. Стабильные мировые цены на сырье и базовые материалы закрепили движение научно-технического прогресса в этом направлении. Государственное регулирование экономики в этот период отличается в США ярко выраженной приверженностью кейсианской доктрине. Доля США в мировом производстве сократилась с 26% в 1963 г. до 23% в ВНП в 1970 г., а
производство продукции обрабатывающей промышленности – с 30,2% в 1963 г. До 24,5% в 1970–1973 гг.
Кризисные процессы середины 70-х годов подвели черту под периодом
экстенсивного экономического развития. В эти же годы происходят крупные
перемены в позиции США в мировом хозяйстве. Бывшие младшие партнеры – страны Западной Европы и Япония – становятся активными конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на внутреннем рынке США. Наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают, хоть и в скромной мере, немецкая марка, японская иена и ряд других валют.
Т р е т и й период начинается с конца 70-х годов, когда рост мировых цен на
сырье вынудили экономику страны переходить на новые технологии, а
экономическое развитие страны стало в большей мере опираться на использование мировой экономической системы. Существенно повысилась роль денежной политики в регулировании экономики. Это привело к резкому росту учетных ставок, огромному притоку иностранного капитала и снижению уровня инфляции в первой половине 80-х годов.
В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США. Это охватило внутри- и внешнеэкономические сферы
страны. Администрация отдала приоритет независимой политике над экономической координацией с союзниками. Региональные и двусторонние соглашения признавались более эффективной формой обеспечения американских интересов. Исходили из того, что снижение позиций США в мировой экономике преувеличивалось и что страна обладает уникальными сравнительными преимуществами. Реализация имперских целей началась через сферу денежно-кредитной и финансовой политики (высокие учетные ставки), что вызвало мощное долговременное воздействие на мирохозяйственные процессы.
Особенности развития. Характерная черта прошедших десятилетий –
относительное ослабление позиций США в мировом хозяйстве, в основе которого лежит целый ряд факторов внутреннего и внешнего порядка. Среди них сокращение технологического разрыва в ряде новейших отраслей промышленности между США и другими западными странами, рост производства в странах Восточной Азии, к которым перешли сравнительные преимущества в традиционных отраслях и ряде наукоемких производств.
Во внутренней сфере экономическое развитие отягощалось дефицитностью
государственного бюджета. Огромное увеличение военных расходов, сокращение налогов привели к увеличению бюджетных дефицитов с 74 млрд. долл. в 1980 г. до 290 млрд. долл. в 1992 г. и 164 млрд. долл. в 1995 г. Вместе с дефицитом рос и государственный внутренний долг, для покрытия которого приходилось выпускать новые государственные облигации, вследствие чего отвлекались денежные ресурсы, необходимые для инвестиций. Суммарно он превысил 4 трлн. долл., увеличившись за 80–90-е годы более чем в пять раз. В 1991 г. впервые с конца 50-х годов государственный долг превысил половину ВВП страны (1980 г. – 27,2% ВВП, 1995 г. – 68% ВВП). Это выше, чем в Германии, Франции или Британии. Затраты на выплаты процентов превышают все федеральные расходы на образование, науку, транспорт, жилищное строительство
и специальное вспомоществование. В этих условиях существенно возросла роль кредитной и денежной политики в качестве стабилизирующего элемента в системе государственного регулирования экономики.
Дефицит собственных денежных ресурсов, сложившийся с начала 80-х годов,
вызвал острую конкуренцию за доступ к ним между государством, которому они были нужны для покрытия бюджетного дефицита, корпорациями – для инвестиций и населением – для потребительского кредита и других целей. В итоге произошло резкое повышение процентных ставок, благодаря чему в США устремился иностранный денежный капитал, который восполнил нехватку ресурсов на внутреннем рынке. В конечном счете это выразилось в том, что в течение всех 80-х годов инфляцию в США удалось удерживать в пределах 5% на годовом уровне. В 90-х годах уровень инфляции был на уровне 2,6–4% в год, что соответствовало уровню промышленно развитых стран в целом. В 80–90-е годы в целом среднегодовые темпы прироста ВВП в США были несколько выше, чем в других странах (см. табл.). Данная тенденция появилась несмотря на то, что по уровню капиталовложений США
уступали всем западным странам на 2-3 пункта. Валовые капиталовложения США в 1980 г. равнялись 20,2%, в 1985 г. – 20,7%, в 1990 г. – 17,4%, в 1994 г. – 17,7% ВВП. Снижение доли капиталовложений исследователи связывают со снижением цен на инвестиционные товары относительно других составных частей ВВП. Подсчеты частных капиталовложений в основной капитал на базе неизменных цен показывают, что их доля остается относительно стабильной в течение последних 35 лет.
В результате относительно низкого уровня инвестиций в США разрыв с другими странами в объеме капитала, приходящегося на одного рабочего, снизился. В Японии показатели капиталовооруженности труда в обрабатывающей промышленности повысились с 39% от уровня США в 1970 г. до 69% в 1988 г., в ФРГ – с 55 до 82%.
Низкозатратная стратегия американских компаний распространилась также на вопросы заработной платы и подготовки рабочей силы. Проблемы в области профессиональной подготовки в сочетании с высокой долей лиц, не закончивших среднюю школу, и низким уровнем полученных знаний обуславливают более низкие темпы производительности труда. Темпы роста производительности труда, начиная с 1960 г., снижались более быстрыми темпами, чем в странах Западной Европы и Японии. В результате промышленные страны значительно приблизились к уровню США по производительности труда, но до сих пор США опережают на 20% японских
и западноевропейских конкурентов, чему способствует компьютеризация рабочих мест, минитиарюзация производственного оборудования, сокращение складских запасов. Одной из форм интенсификации труда наемной рабочей силы является "соучастие", развитие собственности работников. В 1995 г. различные планы выкупа собственности охватывали до 12% рабочей силы. В целом работники владеют 4% акций тысячи крупнейших корпораций. Сравнительная динамика капиталоотдачи была противоположна динамике роста производительности труда. В 1960–1973 гг. среднегодовые темпы роста капиталоотдачи в США в отличие от других стран были положительными. В 70–80-е годы они стали отрицательными, но падение капиталоотдачи было менее ярко выраженным, чем в Западной Европе и Японии. Более низкие темпы капиталоотдачи не смогли компенсировать относительно низкие результаты в области производительности труда. Вследствие этого рост совокупной факторной
производительности в США оставался ниже среднего уровня стран ОЭСР (см.табл.).
Таблица 20,2. Динамика совокупной факторной производительности,%