Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:26, реферат
Термины "мировая экономика", "мировое хозяйство", "всемирное хозяйство" рассматриваются в данном учебнике как синонимы. Мировой экономике (мировому хозяйству, всемирному хозяйству) можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика - это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению - это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Однако различие между двумя определениями становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке.
Интеграционным объединением
называют хозяйственную группировку,
созданную для регулирования
интеграционных процессов между
ее странами-участницами. В настоящее
время в мире насчитываются десятки
интеграционных объединений. В развитых
странах это в первую очередь
ЕС и НАФТА, в развивающихся странах
- МЕРКОСУР в Латинской Америке
и АСЕАН в Юго-Восточной Азии,
в странах с переходной экономикой
- СНГ на территории бывшего СССР,
АТЭС в Азиатско-Тихоокеанском
Из определения сути международной экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.).
В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.
Для СНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических отношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отношений между компаниями стран - участниц СНГ. Другим важным выводом для данного объединения является то, что в интеграционных объединениях активно могут участвовать страны разного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией -~ 2,6 : 1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотношение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше - 2,6 : 1,0).
Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц.
Понятие либерализация хозяйственной жизни
Государственное регулирование экономики на протяжении большей части ХХ в. усиливалось. Однако в последние полтора- два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.
Процесс уменьшения государственного
регулирования хозяйственной
Внешнеэкономическая
либерализация в различных
В развитых странах внешнеэкономическая
либерализация начала сменять внешнеэкономический
протекционизм как главное
В последние два-три десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который также охватил прежде всего развитые страны, в результате чего в них полностью либерализован не только ввоз, но и вывоз капитала. В этой группе стран практически полностью либерализованы и валютно-расчетные отношения, а сохраняющийся валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром. Международная передача технологий здесь если и регулируется, то прежде всего в целях избежания бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения.
Ощутимые ограничения
сохраняются лишь при осуществлении
такой формы международных
В развивающихся странах
и государствах с переходной экономикой
внешнеэкономическая
Больше ограничений в этих двух группах стран на ввоз и особенно вывоз капитала: по данным МВФ, подобные ограничения существовали в 126 из 182 странах - членах МВФ, и это были преимущественно страны развивающиеся и с переходной экономикой. Намного ощутимее здесь государственное регулирование остальных форм международных экономических отношений. Тем не менее и в этих двух группах стран уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX - начале ХХ вв.
Сочетание либерализации и протекционизма во внешнеэкономической политике
Говоря о тенденции
к внешнеэкономической
Понятие открытой и закрытой экономики
Открытая экономика - это
такое национальное хозяйство, где
иностранным хозяйствующим
В тех случаях, когда протекционизм
явно преобладает над либерализмом
во внешнеэкономической
Информация о работе Становление и сущность мирового хозяйства