Становление и сущность мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Термины "мировая экономика", "мировое хозяйство", "всемирное хозяйство" рассматриваются в данном учебнике как синонимы. Мировой экономике (мировому хозяйству, всемирному хозяйству) можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика - это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению - это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Однако различие между двумя определениями становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке.

Файлы: 1 файл

лекция 1.docx

— 35.97 Кб (Скачать файл)

Интеграционным объединением называют хозяйственную группировку, созданную для регулирования  интеграционных процессов между  ее странами-участницами. В настоящее  время в мире насчитываются десятки  интеграционных объединений. В развитых странах это в первую очередь  ЕС и НАФТА, в развивающихся странах - МЕРКОСУР в Латинской Америке  и АСЕАН в Юго-Восточной Азии, в странах с переходной экономикой - СНГ на территории бывшего СССР, АТЭС в Азиатско-Тихоокеанском регионе (см. гл. 39).

Из определения сути международной  экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние  строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.).

В то же время пример ЕС говорит  о том, что процесс быстро развивающихся  связей между компаниями соседних стран  можно стимулировать, если заключать  и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами  не по итогам, а по ходу этого процесса.

Для СНГ отсюда можно сделать  вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических  отношений в рамках этой хозяйственной  группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отношений между компаниями стран - участниц СНГ. Другим важным выводом для данного объединения является то, что в интеграционных объединениях активно могут участвовать страны разного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией -~ 2,6 : 1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотношение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше - 2,6 : 1,0).

Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической  интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц.

Понятие либерализация  хозяйственной жизни 

Государственное регулирование  экономики на протяжении большей  части ХХ в. усиливалось. Однако в последние полтора- два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию.

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется либерализацией экономической  деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию.

Внешнеэкономическая либерализация в различных регионах мира

В развитых странах внешнеэкономическая  либерализация начала сменять внешнеэкономический  протекционизм как главное направление  во внешнеэкономической политике в 50-60-е гг. Если взять такой традиционный инструмент внешнеторгового регулирования, как таможенные пошлины, то можно  убедиться, что развитые страны снизили  уровень своего таможенного обложения  после Второй мировой войны в несколько раз. Среднеарифметический уровень тарифных ставок на импортные товары в ведущих десяти странах Запада составлял 17% в 1913 г., 32% - в 1931 г. и 16% - в конце 40-х гг., а в 1999 г. он оценивается для США в размере 4,3%, Японии - 5,9%, ЕС - 6,6% (если же считать по средневзвешенному уровню тарифных ставок на импортные товары, то по всей группе развитых стран он оценивался в 3,9% ).

В последние два-три десятилетия  активно идет процесс либерализации  международного движения капитала, который  также охватил прежде всего развитые страны, в результате чего в них полностью либерализован не только ввоз, но и вывоз капитала. В этой группе стран практически полностью либерализованы и валютно-расчетные отношения, а сохраняющийся валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром. Международная передача технологий здесь если и регулируется, то прежде всего в целях избежания бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения.

Ощутимые ограничения  сохраняются лишь при осуществлении  такой формы международных экономических  отношений, как международная миграция рабочей силы. так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС).

В развивающихся странах  и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация  началась намного позже (за исключением  некоторых небольших стран, где  уровень либерализации традиционно  был высоким), особенно после краха  модели импортозамещения. По этой причине, а также из-за желания использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей здесь уровень тарифных ставок остается выше, чем в развитых странах (в ряде случаев составляет 20-30%). Так, в России средневзвешенный уровень тарифных ставок на импортные товары колеблется в последние годы в пределах 13-14%, в Китае в 1997 г. он составлял 17% и планируется его снизить к концу столетия до 15%.

Больше ограничений в  этих двух группах стран на ввоз и особенно вывоз капитала: по данным МВФ, подобные ограничения существовали в 126 из 182 странах - членах МВФ, и это  были преимущественно страны развивающиеся и с переходной экономикой. Намного ощутимее здесь государственное регулирование остальных форм международных экономических отношений. Тем не менее и в этих двух группах стран уровень внешнеэкономической либерализации выше, чем он был несколько десятилетий назад, хотя, возможно, все еще ниже, чем в конце XIX - начале ХХ вв.

Сочетание либерализации  и протекционизма во внешнеэкономической  политике

Говоря о тенденции  к внешнеэкономической либерализации, особенно во внешней торговле, надо учитывать растущий противовес ей в  лице нетарифных ограничений. Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оценки импортных  товаров, технические стандарты  и санитарные нормы для них  являются часто более эффективным  барьером на пути импорта, чем таможенные пошлины. В начале 90-х гг. под них подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особенно продовольствия, текстиля и транспортных средств. В сочетании с тарифным регулированием это дает возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к некоторым отраслям и сферам. Нельзя забывать и о том, что во всех странах, даже развитых, для иностранного капитала существуют закрытые или ограниченные для его приложения отрасли и сферы, особенно это относится к оборонной промышленности, транспорту и многим другим отраслям сферы услуг. Можно сделать вывод, что во внешнеэкономической политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя в этом сочетании преобладает либерализация.

Понятие открытой и  закрытой экономики 

Открытая экономика - это  такое национальное хозяйство, где  иностранным хозяйствующим субъектам  открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и  сфер (в закрытой экономике большинство  рынков, отраслей и сфер для них  закрыто). Однако в мире почти нет  полностью открытых, т.е. полностью  либерализованных экономик, за исключением нескольких небольших государств. Поэтому нередко говорят о более открытых или менее открытых экономиках. Так, российская экономика более открыта, чем китайская, если судить по уровню тарифных ставок на импортные товары, доле этих товаров на внутреннем рынке, степени либерализации валютно-расчетных отношений и другим показателям.

В тех случаях, когда протекционизм  явно преобладает над либерализмом во внешнеэкономической деятельности, говорят о закрытой экономике. В  мире их осталось немного. Это объясняется  тем, что, как доказал мировой  опыт, существует высокая корреляция между уровнем внешнеэкономического либерализма и темпами экономического роста. Расчеты по 117 странам мира, проведенные экономистами Гарвардского университета, показали, что там, где  в последнюю четверть века проводилась  политика закрытой экономики, среднегодовой  прирост ВВП в расчете на душу населения составил 0,7%, а там, где  придерживались политики открытой экономики, ВВП на душу был в пять раз выше.


Информация о работе Становление и сущность мирового хозяйства