Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:13, курсовая работа
Цель работы - рассмотрение понятия, сущности хозяйственного права и его место в правовой системе Республики Беларусь.
Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, в сфере хозяйственных отношений.
Предметом является законодательство, судебная практика, научная литература в области хозяйственного права.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность хозяйственного права;
исследовать предмет хозяйственного;
изучить основных субъектов хозяйственного права;
Введение 3
1 Предмет и понятие хозяйственного права 5
1.1 Место хозяйственного права в правовой системе Республики Беларусь 5
1.2 Предмет и принципы хозяйственного права 12
2 Субъекты хозяйственного права 17
Заключение 33
Список использованных источников 35
Б. Централизованно-управляемое (плановое) хозяйство. В этой системе хозяйства уполномоченные государственные органы формируют на определенный период планы, а субъекты хозяйствования имеют исключительно исполнительную функцию. Конструкция этой системы строго иерархична, государственные органы определяют цены, доходы и другие экономические параметры. Средства производства находятся в основном в государственной собственности. Для обеспечения выполнения планов, их соблюдения применяются информационные, контролирующие меры, налагаются санкции. Процесс управления является многоуровневым. Государство в этой системе хозяйствования является не только политическим, но и экономическим центром. Между государством и хозяйством имеется идентичность. Право действует как инструмент управления. Гражданское право существует только в тех пределах, как это допустимо принципом подчинения частных интересов интересам общества и государства [28, с. 84].
Однако в чистом виде данные модели хозяйства не встречаются. Речь идет о смешанной экономике, в которой сильнее выражены элементы рыночной системы хозяйствования, или наоборот.
С учетом изложенного хозяйственное право - это совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов общества и государства. Основополагающее значение для хозяйственного права имеют такие факторы, как сочетание публичного хозяйства и частного предпринимательства, повышение роли частноправового регулирования при сохранении публично-правового.
Сегодня нет достаточных оснований
говорить о хозяйственном праве
как отрасли права. Не может оно
рассматриваться и как
Хозяйственное законодательство устанавливает в соответствии с конституцией правовые основы хозяйственной деятельности, которая осуществляется разнообразными субъектами с целью обеспечения роста деловой активности, развития предпринимательства, социальной направленности экономики, утверждения хозяйственного порядка, гармонизированного с международными экономическими процессами.
Экономический прогресс влечет существенное повышение роли хозяйственного права, которое объективно является неотъемлемым элементом инфраструктуры современного хозяйства наравне с трудовыми ресурсами, энергообеспечением, сетью коммуникаций. Хозяйство не может функционировать вне права. Обмен товаров де-факто является обменом правомочий по распоряжению ими. Для этого права должны быть полностью определены, четко закреплены, пригодны для использования и защищены главным образом работающей системой правосудия.
В советский период преподавание хозяйственного права было начато в 1921 году на факультете советского права МГУ. В 1925 году для подготовки юрисконсультов для предприятий было создано хозяйственно-правовое отделение, на котором преподавали И.С.Перетерский, А.Г.Гойхбарг, И.Б.Новицкий. М.М.Агарков в учебных материалах указывал на необходимость исследования реального взаимодействия экономики и права. Г.К.Гинс отмечал, что в отличие от гражданского права, которое основано на сознании личной свободы, хозяйственное право опирается на сознательную солидарность, необходимость соглашения и соподчинения. Ряд учебных пособий по хозяйственному праву было подготовлено А.В.Карассом: "Правовые формы организации государственной промышленности в условиях новой экономической политики" (1923 год), "Советское промышленное право" (1925 год) и другие. Ф.И.Вольфсон выпустил "Методические разработки по хозяйственному праву" (1925 год).
После возобновления преподавания хозяйственного права на юридических факультетах был подготовлен под руководством В.В.Лаптева учебник "Хозяйственное право" (1967 год).
В Беларуси "Хозяйственное право" в советский период преподавалось как спецкурс. С 1990-х годов данный предмет в юридических вузах преподается в качестве самостоятельной основной учебной дисциплины. Курс хозяйственного права вследствие характера предмета изучения является наиболее масштабным, разнообразным, прикладным и занимательным. Обширный опыт взаимодействия с хозяйственным правом каждому гражданину передается генетически от поколения к поколению. Поэтому знание хозяйственного права в определенной мере предопределено самой социальной сущностью человека. В свою очередь, состояние национальной экономики выступает наиболее объективным критерием оценки понимания проблематики хозяйственного права в стране.
С переходом к рыночной экономики предприятия получают полную хозяйственную самостоятельность. Они сами изучают спрос на товарных рынках, формируют и обновляют ассортимент, оснащают производство необходимым оборудованием, вступают в хозяйственные связи с другими предприятиями и реализуют продукцию, получая прибыль для дальнейшего развития производства.
Рыночная экономика породила разнообразные формы предприятий: товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия и т.д.
Интересы достижения эффективности общественного производства, рациональное использование ресурсов вызывают необходимость формирования единого для всех уровней управления экономикой механизма управления.
Хозяйственное право выступает в качестве составной части этого механизма, ибо не само право, а способы воздействия с помощью права обеспечивают эффективное управление. В соответствии с этим возникают хозяйственные правоотношения между предприятиями и органами управления, осуществляющими государственное регулирование экономики в интересах общества.
Эти правоотношения распространяются на коммерческую и социальную сферы деятельности предприятия, не затрагивая непосредственно производственную и хозяйственную сторону их деятельности.
Предмет правового регулирования хозяйственного права составляют хозяйственные отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения - это самостоятельный вид общественных отношений, отношений между субъектами хозяйствования.
Под понятием хозяйственного права следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также организационные отношения, складывающиеся в производственно-хозяйственной и связанной с нею предпринимательской деятельностью.
Принципы хозяйственного права - его основополагающие начала - распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности.
К принципам хозяйственного права относятся: принцип целенаправленности воздействия на достижения обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования; принцип равноправия субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности; принцип экономической свободы; принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции; принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения, позволяющий направить деятельность различных социальных групп на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов; принцип законности.
Принципы хозяйственного права - это логически взаимосвязанная, взаимообусловленная общность, целью которой является достижение единого правового результата, решение поставленной задачи.
Предмет хозяйственного права имеет
ряд особенностей, которые необходимо
учитывать при определении
Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.
Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается его смертью.
Граждане могут в соответствии
с законодательством иметь
Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию, собственное имя и отчество (если таковое имеется), если иное не вытекает из законодательства.
В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).
Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законодательством. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене его имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.
Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. Вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению в соответствии с законом.
При искажении либо использовании
имени гражданина способами или
в форме, затрагивающими его честь,
достоинство или деловую
Местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В случае, когда законодательством допускается эмансипация (статья 26 Гражданского кодекса) или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.
Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством.
Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом. Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
К предпринимательской
Индивидуальный