Субъекты хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотрение понятия, сущности хозяйственного права и его место в правовой системе Республики Беларусь.
Объектом данной работы является совокупность общественных отношений, в сфере хозяйственных отношений.
Предметом является законодательство, судебная практика, научная литература в области хозяйственного права.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность хозяйственного права;
исследовать предмет хозяйственного;
изучить основных субъектов хозяйственного права;

Содержание работы

Введение 3
1 Предмет и понятие хозяйственного права 5
1.1 Место хозяйственного права в правовой системе Республики Беларусь 5
1.2 Предмет и принципы хозяйственного права 12
2 Субъекты хозяйственного права 17
Заключение 33
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

Тема ХП_Понятие и значение хозяйственного права и хозяйственной деятельности.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Б. Централизованно-управляемое (плановое) хозяйство. В этой системе хозяйства уполномоченные государственные органы формируют на определенный период планы, а субъекты хозяйствования имеют исключительно исполнительную функцию. Конструкция этой системы строго иерархична, государственные органы определяют цены, доходы и другие экономические параметры. Средства производства находятся в основном в государственной собственности. Для обеспечения выполнения планов, их соблюдения применяются информационные, контролирующие меры, налагаются санкции. Процесс управления является многоуровневым. Государство в этой системе хозяйствования является не только политическим, но и экономическим центром. Между государством и хозяйством имеется идентичность. Право действует как инструмент управления. Гражданское право существует только в тех пределах, как это допустимо принципом подчинения частных интересов интересам общества и государства [28, с. 84].

Однако в чистом виде данные модели хозяйства не встречаются. Речь идет о смешанной экономике, в которой  сильнее выражены элементы рыночной системы хозяйствования, или наоборот.

С учетом изложенного хозяйственное  право - это совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские  отношения и тесно связанные  с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения  по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов общества и государства. Основополагающее значение для хозяйственного права имеют такие факторы, как сочетание публичного хозяйства и частного предпринимательства, повышение роли частноправового регулирования при сохранении публично-правового.

Сегодня нет достаточных оснований  говорить о хозяйственном праве  как отрасли права. Не может оно  рассматриваться и как подотрасль гражданского права в силу обширной сферы публично-правового императивного  воздействия. Хозяйственное право представляет собой нормативную форму гармонизации частных и публичных интересов в процессе организации и осуществления профессиональной экономической деятельности посредством регулирования отношений, возникающих между предпринимателями, а также между ними и другими субъектами в сфере хозяйствования.

Хозяйственное законодательство устанавливает  в соответствии с конституцией правовые основы хозяйственной деятельности, которая осуществляется разнообразными субъектами с целью обеспечения  роста деловой активности, развития предпринимательства, социальной направленности экономики, утверждения хозяйственного порядка, гармонизированного с международными экономическими процессами.

Экономический прогресс влечет существенное повышение роли хозяйственного права, которое объективно является неотъемлемым элементом инфраструктуры современного хозяйства наравне с трудовыми ресурсами, энергообеспечением, сетью коммуникаций. Хозяйство не может функционировать вне права. Обмен товаров де-факто является обменом правомочий по распоряжению ими. Для этого права должны быть полностью определены, четко закреплены, пригодны для использования и защищены главным образом работающей системой правосудия.

В советский период преподавание хозяйственного права было начато в 1921 году на факультете советского права МГУ. В 1925 году для подготовки юрисконсультов для предприятий было создано хозяйственно-правовое отделение, на котором преподавали И.С.Перетерский, А.Г.Гойхбарг, И.Б.Новицкий. М.М.Агарков в учебных материалах указывал на необходимость исследования реального взаимодействия экономики и права. Г.К.Гинс отмечал, что в отличие от гражданского права, которое основано на сознании личной свободы, хозяйственное право опирается на сознательную солидарность, необходимость соглашения и соподчинения. Ряд учебных пособий по хозяйственному праву было подготовлено А.В.Карассом: "Правовые формы организации государственной промышленности в условиях новой экономической политики" (1923 год), "Советское промышленное право" (1925 год) и другие. Ф.И.Вольфсон выпустил "Методические разработки по хозяйственному праву" (1925 год).

После возобновления преподавания хозяйственного права на юридических  факультетах был подготовлен  под руководством В.В.Лаптева учебник "Хозяйственное право" (1967 год).

В Беларуси "Хозяйственное право" в советский период преподавалось  как спецкурс. С 1990-х годов данный предмет в юридических вузах  преподается в качестве самостоятельной  основной учебной дисциплины. Курс хозяйственного права вследствие характера  предмета изучения является наиболее масштабным, разнообразным, прикладным и занимательным. Обширный опыт взаимодействия с хозяйственным правом каждому гражданину передается генетически от поколения к поколению. Поэтому знание хозяйственного права в определенной мере предопределено самой социальной сущностью человека. В свою очередь, состояние национальной экономики выступает наиболее объективным критерием оценки понимания проблематики хозяйственного права в стране.

С переходом к рыночной экономики  предприятия получают полную хозяйственную самостоятельность. Они сами изучают спрос на товарных рынках, формируют и обновляют ассортимент, оснащают производство необходимым оборудованием, вступают в хозяйственные связи с другими предприятиями и реализуют продукцию, получая прибыль для дальнейшего развития производства.

Рыночная экономика породила разнообразные  формы предприятий: товарищества, общества, кооперативы, унитарные предприятия  и т.д.

Интересы достижения эффективности  общественного производства, рациональное использование ресурсов вызывают необходимость формирования единого для всех уровней управления экономикой механизма управления.

Хозяйственное право выступает  в качестве составной части этого  механизма, ибо не само право, а способы  воздействия с помощью права  обеспечивают эффективное управление. В соответствии с этим возникают хозяйственные правоотношения между предприятиями и органами управления, осуществляющими государственное регулирование экономики в интересах общества.

Эти правоотношения распространяются на коммерческую и социальную сферы деятельности предприятия, не затрагивая непосредственно производственную и хозяйственную сторону их деятельности.

Предмет правового регулирования  хозяйственного права составляют хозяйственные  отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения - это самостоятельный вид общественных отношений, отношений между субъектами хозяйствования.

Под понятием хозяйственного права  следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также организационные отношения, складывающиеся в производственно-хозяйственной и связанной с нею предпринимательской деятельностью.

Принципы хозяйственного права - его  основополагающие начала - распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности.

К принципам хозяйственного права  относятся: принцип целенаправленности воздействия на достижения обоюдных интересов в результате хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования; принцип равноправия субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности; принцип экономической свободы; принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции; принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения, позволяющий направить деятельность различных социальных групп на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов; принцип законности.

Принципы хозяйственного права - это  логически взаимосвязанная, взаимообусловленная  общность, целью которой является достижение единого правового результата, решение поставленной задачи.

Предмет хозяйственного права имеет  ряд особенностей, которые необходимо учитывать при определении метода правового регулирования. К ним  относятся: широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования; самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента и т.д.; рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования; организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов; возможность создания субъектами хозяйствования собственных механизмов развития предприятия.

 

 

2 СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО  ПРАВА

 

Способность иметь гражданские  права и нести обязанности (гражданская  правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

Правоспособность гражданина возникает  в момент его рождения и прекращается его смертью.

Граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество  на праве собственности; наследовать  и завещать имущество; заниматься предпринимательской  и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права [16, с. 56].

Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим  именем, включающим фамилию, собственное имя и отчество (если таковое имеется), если иное не вытекает из законодательства.

В случаях и порядке, предусмотренных  законодательством, гражданин может  использовать псевдоним (вымышленное  имя).

Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законодательством. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене его имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния.

Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. Вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению в соответствии с законом.

При искажении либо использовании  имени гражданина способами или  в форме, затрагивающими его честь, достоинство или деловую репутацию, применяются правила, предусмотренные Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Местом жительства признается тот  населенный пункт, где гражданин  постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В случае, когда законодательством допускается эмансипация (статья 26 Гражданского кодекса) или вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме соответственно с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательством.

Никто не может быть ограничен в  правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом. Полный или  частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, соответственно применяются  правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований, изложенных в Гражданском кодексе, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является индивидуальным предпринимателем. К таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для предпринимательской деятельности. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов, связанные с  осуществлением им предпринимательской  деятельности, может быть признан  экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке. С момента вступления в силу решения суда утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Информация о работе Субъекты хозяйственного права