Требования к современным складам и их размещению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом, возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам.

Файлы: 1 файл

требование к современным складам.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 Современный крупный склад  — это сложное техническое  сооружение, которое состоит из  многочисленных взаимосвязанных  элементов, имеет определенную  структуру и выполняет ряд  функций по преобразованию материальных  потоков, а также накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом, возможное многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых на складах, относит склады к сложным системам. В то же время склад, сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии её оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает: снабжение запасами, контроль за поставками, разгрузку и приемку грузов, внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов, складирование и хранение грузов, комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку, транспортировку и экспедицию заказов, сбор и доставку порожних товароносителей, контроль за выполнением заказов, информационное обслуживание склада, обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг). Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами.

 

1. Основные функции складов

 

 Пepeмeщeниe мaтepиaльныx пoтoкoв в  лoгиcтичecкoй цeпи нeвoзмoжнo бeз  кoнцeнтpaции в oпpeдeлeнныx мecтax нeoбxoдимыx зaпacoв, для xpaнeния кoтopыx, пpeднaзнaчeны cooтвeтcтвyющиe cклaды.

 

 Склaды - этo здaния, coopyжeния и  paзнooбpaзныe ycтpoйcтвa, пpeднaзнaчeнныe для  пpиeмки, paзмeщeния и xpaнeния пocтyпившиx  нa ниx тoвapoв, пoдгoтoвки иx к  пoтpeблeнию и oтпycкy пoтpeбитeлю.

 

 Склaды мoжнo paздeлить нa двe ocнoвныe гpyппы: 

 

cклaды нa yчacткe движeния пpoдyкции  пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния  (cклaды гoтoвoй пpoдyкции пpeдпpиятий-изгoтoвитeлeй, cклaды cыpья и иcxoдныx мaтepиaлoв  пpeдпpиятий - пoтpeбитeлeй пpoдyкции пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния, и cклaды cфepы oбpaщeния пpoдyкции пpoизвoдcтвeннo-тexничecкoгo нaзнaчeния);

 

cклaды нa yчacткe движeния тoвapoв  нapoднoгo пoтpeблeния (cклaды пpeдпpиятий  oптoвoй тopгoвли тoвapaми нapoднoгo  пoтpeблeния, нaxoдящиecя в мecтax пpoизвoдcтвa этиx издeлий, и cклaды, нaxoдящиecя в мecтax иx пoтpeблeния).

 

 К ocнoвным фyнкциям cклaдa мoжнo oтнecти cлeдyющиe:

 

 пpeoбpaзoвaниe пpoизвoдcтвeннoгo accopтимeнтa в пoтpeбитeльcкий в cooтвeтcтвии co cпpocoм - coздaниe нeoбxoдимoгo accopтимeнтa для выпoлнeния зaкaзoв клиeнтoв;

 

cклaдиpoвaниe и xpaнeниe пoзвoляeт выpaвнивaть  вpeмeннyю paзницy мeждy выпycкoм пpoдyкции  и ee пoтpeблeниeм и дaeт вoзмoжнocть ocyщecтвлять нeпpepывнoe пpoизвoдcтвo и  cнaбжeниe нa бaзe coздaвaeмыx тoвapныx зaпacoв. Хpaнeниe тoвapoв в pacпpeдeлитeльнoй cиcтeмe нeoбxoдимo тaкжe и в cвязи c ceзoнным пoтpeблeниeм нeкoтopыx тoвapoв;

 

yнитизaция и тpaнcпopтиpoвкa гpyзoв.  Мнoгиe пoтpeбитeли зaкaзывaют co cклaдoв  пapтии "мeньшe, чeм вaгoн" или  "мeньшe, чeм тpeйлep", чтo знaчитeльнo yвeличивaeт издepжки, cвязaнныe c дocтaвкoй тaкиx гpyзoв. Для coкpaщeния тpaнcпopтныx pacxoдoв cклaд мoжeт ocyщecтвлять фyнкцию oбъeдинeния (yнитизaцию) нeбoльшиx пapтий гpyзoв для нecкoлькиx клиeнтoв, дo пoлнoй зaгpyзки тpaнcпopтнoгo cpeдcтвa;

 

 пpeдocтaвлeниe ycлyг. Очeвидным acпeктoм  этoй фyнкции являeтcя oкaзaниe клиeнтaм  paзличныx ycлyг, oбecпeчивaющиx фиpмe выcoкий  ypoвeнь oбcлyживaния пoтpeбитeлeй. Сpeди  ниx: пoдгoтoвкa тoвapoв для пpoдaжи (фacoвкa пpoдyкции, зaпoлнeниe кoнтeйнepoв, pacпaкoвкa и т.д.); пpoвepкa фyнкциoниpoвaния пpибopoв и oбopyдoвaния, мoнтaж; пpидaниe пpoдyкции тoвapнoгo видa, пpeдвapитeльнaя oбpaбoткa (нaпpимep, дpeвecины); тpaнcпopтнo-экcпeдициoнныe ycлyги и т.д.

 

1.1. Виды складских помещений

 

 Задача складского планирования — обеспечение хранения товаров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям. Все складское пространство состоит из двух частей: площадей, используемых и неиспользуемых для хранения. При планировании следует учитывать, что наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.

 

 Планировка  складских помещений должна отвечать  следующим требованиям:

 

 применение  наиболее рациональных способов  размещения и укладки товаров;

 

 исключение  отрицательного влияния одних товаров на другие при их хранении;

 

 возможность  применения подъемно-транспортного  оборудования.

 

 Рассмотрим  планировку общетоварного склада  как наиболее распространенного.

 

 Все  помещения на общетоварных складах  делятся на:

 

 помещения  основного производственного назначения, предназначенные для выполнения основных технологических операций (помещения для хранения товаров, их распаковки, упаковки, фасовки и комплектования, экспедиции по приему и отпуску товаров);

 

 вспомогательные  помещения, предназначенные для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов;

 

 подсобно-технические  помещения, предназначенные для  размещения инженерных устройств  и коммуникаций, а также хозяйственных  кладовых и ремонтных мастерских;

 

 административно-бытовые  помещения — помещения для размещения административного аппарата и бытового обслуживания работников складов.

 

 На планировку  и структуру помещений склада  существенным образом влияет  содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливаются состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их дислокация.

 

 Основной  принцип внутренней планировки  склада — обеспечение поточности  и непрерывности складского технологического  процесса.

 

2.Развитие  и размещение складов предприятия

 

 Склады рассматривают как  элементы материалопроподящих систем, и, в то же время, как самостоятельные  системы. Соответственно, выделяют  две группы задач;

 

 задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании  материалопроподящих систем;

 

 задачи по складам, как по самостоятельным системам.

 

 Функционирование логистических  систем — процесс многогранный, включающий в себя технико-технологические,  экономические, организационные,  информационные, финансовые и другие  аспекты. Процесс их проектирования, с точки зрения складской подсистемы, должен определять место складского звена в логистической цепи, а также формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы.

 

 Приведем пример рационализации  логистической системы посредством существенного изменения количества, функций и размещения ее складской подсистемы. Рассмотрим поставки напитков из ближнего зарубежья в Москву. Заводы, находящиеся в разных районах республики поставщика, доставляют дорогостоящие спиртные напитки в ящиках в непакетированном виде на железнодорожную станцию столицы республики автотранспортом. Промежуточное хранение товара до набора вагонной партии осуществляется в пристанционном пакгаузе. Затем происходит загрузка вагонов, прием товара проводниками, оформление таможенных документов, передача вагонов железной дороге. В дальнейшем вагоны направляются в Россию и поступают на один из таможенных терминалов Москвы. Здесь происходит выгрузка, таможенный досмотр и выдача товара собственнику, т.е. ручная погрузка товара б автомобили и доставка на склад собственника. Нерациональность описанной схемы транспортировки и хранения груза заключается в следующем:

 

 низкие возможности контроля  ассортиментного состава отгружаемой  из республики поставщика партии;

 

 отсутствие стандартной пакетированной  грузовой единицы; в результате, низкие возможности механизации  погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских  операций с грузом и, соответственно, высокая стоимость перевалочных  операций;

 

 сложность осуществления количественного и качественного контроля товара (обнаружение внутритарных недостач и приемка по качеству происходит только в Москве);

 

 Новая схема товародвижения  предусматривала создание в столице  республики поставщика накопительного  склада фирм, который, в соответствии с целями логистической системы, был наделен следующими основными функциями:

 

 осуществление приемки продукции  по количеству и качеству;

 

 управление ассортиментным  составом отгружаемых в Москву  партий;

 

 формирование пакетированных  грузовых единиц на стандартных поддонах;

 

 сосредоточение расходных материалов (бутылок, этикеток, пробок и 

 

 т. д.) и организация доставки  их обратными рейсами на заводы-поставщики.

 

 Изменение схемы товародвижения  обеспечило суммарный годовой  эффект в несколько сот тысяч долларов. Перечислим задачи, наиболее часто возникающие при проектировании логистических систем и непосредственно относящиеся к складам:

 

 сколько складов иметь в  логистической системе; 

 

 где разместить склады;

 

 иметь собственный склад,  или пользоваться наемным;

 

 какие функции возлагаются  на склад в проектируемой логистической  системе.

 

 Наряду с перечисленными  задачами, при организации складской  подсистемы выбирают рациональные  виды тары, погрузочного, разгрузочного,  транспортного и складского оборудования, согласовывают схемы механизации ПРТС1 работ по всему циклу движения грузов, а также решают ряд других задач.

3. Классификация складов

 

 Склады встречаются во всех  функциональных областях логистики:  снабженческой, производственной, распределительной. В большинстве случаев функциональные области логистики начинаются и заканчиваются складами. Склад одновременно является границей этих областей и соединительным элементом движения материальных потоков между звеньями логистической системы.

 

 Склады снабжения специализируются на хранении материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения) и снабжают, прежде всего, производственных потребителей.

 

 Склады входят в состав  организационной системы производства и предназначены для обеспечения производственного процесса. На этих складах хранятся, перерабатывают относительно постоянную номенклатуру грузов, поступающую со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиваться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации. Основным фактором, влияющим на уровень технической оснащенности склада, выступает характер производственного процесса.

 

 Склады распределения служат  для поддержания непрерывности  движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Их основное назначение: преобразовывать производственный ассортимент в торговый и бесперебойно обеспечивать различных потребителей, включая розничную сеть. Они могут принадлежать производителям и предприятиям торговли:

 

1) Склады готовой продукции  и распределительные склады производителей. В различных регионах продаж (центральные  и филиальные склады) занимаются  складированием тарных и штучных  грузов относительно однородной  продукции (в пределах ассортиментного перечня одного изготовителя) с быстрой оборачиваемостью; реализуют крупные партии. Это позволяет осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную переработку груза;

 

2) Склады оптовой торговли товарами  широкого потребления. В основном снабжают мелких потребителей и розничную сеть. Такие склады концентрируют запасы с широкой номенклатурой и неравномерной оборачиваемостью товаров (иногда сезонного спроса). Такой товар реализуется различными партиями (наличия от группы товаров). На таких складах целесообразно внедрять автоматизированную обработку грузов, здесь предпочтительнее высокомеханизированная и механизированная обработка (возможно, с ручной комплектацией заказа);

 

 

3) Склады розничной торговли  снабжают розничную торговую  сеть, объединенную со складом в единую организационно-хозяйственную единицу. Здесь хранится товар с большим ассортиментом партий, чтобы поддерживать в магазинах постоянно широкий ассортимент товара. Реализация со склада осуществляется мелкими партиями частыми поставками, к тому же такие склады, как правило, не бывают крупными. Поэтому на них рациональнее всего вводить механизированную обработку груза с ручной комплектацией заказа, поскольку практически всегда сначала происходит расформирование поступающей на склад грузовой единицы (поддон, контейнер).

 

 Можно выделить склады транспортных  и экспедиторских предприятий,  предназначенные для временного  складирования, связанного с экспедицией  материальных ценностей. Сюда  же относятся склады железнодорожных  станций, грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов, терминалы автотранспорта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транзитно – перевалочным. Срок хранения грузов сведен к минимуму, так как целью такого склада является эффективное и современное снабжение клиентов путем перевалки груза с одного вида транспорта(или транспортного средства) на другой. Грузы поступают и отправляются крупными партиями, при этом поступающая грузовая единица (пакет на стандартном поддоне или контейнер) на складе не расформировывается. На таких складах необходим высокий уровень механизации.

Информация о работе Требования к современным складам и их размещению