Виды договоров подряда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Работа преследует две цели: во-первых, рассмотреть общие положения о договоре подряда, во-вторых, изучить виды договоров подряда.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………. 3
1. Общая характеристика договоров подряда………………….... 6
1.1 Понятие договора подряда………………………………… 6
1.2 Стороны и элементы договоров подряда…………………. 9
1.3 Условия договоров…………………………………………. 13
1.4 Ответственность за нарушение договоров подряда……… 24
2. Виды договоров подряда……………………………………….. 28
2.1 Договор бытового подряда……………………………………. 28
2.2 Договор строительного подряда……………………………… 35
Заключение…………………………………………………………. 41
Библиографический список……………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Ponyatie_i_vidy_dogovorov_podryada.rtf

— 340.10 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Договор строительного подряда

 

Договоры строительного подряда заключаются на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий (в том числе жилых домов), сооружений или иных объектов, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Согласно ранее действовавшему законодательству возникающие при этом гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами подряда на капитальное строительство, которые занимали заметное место в системе хозяйственных договоров. Порядок заключения указанных договоров, права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение принятых обязательств детально регламентировались императивными нормами обширного законодательства о капитальном строительстве. При этом первостепенное внимание уделялось плановым предпосылкам данных договоров, с которыми они были неразрывно связаны и которые определяли их основное содержание.

Изменения, происшедшие в социально-экономическом строе страны, внесли существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся (реконструируемых) объектов и подрядчиками, выполняющими соответствующие работы. Объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных средств, особенно в сфер жилищного строительства, многократно сократились, а в некоторых регионах сошли практически на нет. Инвестиционные вложения области капитального строительства носят в основном негосударственный характер. Из-под опеки государства в результате приватизации вышло большинство предприятий строительной индустрии. Таким образом, уже к середине 90-х годов в рассматриваемой сфере явно преобладали частнособственнические отношения, которые потребовали адекватного правового регулирования. Указанная потребность была реализована в ходе очередной кодификации российского гражданского законодательства. С принятием части второй ГК в РФ создана, в сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства.

Основное ядро действующего законодательства о капитальном строительстве составляют правила, закрепленные главой 37 ПС Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере отныне действует подавляющее большинство общих норм о договорах подряда. В то же время многие правила, которые раньше применялись в основном лишь в области капитального строительства, например о системе генерального подряда, приобрели значение общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной гибели предмета подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду на капитальное строительство прежде решались по-разному, сейчас регулируются одинаково.

Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области капитального строительства регулируются нормами § 3 главы 37 ГК, специально рассчитанными на строительный подряд. Характеризуя правила, содержащиеся в данном параграфе, отметим два момента. Во-первых, с принятием части второй ГК гражданско-правовое регулирование отношений в такой важной отрасли хозяйственной деятельности, как капитальное строительство, впервые обеспечено на законодательном уровне. Хотя ГК 1964 г. и содержал специальную главу о подряде на капитальное строительство, ее нормы носили самый общий характер и не играли существенной роли на практике. Основным источником правового регулирования традиционно были Правила о Договорах подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на правительственном уровне. Действующий ГК существование подобного акта, равно как и принятие специального закона о строительном подряде, не предусматривает и исходит из того, что закрепленные им Правила являются достаточной правовой базой для регулирования отношений в рассматриваемой области.

Во-вторых, содержащиеся в ГК нормы о строительном подряде отражают лишь специфику данной разновидности договора подряда.

Те вопросы, которые решаются одинаково для любых договоров подрядного характера, в § 3 главы 37 ГК в основном не затрагиваются. Поэтому полное представление о том, как обеспечивается ГК правовое регулирование подрядных отношений в области капитального строительства, может сложиться только при одновременном учете как специальных правил о строительном подряде, так и общих положений о договорах подряда, которые закреплены § 1 главы 37 ГК.

Помимо ГК к источникам правового регулирования отношений в области капитального строительства относятся и другие законодательные акты РФ. Важнейшее место среди них занимают два закона - Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. и Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. Указанные акты регламентируют хотя и не совпадающие, но тесно связанные с подрядными отношения между субъектами инвестиционной деятельности, т. е. деятельности по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных фондов.

В Законах РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г. и «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. решаются вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением архитектурного и градостроительного надзора и т. д.

Положения названных, а также других законов развиты в подзаконных актах, утверждаемых Правительством РФ, Министерством строительства РФ (ныне - Госкомитет РФ по жилищной и строительной политике) и другими ведомствами. По сравнению с прошлым периодом число таких актов значительно сократилось. Следует также отметить, что среди ныне действующих подзаконных актов многие рассчитаны лишь на случаи, когда строительные работы ведутся за счет бюджетных средств. Наиболее важными из них являются: постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства»; постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220 «Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации»; постановление Министерства строительства РФ от 16 февраля 1995 г. № 18-18 «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы проектов строительства объектов с привлечением иностранного капитала в Российской Федерации»; Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное распоряжением Госкомимущества РФ и Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18-7 и др.

Наряду с подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне, в рассматриваемой области действует немало актов, принятых субъектами РФ. Так, в Санкт-Петербурге в развитие Положения о подрядных торгах в Российской Федерации распоряжением губернатора от 16 декабря 1996 г. № 551-р утверждено Положение о подрядных торгах в Санкт-Петербурге.

Завершая общую характеристику действующего законодательства о капитальном строительстве, следует отметить такую его особенность, как вхождение в него большого массива нормативно-технических норм, т. е. правил, регламентирующих технические процессы проектирования и ведения строительно-монтажных работ, содержащих требования к используемым в строительстве материалам, конструкциям и изделиям и т. п. Указанные правила содержатся в так называемых Строительных нормах и правилах (СНиПах), стандартах и технических условиях, различных инструкциях и положениях, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих правил данного вида были утверждены еще союзными ведомствами. Продолжается процесс их постепенного обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.

Специфика правового регулирования отношений в рассматриваемой области, нашедшая отражение в указанных выше актах, определяется основными особенностями капитального строительства как деятельности, направленной на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Работы, выполняемые на основании договоров строительного подряда, ведут к созданию или обновлению объектов недвижимости. Вполне естественно, что начало таких работ должно быть увязано с решением целого ряда вопросов, в частности выделением соответствующего земельного участка, утверждением проектно-сметной документации, получением согласовании органов, отвечающих за градостроительную политику, пожарную и экологическую безопасность и т. п.

Далее, договор строительного подряда рассчитан, как правило, на достаточно длительный период времени, в течение которого будут вестись строительные работы, а также осуществляться эксплуатация объекта в период гарантийного срока. За этот период может произойти существенное изменение цен на строительные работы и материалы, может возникнуть потребность внесения изменений в проектную документацию и т. д., что также учитывается законодательством.

Договор строительного подряда предполагает также более активное взаимодействие участвующих в нем сторон, в частности, совместное преодоление препятствий к надлежащему исполнению договора; широкое использование системы генерального подряда; соблюдение обязательных нормативов и правил, касающихся качества работ и их безопасности, и т. д.

В дальнейшем внимание будет сосредоточено лишь на особенностях правового регулирования отношений в сфере строительного подряда с учетом того, что специфика выполнения строительных работ для государственных нужд раскрыта в отдельном параграфе настоящей главы.

 

 

 

Заключение

договподряда

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно дать их исчерпывающий перечень. Гражданское право тем и отличается от других отраслей права, что располагает уникальным юридическим инструментом, выработанным веками. Основным инструментом этой отрасли является именно договор в отличие от ситуации, имевшейся в прежние годы, когда регламентация договоров по большей части осуществлялась подзаконными актами или даже ведомственными инструкциями, Гражданский кодекс РФ либо обеспечивает исчерпывающее регулирование рассмотренных мною договоров, либо содержит основные принципиальные положения, а в отношении деталей отсылает к федеральным законам или иным правовым актам.

Таким образом, обеспечивается стабильное правовое регулирование соответствующих правоотношений с учетом интересов всех участников имущественного оборота.

 Целью данной работы было рассмотреть общие положения о договоре подряда, и более подробно изучить виды договоров подряда, а именно, договор бытового и строительного подрядов.

Стороны в договоре подряда - заказчик и подрядчик. Заказчиком является сторона, которая поручает другой стороне выполнение определенной работы, а подрядчиком - сторона, которая обязуется выполнить работу. И заказчиком и подрядчиком Могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Выступая заказчиками по договору подряда, и граждане, и юридические лица, как правило, заказывают выполнение лишь таких работ, которые необходимы для удовлетворения их собственных запросов и потребностей. Однако сложившаяся хозяйственная практика показывает, что в ряде случаев выполнение функций заказчика довольно обременительно. Целесообразна поэтому деятельность так называема профессиональных заказчиков, которые по договору с гражданами организациями принимают на себя выполнение функций заказчика по возведению зданий, сооружений либо выполнению иных работ для третьих лиц.

Нарушение договора подряда, с учетом его взаимного характера, может произойти по вине, как заказчика, так и подрядчика. Невыполнение заказчиком возложенных на него по договору обязанностей влечет, как правило, лишь обязанность выплатить подрядчику вознаграждение в полном объеме. Нарушение договора подрядчиком может состоять либо в невыполнении порученной ему работы либо в ненадлежащем ее выполнении.

 

Библиографический список

 

  1. Баринов Н.А. Права граждан по договору бытового заказа и их защита. Саратов, 1973
  2. БНА. 1993. № 8. С. 33.
  3. БНА. 1995. № 8. с. 12.
  4. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры.- М., 2000.- 574
  5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договор подряда.- М., 2000.- 472
  6. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договор подряда.- М., 2000.- 472 
  7. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., 2000.-472
  8. Ведомости РФ. 1991. № 29. Ст. 1005.
  9. Ведомости РФ. 1991. № 29. Ст. 1008.
  10. Ведомости РФ. 1992. № 32. Ст. 1877.
  11. Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 58.
  12. Гражданское право: Учебник / Под ред. Суханова Е.А., М.: «БЕК», 2000.- 364
  13. Гражданское право: Учебник/ Под ред. Суханова Е.А., М.: «БЕК», 2000.- 364
  14. Дашков А.П., Брызгалин А.К. Договор подряда: от заключения до исполнения. М., 1999.- 458
  15. Дашков А.П., Брызгалин А.К. Договор подряда: от заключения до исполнения. М., 1999.- 458
  16. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.140; 1999. № 5. Ст.6287
  17. Кабалкин А.Ю. «Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания» М; 1980 г.
  18. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. проф. О.Н. Садиков.- М.: КОНТАКТ, ИНФРА- М, 1999
  19. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/ Отв. ред. проф. О.Н. Садиков.- М.: КОНТАКТ, ИНФРА- М,1999
  20. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. проф. О.Н. Садиков.- М.: КОНТАКТ, ИНФРА-М, 1999
  21. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй(постатейный) / Отв. ред. проф. О.Н. Садиков. - М.: КОНТАНТ, ИНФРА-М,1999
  22. Курс трудового права / Под ред. Пашкова А.С., Маврина С.П., Хохлова Е.Б. СПб., 1999. Т. 1. С. 107.
  23. Санкт-Петербургское эхо. 1997. № 1.
  24. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.
  25. Собрание актов РФ. 1993. № 26. Ст. 2427
  26. Собрание актов РФ. 1993. № 32. Ст. 3014.
  27. Собрание актов РФ. 1994. № 13. Ст. 996.
  28. Харисов Ф. Фарматов И. «Санкции в договоре строительного подряда» \\ «Хозяйство и право» № 7 1999 г.

Информация о работе Виды договоров подряда