Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:06, контрольная работа
Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.
Договор на комплексное природопользование.
Аренда в механизме природопользования.
Рынок экологических услуг.
Теоретический вопрос № 9. Договорная форма природопользования.
План
Под комплексным природопользование
Договорные обязательства
при оформлении комплексного природопользования обусловлены
тем, что практически всегда использование
одних природных ресурсов неизбежно затрагивает
интересы охраны и рационального использования
других ресурсов.
Например, лицензии на разработку недр
с целью добычи полезных ископаемых не
регулируют вопросов охраны земель, вод,
лесов. А эти вопросы должны быть затронуты
при развёртывании добычи полезных ископаемых,
иначе хозяйственная деятельность такого
рода неизбежно приведёт к разрушению
природной среды. Поэтому заключение и
исполнение договора по комплексному
природопользованию позволит устранить
этот пробел. Такому заключению должно
предшествовать решение всех вопросов,
связанных с пользованием конкретными
ресурсами и конечными последствиями
такой эксплуатации. И только завершающим
этапом может служить выдача лицензии.
На основе лицензии природопользователь ставит перед органами охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района, области, края, республики изучает все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.
Таким образом, лицензия и положительное заключение экологической экспертизы являются основными документами, которые требуются по Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18) для заключения договора о комплексном природопользовании. Заключение договора осуществляется исполнительной властью города, района, края, республики в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет полномочия собственника, либо владельца.
Договор возлагает на
природопользователя
Договор на комплексное природопользование является пока ещё новым видом договорных связей в области природопользования. К сожалению, ещё не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.
Наибольшее развитие
получает известный гражданскому праву
тип договора – аренда. Если в
земельных отношениях она впервые
появилась в сфере
Предметом арендных отношений в механизме природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. По договору на аренду природных ресурсов одна сторона – арендодателя – для целевого хозяйственного использования конкретно определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов.
Сторонами в договоре
аренды природных ресурсов выступают:
в качестве арендодателя – владелец либо
собственник природных ресурсов. Таковыми
в нашей стране могут быть Федерации, республики,
края, области, автономные образования,
города и районы (муниципальная собственность).
Арендатором в договоре аренды природных
ресурсов может быть любое правоспособное
физическое или юридическое лицо: государственные,
кооперативные, общественные предприятия,
организации, граждане, совместимые предприятия,
международные организации и объединения,
ассоциации, крестьянские и коллективные
хозяйства и так далее.
Так как договор аренды
природных ресурсов не ограничивается
исключительно хозяйственной
Содержанием арендных отношений
по договору об аренде природных ресурсов
являются права и обязанности
сторон (прежде всего арендатора) по
экономическому или экологическому использованию природных ресурсов.
Несмотря на многообразие природных ресурсов
как объектов договора и различия в целях
их использования, все права и обязанности
арендатора можно свести к следующему:
- Целевое использования ресурса;
- Рациональное использование ресурса;
- Выполнение обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пересечению его отношения и разрушения;
- Соблюдение экологических требований;
- Уважение прав и интересов соседних (смежных) природопользователей;
- Возмещение причинённых убытков;
- Своевременная плата за пользование ресурсом.
Следует отметить, что практика арендных
отношений в области
- Подача заявки заинтересованной организацией, гражданином с указанием цели аренды природных ресурсов;
- Изучение возможностей использования природных ресурсов для обозначенных целей (здесь не исключена и экологическая экспертиза);
- Изучение возможностей заявителя реализовать данную цель на условиях договора;
- Проведение конкурса или аукциона;
- Оформление заявки по результатам конкурса или аукциона и заключение договора.
В практике арендных отношений в области природопользования не сложились единые сроки заключения договора. Многое зависит от целей договора и свойств природного ресурса. Земельная аренда обычно имеет долгосрочный характер с переходом в собственность. Это связано с тем, что земля требует от её владельца капитальных затрат по сохранению и повышению плодородия почвы.
Лесная и водная аренды имеют меньшие сроки, на охотничьи угодья аренда заключается сроком от 2 до 5 лет.
При этом арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий (в частности, при нецелевом использовании ресурсов, невыполнении мероприятий по их охране и рациональному использованию, нарушении требований экологической защиты).
Наряду с объективными причинами
расторжения договора (изъятие природного
ресурса по постановления государственного
органа, в результате ликвидации юридического
лица, заключившего договор и др.) на практике
применяются и субъективные условия, так
как арендатор несёт имущественную ответственность
за невыполнение или ненадлежащее исполнение
условий договора. Могут быть и другие
основания. Например, в договоре аренды
охотничьих угодий на арендатора возлагается
обязанность возмещать вред хозяевам,
если таков был нанесён дикими животными
вследствие повышения их численности
над оптимальным уровнем популяции, бывшим
в период действия договора аренды. Однако
и здесь стороны по договору исходят из
принципа виновной ответственности за
вред (если превышение численности животных
произошло в период естественного циклического
подъёма численности животных). Вместе
с тем арендатор наделяется правом через
суд или арбитражный суд требовать возмещения
ущерба, причинённого природным ресурсам
со стороны других юридических лиц или
граждан. В частности, арендатор охотничьих
угодий вправе предъявлять в суде или
арбитражном суде иск о возмещении ущерба,
причинённого дикими животными в результате
или иного вредного воздействия.
К сожалению, в связи с тем, что практика
арендных отношений в области природопользования
только развивается, далеко не везде имеется
нормативно-правовая основа. Например,
в области животного мира, рекреации лесов
и вод действуют пока ведомственные методические
разработки. В суде же или арбитражном
суде для защиты интересов сторон по договору
могут быть использованы нормативные
документы, утверждённые на уровне Правительства
РФ. Только в этом случае типовые договоры
аренды могут служить правовым документом
в регулировании природоресурсных арендных
отношений.
Среди разнообразных потребностей в услугах существует
особый их вид - потребность в экологических
услугах. Такие услуги могут быть разного
ассортимента и качества, но на современном
этапе развития общества их появление
является одной из доминант устойчивого
развития.
В экономической литературе нет единства
относительно определения понятия «экологическая
услуга». Из имеющегося разнообразия наиболее
близким по смыслу, отражающим сущность
экологической услуги как услуги особого
вида, является, по мнению автора, следующее
определение: услуги экологического характера
- это мероприятия, осуществляемые различными
организациями (учреждениями) на коммерческой,
договорной или безвозмездной основе
по реализации природоохранной деятельности
для сторонних объектов.
Большинство авторов относят к экологическим услугам следующие виды услуг:
- экологическое страхование;
- экологический аудит;
- экологический менеджмент.
Дальнейшее развитие
экологических услуг связано
с появлением таких видов услуг,
как экологическая
Развитие указанных
услуг в настоящее время
Деление экологических услуг на добровольные и обязательные, то есть по характеру потребления, во многом связано с направлениями развития услуг в странах с рыночной экономикой. Так, предприятия не заинтересованы в природоохранной деятельности, которая оказывает понижающее воздействие на прибыль, отсюда направление развития экономики, определяемое как экологизация, входит в компетенцию органов государственной власти, что и предполагает обязательность осуществления экологической экспертизы, экологической сертификации и так далее. С другой стороны, предприятия для удержания достигнутых позиций на рынке, особенно экологически опасные, но конкурентоспособные производства (прежде всего, химические производства), заключают договоры на проведение экологического аудита, участвуют в системе экологического страхования, то есть. потребляют указанные экологические услуги добровольно.
Выделение такого классификационного
признака, как отношение к деятельности
предприятия позволяет
Услуги можно также
разделить с точки зрения социальной
значимости и гарантированности
государством. На этом основана концепция,
ставшая общепризнанной в развитых
странах - концепция права человека
на достойную жизнь, включающая различные
аспекты качества жизни. Исходя из этой концепции, можно
выделить услуги, гарантированные государством,
т.е. составляющие не рыночный сектор,
и сектор рыночных услуг.
Экологические услуги также органично
вписываются в эту классификацию. Конституцией
РФ зафиксированы права личности на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного здоровью или имуществу
экологическим правонарушением (ст. 42
и др.). В то же время в мировой практике
отмечается тенденция формирования модели
конституционно-экологического государства,
т.е. требуется дополнить классические
его элементы (правовое, социальное, демократическое,
гарант безопасности) пятым элементом
- экологическим, что не обязательно должно
находить прямое выражение в тексте уже
написанной и действующей конституции,
но может быть результатом интерпретации
конституционных норм.
В соответствии со степенью
материализации услуги возможно выделение
экологических услуг
Экологические услуги выступают одним из приоритетных направлений развития экономики современного государства. Это связано с повышением требований к качеству окружающей среды в результате усилившегося техногенного воздействия человека на биосферу и проявляется в экологизации экономики, причем не только путем прямого вмешательства государства, но и путем организации рыночного сектора - рынка экологических услуг.
Таким образом, сущность экологических услуг как услуг вообще, проявляется в удовлетворении специфических потребностей и непосредственно связана с такими категориями, как общественное благо, ресурсы совместного применения.