Договорная форма природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

Договор возлагает на природопользователя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.

Содержание работы

Договор на комплексное природопользование.
Аренда в механизме природопользования.
Рынок экологических услуг.

Файлы: 1 файл

экол..doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Теоретический вопрос  №  9. Договорная форма природопользования.

 

План

  1. Договор на комплексное природопользование.
  2. Аренда в механизме природопользования.
  3. Рынок экологических услуг.

 

  1. Договор на комплексное природопользование.

Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учётом охраны окружающей среды и соблюдением требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Договорные обязательства  при оформлении комплексного природопользования обусловлены тем, что практически всегда использование одних природных ресурсов неизбежно затрагивает интересы охраны и рационального использования других ресурсов. 
Например, лицензии на разработку недр с целью добычи полезных ископаемых не регулируют вопросов охраны земель, вод, лесов. А эти вопросы должны быть затронуты при развёртывании добычи полезных ископаемых, иначе хозяйственная деятельность такого рода неизбежно приведёт к разрушению природной среды. Поэтому заключение и исполнение договора по комплексному природопользованию позволит устранить этот пробел. Такому заключению должно предшествовать решение всех вопросов, связанных с пользованием конкретными ресурсами и конечными последствиями такой эксплуатации. И только завершающим этапом может служить выдача лицензии.

На основе лицензии природопользователь  ставит перед органами охраны окружающей природной среды вопрос о заключении договора. Комитет по экологии города, района, области, края, республики изучает  все документы, характеризующие намерения природопользователя по эксплуатации природного ресурса, и назначает экологическую экспертизу.

Таким образом, лицензия и положительное заключение экологической  экспертизы являются основными документами, которые требуются по Закону РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 18) для заключения договора о комплексном природопользовании. Заключение договора осуществляется исполнительной властью города, района, края, республики в зависимости от того, кто владеет природными ресурсами. Орган исполнительной власти может распоряжаться только теми ресурсами, в отношении которых он выполняет полномочия собственника, либо владельца.

Договор возлагает на природопользователя обязанности  по рациональному использованию  природных ресурсов и соблюдению требований охраны окружающей среды, а также норм экологической безопасности. За невыполнение условий договора или нарушение их природопользователь несёт ответственность и обязан возместить причинённый вред.

Договор на комплексное  природопользование является пока ещё новым видом договорных связей в области природопользования. К сожалению, ещё не разработаны типовые формы договоров, не решены окончательно вопросы, касающиеся наличия связей с данным договором других договорных отношений по одному и тому же предмету.

 

  1. Аренда в механизме природопользования.

Наибольшее развитие получает известный гражданскому праву  тип договора – аренда. Если в  земельных отношениях она впервые  появилась в сфере природопользования и уступила место более эффективным  и привлекательным видам и формам землепользования (владение, собственность), то в других сферах природопользования аренда ещё с трудом пробивает себе дорогу.

Предметом арендных отношений  в механизме природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. По договору на аренду природных ресурсов одна сторона – арендодателя – для целевого хозяйственного использования конкретно определённые виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором плату и соблюдать правила рационального использования и охрану природных ресурсов.

Сторонами в договоре аренды природных ресурсов выступают: в качестве арендодателя – владелец либо собственник природных ресурсов. Таковыми в нашей стране могут быть Федерации, республики, края, области, автономные образования, города и районы (муниципальная собственность). 
Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо: государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации, граждане, совместимые предприятия, международные организации и объединения, ассоциации, крестьянские и коллективные хозяйства и так далее.

Так как договор аренды природных ресурсов не ограничивается исключительно хозяйственной эксплуатацией  ресурсов, то и договор может преследовать не только экономические, то и экологические, лечебно-оздоровительные, рекреационные  цели. Например, наряду с заключением договора на заготовку древесины не исключены и такие договорные отношения, как договор высшего учебного заведения об аренде участка природного комплекса с целью использования его для производственной практики студентов или договор аренды какого-либо участка территории для проведения научно-исследовательских работ.

Содержанием арендных отношений  по договору об аренде природных ресурсов являются права и обязанности  сторон (прежде всего арендатора) по экономическому или экологическому использованию природных ресурсов. 
Несмотря на многообразие природных ресурсов как объектов договора и различия в целях их использования, все права и обязанности арендатора можно свести к следующему:

- Целевое использования ресурса;

- Рациональное использование ресурса;

- Выполнение обусловленных договором мероприятий по охране и воспроизводству ресурса, пересечению его отношения и разрушения;

- Соблюдение экологических требований;

- Уважение прав и интересов соседних (смежных) природопользователей;

-   Возмещение причинённых убытков;

-   Своевременная плата за пользование ресурсом.

Следует отметить, что практика арендных отношений в области природопользования имеет тенденцию к единодушию участников сторон относительно порядка  заключения договора, который предусматривает обязательными следующие условия:

- Подача заявки заинтересованной организацией, гражданином с указанием цели аренды природных ресурсов;

- Изучение возможностей использования природных ресурсов для обозначенных целей (здесь не исключена и экологическая экспертиза);

- Изучение возможностей заявителя реализовать данную цель на условиях договора;

- Проведение конкурса или аукциона;

- Оформление заявки по результатам конкурса или аукциона и заключение договора.

В практике арендных отношений в области природопользования не сложились единые сроки заключения договора. Многое зависит от целей договора и свойств природного ресурса. Земельная аренда обычно имеет долгосрочный характер с переходом в собственность. Это связано с тем, что земля требует от её владельца капитальных затрат по сохранению и повышению плодородия почвы.

Лесная и водная аренды имеют  меньшие сроки, на охотничьи угодья аренда заключается сроком от 2 до 5 лет.

При этом арендодатель вправе досрочно расторгнуть договор аренды при невыполнении арендатором его условий (в частности, при нецелевом использовании ресурсов, невыполнении мероприятий по их охране и рациональному использованию, нарушении требований экологической защиты).

Наряду с объективными причинами  расторжения договора (изъятие природного ресурса по постановления государственного органа, в результате ликвидации юридического лица, заключившего договор и др.) на практике применяются и субъективные условия, так как арендатор несёт имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора. Могут быть и другие основания. Например, в договоре аренды охотничьих угодий на арендатора возлагается обязанность возмещать вред хозяевам, если таков был нанесён дикими животными вследствие повышения их численности над оптимальным уровнем популяции, бывшим в период действия договора аренды. Однако и здесь стороны по договору исходят из принципа виновной ответственности за вред (если превышение численности животных произошло в период естественного циклического подъёма численности животных). Вместе с тем арендатор наделяется правом через суд или арбитражный суд требовать возмещения ущерба, причинённого природным ресурсам со стороны других юридических лиц или граждан. В частности, арендатор охотничьих угодий вправе предъявлять в суде или арбитражном суде иск о возмещении ущерба, причинённого дикими животными в результате или иного вредного воздействия. 
К сожалению, в связи с тем, что практика арендных отношений в области природопользования только развивается, далеко не везде имеется нормативно-правовая основа. Например, в области животного мира, рекреации лесов и вод действуют пока ведомственные методические разработки. В суде же или арбитражном суде для защиты интересов сторон по договору могут быть использованы нормативные документы, утверждённые на уровне Правительства РФ. Только в этом случае типовые договоры аренды могут служить правовым документом в регулировании природоресурсных арендных отношений.

 

  1. Рынок экологических услуг.

Среди разнообразных потребностей в услугах существует особый их вид - потребность в экологических услугах. Такие услуги могут быть разного ассортимента и качества, но на современном этапе развития общества их появление является одной из доминант устойчивого развития.  
В экономической литературе нет единства относительно определения понятия «экологическая услуга». Из имеющегося разнообразия наиболее близким по смыслу, отражающим сущность экологической услуги как услуги особого вида, является, по мнению автора, следующее определение: услуги экологического характера - это мероприятия, осуществляемые различными организациями (учреждениями) на коммерческой, договорной или безвозмездной основе по реализации природоохранной деятельности для сторонних объектов.

Большинство авторов относят к экологическим услугам следующие виды услуг:

- экологическое страхование;

- экологический аудит;

- экологический менеджмент.

Дальнейшее развитие экологических услуг связано  с появлением таких видов услуг, как экологическая сертификация, экологическое лицензирование, экологический маркетинг, утилизация ТБО, экотуризм и другое.

Развитие указанных  услуг в настоящее время выступает  как одно из направлений развития экологии как составной части  экономики, способной приносить  прибыль и имеющей важное социальное значение. Появление и развитие экологических услуг как особого вида деятельности во многом объясняется потребностями отдельного человека и общества. Экологические услуги делятся по различным признакам.

Деление экологических  услуг на добровольные и обязательные, то есть по характеру потребления, во многом связано с направлениями развития услуг в странах с рыночной экономикой. Так, предприятия не заинтересованы в природоохранной деятельности, которая оказывает понижающее воздействие на прибыль, отсюда направление развития экономики, определяемое как экологизация, входит в компетенцию органов государственной власти, что и предполагает обязательность осуществления экологической экспертизы, экологической сертификации и так далее. С другой стороны, предприятия для удержания достигнутых позиций на рынке, особенно экологически опасные, но конкурентоспособные производства (прежде всего, химические производства), заключают договоры на проведение экологического аудита, участвуют в системе экологического страхования, то есть. потребляют указанные экологические услуги добровольно.

Выделение такого классификационного признака, как отношение к деятельности предприятия позволяет разделить  экологические услуги на внутренние, т.е. выполняемые непосредственно  службами предприятия, например, организация в качестве самостоятельного структурного подразделения отдела экологического менеджмента, и внешние, то есть функционирование специализированных фирм, оказывающих услуги по экологическому аудиту, менеджменту и другое.

Услуги можно также  разделить с точки зрения социальной значимости и гарантированности  государством. На этом основана концепция, ставшая общепризнанной в развитых странах - концепция права человека на достойную жизнь, включающая различные  аспекты качества жизни. Исходя из этой концепции, можно выделить услуги, гарантированные государством, т.е. составляющие не рыночный сектор, и сектор рыночных услуг.  
Экологические услуги также органично вписываются в эту классификацию. Конституцией РФ зафиксированы права личности на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 и др.). В то же время в мировой практике отмечается тенденция формирования модели конституционно-экологического государства, т.е. требуется дополнить классические его элементы (правовое, социальное, демократическое, гарант безопасности) пятым элементом - экологическим, что не обязательно должно находить прямое выражение в тексте уже написанной и действующей конституции, но может быть результатом интерпретации конституционных норм.

В соответствии со степенью материализации услуги возможно выделение  экологических услуг материального  характера, к которым относятся  услуги по утилизации ТБО, строительству очистных сооружений, разработке безотходных технологий, новой техники, учитывающей экологические параметры, и нематериального характера, таких, как экологическое образование, экологический менеджмент, аудит и так далее.

Экологические услуги выступают одним из приоритетных направлений развития экономики современного государства. Это связано с повышением требований к качеству окружающей среды в результате усилившегося техногенного воздействия человека на биосферу и проявляется в экологизации экономики, причем не только путем прямого вмешательства государства, но и путем организации рыночного сектора - рынка экологических услуг.

Таким образом, сущность экологических услуг как услуг  вообще, проявляется в удовлетворении специфических потребностей и непосредственно связана с такими категориями, как общественное благо, ресурсы совместного применения.

Информация о работе Договорная форма природопользования