Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 00:29, доклад

Описание работы

Сферой взаимодействия общества и природы является биосфера - целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств.
Окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая -- потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Эта форма может быть названа экономической формой взаимодействия. Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формы.

Файлы: 1 файл

ответы к экзамену по экологическому праву.doc

— 944.64 Кб (Скачать файл)

Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе.

Сферой взаимодействия общества и природы является биосфера - целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств.

Окружающая  природная  среда  образует  сложное понятие,  в  рамках  которого  исторически  получили  развитие   две   формы взаимодействия общества и природы. Первая -- потребление  природы  человеком, использование природы для  удовлетворения  человеком  своих  материальных  и  духовных потребностей. Эта форма может  быть  названа  экономической  формой взаимодействия.  Второй  формой  взаимодействия  стала   охрана   окружающей природной  среды  с  целью  сохранения   человека   как   биологического   и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма  получила название экологической формы.

 

Экологический кризис: понятие, причины возникновения, формы проявления и пути преодоления.

Экологический кризис - это критическое состояние окружающей среды,  
угрожающее здоровью человека и отражающее несоответствие развития  
производительных сил и производственных отношений.

Основные причины кризиса:

  • Абиотические: качество окружающей среды деградирует по сравнению с потребностями вида после изменения абиотических экологических факторов (увеличение температуры или уменьшение количества дождей).
  • Биотические: окружающая среда становится сложной для выживания вида из-за увеличенного давления со стороны хищников или из-за перенаселения.

Кризис может быть: глобальным;  локальным.

Бороться с глобальным экологическим кризисом гораздо труднее, чем с локальным. Решение этой проблемы можно достигнуть только минимизацией загрязнений, произведенных человечеством, до уровня, с которым экосистемы будут в состоянии справиться самостоятельно. В настоящее время глобальный экологический кризис включает четыре основных компонента: кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение планеты суперэкотоксикантами и так называемые озоновые дыры.

Можно назвать четыре основных типа причин загрязнения окружающей среды.

  1. Экономические. Высокая стоимость очистных сооружений.
  2. Научно-технические. В большинстве случаев наряду с целевым продуктом образуется гамма побочных, для полной утилизации которых требуются огромные капиталовложения.
  3. Низкий уровень знаний.
  4. Низкий уровень культуры и нравственности.

Можно выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экологического кризиса. В качестве первого направления выступает совершенствование технологии - технологическое направление. Сюда относится создание экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, внедрение безотходных и малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов. Второе направление - это развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды. Данное направление заключается, прежде всего, в материальном стимулировании субъектов хозяйственной деятельности в проведении мероприятий по охране окружающей среды путем введения налоговых и кредитных льгот за выпуск экологически чистой продукции и использование ресурсосберегающих технологий, внедрения системы платежей за выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую среду, других экономических мер.

Третьим направлением является развитие и совершенствование института юридической ответственности за экологические правонарушения - административно-правовое направление. Приостановление и прекращение деятельности хозяйствующих субъектов, нарушающих требования экологического законодательства, привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности физических и юридических лиц за нарушение законов и причинение вреда природной среде.

Четвертое направление - эколого-просветительское. Оно заключается в развитии и совершенствовании системы экологического образования и просвещения, в воспитании и перестройке потребительского отношения к природе, выработке эколого-правовой культуры у значительной массы населения.

Пятое направление - это совершенствование и развитие международно-правовых отношений в области охраны окружающей среды - международно-правовое направление.

 

История возникновения экологического права как самостоятельной отрасли права.

Толчком для развития экологического права как самостоятельной отрасли права послужило первоначально выделение земельного права как самостоятельной отрасли из системы гражданского права. По мере вовлечения в эксплуатацию других природных ресурсов из земельного права стали выделяться другие отрасли права - лесное, водное, горное. Появляется природоресурсовое право, цель которого состояла в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Нормы об охране природы можно анализировать по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному.

Для первого периода характерны фрагментарность правового регулирования, отождествление предмета охраны с объектом собственности, отсутствие специальных актов и управленческих структур, совмещение функций.

Советский период характеризуется изменением отношения законодателя к охране природы от природоресурсного к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве.

На этапе становления природоохранного законодательства были приняты республиканские законы об охране природы, обновлены крупные акты природоресурсного права, приняты законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании животного мира».

На завершающем этапе советского периода был принят ряд важнейших решений в сфере экологической государственной политики, сформированы современные подходы к экологическому праву и законодательству, осознана необходимость скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды.

19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» - комплексный акт прямого действия, устанавливал экологические требования к источникам вредного воздействия на окружающую среду, к охране жизни и здоровья людей от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Современный период развития российского экологического законодательства можно разделить на два этапа - до 1995 г. и с 1995 г. по настоящее время. Первый характеризуется стремлением законодателя обновить основные акты. Важнейшую роль сыграло принятие Конституции РФ 1993 г., предусмотревшей различные формы собственности на природные ресурсы, сформировавшей в ст. 42 три экологических права человека: на благоприятную окружающую среду, на доступ к экологической информации, на возмещение ущерба здоровью или имуществу от экологических правонарушения.

Второй этап характеризуется интенсивным развитием экологического законодательства. В 1995 г. были приняты федеральные законы о лечебных местностях и курортах, животном мире, континентальном шельфе, использовании атомной энергии, экологической экспертизе, регулировании генно-инженерной деятельности, а также Водный кодекс РФ; на различных стадиях разработки находились законы об отходах, о радиационной безопасности и многие другие.

 

Экологические правоотношения, их характеристика.

Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды. Это - правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита, ведения государственных кадастров природных ресурсов и комплексов, мониторинга. К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологически прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

Субъектами экологических правоотношений являются субъекты экологического права, обладающие экологической правоспособностью и дееспособностью.

Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера участия субъектов в экологических правоотношениях различна. Она определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Объектами экологических правоотношений являются объекты экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Выделяется две группы объектов. К первой группе относятся окружающая среда или природа, а также природные комплексы. Вторая группа - отдельные природные объекты и ресурсы.

Содержание экологических правоотношений определяется совокупностью субъективных экологических прав и юридических обязанностей. Субъективное экологическое право представляет собой предусмотренную юридической нормой меру возможного поведения участника правоотношения. Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Не исполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Экологические правоотношения возникают на основании юридических фактов. При этом в области экологии факты классифицируют на события и действия. Различают позитивные и негативные действия (поступки). Позитивное поведение человека как участника экологического правоотношения означает соблюдение требований экологических предписаний. Негативное экологическое правоотношение подразумевает причинение вреда природной среде и здоровью человека.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно можно подразделить на две группы. К первой группе относятся основания, которые происходят по воле природопользователя: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя. Вторую группу составляют основания, инициаторами которых являются государственные органы, уполномоченные на охрану окружающей природной среды.

 

 

 

Система экологического права.

Представляет собой совокупность логически взаимосвязанных с собой элементов, характеризующих внутреннюю структуру и содержание данной отрасли.

Общая часть - положения, обслуживающие институты особенной части. Отношения в целом по поводу пользования и охраны природы, компонентов. Особенная часть - институты, имеющие целевое назначение в силу специфики объекта (предмета использования или охраны).

Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:

1) общие положение экологического права (предмет, объект, принципы, источники)

2) право собственности на природные ресурсы (форма, вид права собственности, субъекты, объекты)

3) управление охраной окружающей природной среды природопользованием (система, вид органов, функции управления)

4) право граждан на здоровую, благоприятную окружающую среду

5) экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды

6) нормирование качества окружающей природной среды

7) правовые основы эколого-информационного обеспечения

8) право природопользования

9) юридическая ответственность за экологические правонарушения

Особенная часть включает:

  • Эколого-правовой режим природных объектов: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром
  • Эколого-правовая охрана отдельных компонентов природной среды: атмосферного воздуха, защита природных объектов, в том числе ООПТ
  • Эколого-правовой режим и охрана природно-антропогенных систем: эколого-правовой режим использования и охраны объектов с/х, эколого-правовой режим населенных пунктов, рекреационных и лечебно-оздоровительных зон; правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления и т.д.

Специальная часть экологического права включает в себя источники и принципы международно-правовой охраны окружающее среды, характеристику объектов международно-правовой охраны, систему международной организации в области охраны природы и международную ответственность за экологические правонарушения.

 

Общая характеристика источников экологического права.

Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

а) законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;

б) все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами.

По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. Специальные: ФЗ "Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, ФЗ "О животном мире".

Информация о работе Формы взаимодействия общества и природы и их развитие на современном этапе