Государственная политика в области охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:54, реферат

Описание работы

Конституция Российской Федерации предусматривает, что в России охраняется труд и здоровье людей (ст. 7), что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Однако условия и безопасность труда в организациях оставляют желать лучшего. Вопросы охраны труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний постоянно в центре внимания уполномоченных государственных инстанций.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennaya_politika_v_oblasti_okhrany_truda.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Государственная политика в области охраны труда 
Конституция Российской Федерации предусматривает, что в России охраняется труд и здоровье людей (ст. 7), что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Однако условия и безопасность труда в организациях оставляют желать лучшего. Вопросы охраны труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний постоянно в центре внимания уполномоченных государственных инстанций. 
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: 
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; 
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; 
- государственное управление охраной труда; 
- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; 
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; 
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;  
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; 
- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности; 
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; 
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; 
- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; 
- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; 
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; 
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; 
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно - бытовым помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей. 
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. 
Законодательные и иные нормативные акты по охране труда 
Общие вопросы по охране труда содержат Трудовой Кодекс РФ и Федеральный закон от 17 июня 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской федерации», который устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. 
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. 
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РФ. 
В свою очередь, органы государственной власти субъектов Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий (по сравнению с федеральным) уровень трудовых прав и гарантий работникам, приводящий к увеличению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Федерации. 
Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает установленный ими уровень трудовых прав и гарантий, применяется ТК РФ (иной федеральный закон). 
Правительство РФ постановлением от 23 мая 2000 г. "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" установило, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. 
До 2004 года эти акты разрабатывались, утверждались и вводились в действие соответствующими федеральными органами исполнительной власти (Госгортехнадзором России, Госстроем России, Минздравом России, Госстандартом России) по согласованию с Минтрудом России согласно "Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда", утвержденных Постановлением Минтруда от 17.12.2002 г. N 80. В настоящее время разработка, утверждение и введение в действие упомянутых документов осуществляют Ростехнадзором, Минздравсоцразвития России и Минпромэнерго России. 
Акты принимаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока. 
Межотраслевые правила по охране труда разрабатываются Минздравсоцразвития России; отраслевые правила - соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. 
Межотраслевые типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются Минздравсоцразвития России, отраслевые типовые инструкции по охране труда - соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России. 
Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда. 
В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда включают: 
1. Общие требования безопасности (условия допуска работников к самостоятельной работе по соответствующей профессии или к выполнению соответствующего вида работ - возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажа и т. п.; требования по выполнению режимов труда и отдыха; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности; порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента; порядок оказания первой (доврачебной) помощи; правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы); 
2. Требования безопасности перед началом работы; 
3. Требования безопасности во время работы; 
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях; 
5. Требования безопасности по окончании работы. 
Межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда должны содержать ссылки на нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то они обязательно должны быть указаны в инструкции. 
Государственное управление охраной труда 
В соответствии с Трудовым кодексом государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти. 
Федеральным органом исполнительной власти, который по поручению Правительства РФ ведает вопросами охраны труда и управляет охраной труда, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.  
Система управления охраной труда не замыкается только в рамках Министерства здравоохранения и социального развития РФ, подведомственных ему службах и агентствах. К ней имеют отношение целый ряд других министерств, служб, агентств, а также входящие в их структуру федеральные органы надзора (контроля). 
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. 
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности (наряду с вышеназванными органами) осуществляют специально уполномоченные органы - федеральные надзоры. 
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях возложен на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. 
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. 
Федеральная инспекция труда занимает особое положение в системе органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об охране труда, выполняя роль координатора надзорно-контрольных органов (государственных и общественных). 
Органы Инспекции выполняют следующие основные функции: 

  • осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охраной труда на соответствующей территории;
  • расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев;
  • рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об административных правонарушениях;
  • участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний в области соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда;
  • обобщают опыт применения законодательства РФ о труде и охране труда;
  • ведут прием населения, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда  и иные должностные лица Инспекции, которые наделены следующими полномочиями: 

  • проводить в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства РФ о труде и охране труда;
  • запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий;
  • предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РФ о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности;
  • привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о труде и охране труда;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
  • требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников;
  • запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя);
  • приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
  • отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
  • по результатам проверок передавать в правоохранительные органы материалы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по фактам нарушений законодательства РФ о труде и охране труда (см. раздел «Ответственность в области охраны труда»), а также предъявлять иски в суд.

Главный государственный  инспектор труда РФ и руководители государственных инспекций труда  наряду с правами, указанными выше, имеют право: 

  • приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
  • направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений.

В целях проверки выполнения организацией обязательных требований государственными инспекторами по труду проводятся плановые контрольные мероприятия. В отношении одной организации каждым органом государственного контроля (надзора) плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года. 
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность организации при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований. Внеплановые проверки проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях получения информации о нарушениях от граждан и других организаций. 
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах с соответствующими приложениями: обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы, связанные с результатами мероприятия по контролю, или их копии. 
Если предприятие не согласно с описанными в акте нарушениями, ему необходимо письменно зафиксировать разногласия с изложением всех положений акта проверки, с которыми оно не согласно, с обязательной аргументацией и со ссылками на нормативные акты. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в судебном порядке. 
Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением: 
- Конституции РФ и действующих законов всеми органами, организациями, гражданами и должностными лицами; 
- прав и свобод человека и гражданина. 
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. 
Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами условий труда субъектов РФ. Задачами являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. 
Работникам подразделений государственной экспертизы условий труда субъектов РФ предоставлены права: 
- посещать организации всех организационно-правовых форм. Допуск работников, выполняющих экспертную деятельность по условиям труда, в режимные организации должен осуществляться в установленном порядке; 
- запрашивать и получать от руководителей организации необходимую для выполнения своей деятельности документацию; 
- проводить государственную экспертизу условий труда и готовить заключения о соответствии условий труда нормативным требованиям охраны труда (при рассмотрении в суде вопроса о ликвидации организации или ее подразделения за нарушения требований охраны труда, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, по запросам органов государственного надзора и контроля и судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов); 
- предъявлять работодателям или их представителям обязательные предписания об устранении нарушений или о предоставлении компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда, не соответствующих действующим законодательным и иным нормативным правовым актам. 
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (Госсанэпидемнадзор) осуществляет проверки соблюдения организациями санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий.  
Периодичность проверок для разных предприятий и предпринимателей различна. Если объекты жилищно-коммунального хозяйства полностью отвечают санитарным правилам, безопасность которых для человека подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением со сроком действия три года, планово такие предприятия должны проверяться один раз в год. 
Предприятия, на которых в процессе гигиенической оценки выявлены устранимые нарушения санитарных правил, имеющие план санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, согласованный с центром Госсанэпиднадзора, и получившие санитарно-эпидемиологическое заключение со сроком действия один год, планово проверяются не чаще 2 раз в год. Предприятия, не отвечающие санитарным правилам, и получившие соответствующее санитарно - эпидемиологическое заключение, планово поверяются с частотой, определяемой центром Госсанэпиднадзора для конкретного предприятия. 
Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляют органы Государственного противопожарного надзора. Государственная противопожарная служба создана с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества от пожаров, организации и осуществления государственного пожарного надзора в РФ за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. 
Проверки, которые проводят уполномоченные представители этой службы, делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки подразделяются на детальные и контрольные. При проведении детальной плановой проверки в организациях полностью проверяется исполнение законодательства, нормативно-правовых актов и требований нормативных документов по пожарной безопасности. Для того, чтобы удостовериться в выполнении тех или иных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, предложенных к исполнению при детальной проверке, инспектор может провести контрольную проверку.  
Детальные проверки проводятся не реже одного раза в два года, а контрольные - не реже одного раза в год. Кроме того, инспектор вправе посетить предприятие в порядке внеплановой проверки. 

Общественный контроль за состоянием условий труда 
Профессиональные союзы занимают принципиальную позицию, осуществляя общественный контроль в сфере охраны труда, и руководствуются в своей деятельности положениями Конвенции Международной организации труда (МОТ) «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров», «О трехсторонних консультациях» и др. 
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. 
Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах соглашениях.  
В случае нарушения работодателем условий коллективного договора профсоюзы направляют им представления об устранении этих нарушений, которые должны быть рассмотрены в недельный срок. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. 
Отраслевые профсоюзы и территориальные профсоюзные объединения разрабатывают положения о технической инспекции труда профсоюзов. Техническая инспекция труда независима и самостоятельна в своих оценках состояния условий и охраны труда на производстве, экологической безопасности и руководствуется Законом о профсоюзах, законодательством об охране труда и окружающей среды, уставами профсоюзов.  
Осуществляет взаимодействие с профсоюзным и другим общественным активом, включает специалистов по охране труда, организации ученых, общественных уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и совместные комитеты (комиссии) по охране труда на предприятиях. Техническая инспекция труда действует в тесном контакте с органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда и окружающей среды, правоохранительными органами. 
В соответствии с Законом о профессиональный союзах технический (главный технический) инспектор труда имеет право предъявить требование о приостановке работ на производственном оборудовании, машинах, механизмах или на производственных участках, рабочих местах и т.д. В требовании он кратко излагает суть нарушений нормативных требований по охране труда и окружающей среды, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников, со ссылкой на статьи и пункты законодательных и других нормативных актов по охране труда и окружающей среды.


Информация о работе Государственная политика в области охраны труда