Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:23, реферат
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и отраслевые федеральные законы основаны на признании существования различных форм собственности на землю и иные природные ресурсы. Конституция РФ определяет, что природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности в зависимости от их предназначения (п. 2 ст. 9). В соответствии со ст. 8 Конституции РФ все формы собственности признаются и защищаются равным образом.
15. Государственная собственность на природные ресурсы.
Для современной
экономической системы
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и отраслевые федеральные законы основаны на признании существования различных форм собственности на землю и иные природные ресурсы. Конституция РФ определяет, что природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности в зависимости от их предназначения (п. 2 ст. 9). В соответствии со ст. 8 Конституции РФ все формы собственности признаются и защищаются равным образом.
Гражданский кодекс
РФ устанавливает, что государственной
собственностью в Российской Федерации
является имущество, принадлежащее
на праве собственности Российской
Федерации (федеральная собственность),
и имущество, принадлежащее на праве
собственности субъектам
Природные ресурсы
в отличие от иных объектов собственности
имеют достаточно специфические
свойства, что не могло не отразиться
на формировании права собственности
на них. Некоторые природные объекты
не имеют непосредственного
В ст. 129 ГК указано, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Это означает, что соответствующими законами в области природопользования те или иные виды природных ресурсов или их части могут быть выведены из гражданского оборота или ограничены в нем, введены ограничения в реализации этого права собственниками.
Государственная собственность на природные ресурсы в России всегда была определяющей. Государству принадлежала вся полнота и исключительность прав по владению, пользованию и распоряжению природными богатствами, которая определяла целевое и хозяйственное назначение объектов природы, устанавливала условия и порядок пользования ими, а также распределение и перераспределение природных объектов среди пользователей.
одный кодекс РФ, который вступает в действие с 1 января 2007 г., предусматривает, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 8). В собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами, могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Водный кодекс
РФ в прежней редакции устанавливал
в Российской Федерации государственную
собственность, а муниципальная
и частная собственность
Указанные объекты
могут отчуждаться в
Находящиеся в
государственной или
Можно сказать,
что в основном превалирует государственная
собственность на природные ресурсы.
Поэтому государство как
19.
Специальное
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром ( дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.
Право специального
природопользования - право пользования
природными ресурсами,
Субъектами права
специального природопользования являются
юридические лица и граждане-предприниматели.
Юридические лица при этом выступают
в двух качествах: как государственные
или муниципальные органы, наделенные
правомочием распоряжения природными
ресурсами, находящимися в государственной
и муниципальной собственности,
и как юридические лица, получившие
соответствующий природный
Субъекты права
специального природопользования - юридические
лица и граждане-предприниматели, получившие
соответствующий природный
В порядке специального природопользования природополь-зователю за плату передаются в пользование или аренду природные ресурсы на основе договора и разрешения ( лицензии) на пользование для осуществления хозяйственной деятельности.
Специальное пользование
землей, недрами, водами, лесами, животным
миром и атмосферой связано, как
правило, с удовлетворением
Специальное
природопользование
• комплексного природопользования,
• специального
пользования водами, недрами, объектами
животного мира, другими природными
ресурсами. Разновидностью
Обратим внимание
на некоторые характеристики
права специального при-
Право комплексного природопользования регулируется ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» и Временным положением о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование, утвержденным прика-зом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. Необходимость введения данного вида природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или мень-шей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Под ком-плексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъя-тие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим при-родным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.
Хотя в
земельном законодательстве
Специальное
водопользование представляет
Разновидностью
специального водопользования
Особой разновидностью
права специального
Право специального
природопользования возникает
14. Частная собственность на природные ресурсы.
Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Право граждан
и их объединений иметь землю
в частной собственности
Законодательство содержит и соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» он нашел вполне определенное решение. В статье 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Информация о работе Государственная собственность на природные ресурсы