Государственные кадастры природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

Государственные кадастры природных ресурсов (ГКПР) - совокупность (свод) сведений, экономических, экологических, организационных и технических показателей о составе и категориях пользователей, количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической оценке.
В соответствии со статьями 6, 69 Закона «Об охране окружающей среды» ГКПР ведутся на всех уровнях (федеральном, республиканском, краевом, областном), и их ведение возлагается на соответствующие государственные органы с целью организации учета качества и количественных характеристик природных ресурсов, а также их социально-экономической оценки.

Файлы: 1 файл

Государственные кадастры природных ресурсов.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Государственные кадастры природных  ресурсов (ГКПР) - совокупность (свод) сведений, экономических, экологических, организационных  и технических показателей о  составе и категориях пользователей, количественном и качественном состоянии  этих ресурсов, их экологической и экономической оценке.

 

В соответствии со статьями 6, 69 Закона «Об охране окружающей среды» ГКПР ведутся на всех уровнях (федеральном, республиканском, краевом, областном), и их ведение возлагается на соответствующие  государственные органы с целью организации учета качества и количественных характеристик природных ресурсов, а также их социально-экономической оценки.

 

Сведения для формирования и  ведения КПР предоставляются:

  по ресурсам недр,

  по поверхностным водным  ресурсам,

  по лесным ресурсам,

  по почвенным ресурсам,

  по водно-болотным угодьям  (в том числе международного  значения),

  по гидробиологическим ресурсам,

  по ресурсам промысловых  видов животных,

  по ресурсам используемых  видов дикорастущих растений, грибов,

  по редким и исчезающим видам биоты,

  по климатическим ресурсам,

  по интегральной оценке экологического  состояния территории,

  по особо охраняемым территориям, 

  по природным объектам рекреационного  и культурно исторического значения.

 

Государственный земельный кадастр (ГЗК) (статья 70  Земельного кодекса РФ от 25.10.01. №136 с изменениями на 31.12.05.) -  представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости,  местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки

 

Земельный кадастр формируется на базе много лет действующей и уточненной в последнее время системы государственного учета и социально-экономической оценки земель и должен обеспечивать необходимую преемственность и сохранность информации о количестве и качестве земель, а также их правовом положении.

 

Основные цели ведения кадастра - таксация и регистрация права  собственности. Выделяют два типа кадастров: фискальный (налоговый) и правовой. Правовой, или земельный, кадастр  содержит записи обо всех земельных  трансфертах (передачи имущественных прав) и иногда участки определяются при помощи парцеллярных карт, включенных в соответствующие акты.

 

Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при  их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий.

 

Введение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением  топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических и др. изысканий.

 

Государственный лесной кадастр (ГЛК). Статьей 68 Лесного кодекса РФ установлено, что «данные государственного лесного  кадастра используются при государственном  управлении лесным хозяйством, организации  его ведения, переводе лесных земель в нелесные и пользовании лесным фондом и (или) изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за его использование, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства».

 

ГЛК ведется  по всем лесам государственного лесного  фонда по единой системе на основе материалов лесоустройства, инвентаризации, аэротаксационных и других обследований лесов.

 

Сведения  об изменениях, произошедших в состоянии  лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства.

 

ГЛК входит в состав ЕГСЭМ через подсистему лесного мониторинга. Документация ГЛК ведется государственным  органом лесного фонда РФ на основе данных, представляемых подведомственными ему органами, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся леса, государственными органами лесного хозяйства республик, краев, областей и подведомственными им лесохозяйственными предприятиями.

 

Состав  документации ГЛК устанавливается  дифференцированно по уровням управления лесным хозяйством. В организациях, на которые возложено ведение  лесного хозяйства, в состав документации ГЛК входят:

таксационные  описания, составленные при лесоустройстве, а по лесам, где оно не проведено, - при инвентаризации, аэротаксационных и других обследованиях лесов;

лесокадастровая книга лесов;

документация  единовременных периодических государственных  учетов лесов, находящихся в ведении  организации.

 

Определено, что сведения о площадях земель в  лесокадастровых книгах должны соответствовать  данным земельнокадастровых книг.

 

Государственный водный кадастр (ГВК) - свод данных о  водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о  водопользователях» (ст. 79 Водного кодекса РФ).

 

Водный кадастр, так же как и  земельный, формируется на базе много  лет действующей системы государственного учета поверхностных и подземных вод, предусматривающего определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

 

Данные ГВК являются основой  для принятия решений при  управлении в области использования и охраны водных объектов. Ведение ГВК осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водам).

 

В частности, водные ресурсы оцениваются  по следующим показателям: ресурсы  речного стока - общие и местные, годовые объемы среднемноголетние, обеспеченностью 75, 90 и 95%; подземные воды - эксплуатационные прогнозные ресурсы и разведанные запасы. В оценку ресурсов подземных вод дополнительно целесообразно включать высокоминерализованные солоноватые (310 г/л) и соленые (1035 г/л) подземные воды как резерв водообеспечения населения и народного хозяйства, которые могут быть использованы после их искусственного опреснения.

 

Помимо оценки абсолютных показателей (объемов, расходов) естественных водных ресурсов, важное значение имеет относительная характеристика территориальной обеспеченности водными ресурсами, учитывающая степень и эффективность хозяйственного использования последних, а также качество вод и их роль в системе природных комплексов.

 

Учет влияния антропогенных факторов формирования поверхностного стока, под воздействием которых в последние годы наблюдается систематическое снижение речного стока, осуществляется в процессе определения среднемноголетних характеристик речного стока при ведении ГВК. Основными факторами хозяйственной деятельности, оказывающими влияние на речной сток, являются: земледелие, животноводство и промышленное производство.

 

Государственный кадастр месторождений  и проявлений полезных ископаемых.

 

Он ведется в целях обеспечения  разработки федеральных и территориальных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и рационального размещения предприятий по добыче.

 

Он включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и сопутствующих полезных компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и др. условия разработки месторождений, а также сведения по геолого-экономической оценке месторождений и проявлений полезных ископаемых. Данные кадастра служат основой для планирования геологоразведочных работ, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и решения иных задач экономики страны.

 

Каждый  отдельный кадастр природного ресурса  должен быть составлен как часть всей системы природных кадастров. Только тогда достигается их полная взаимосвязь, и решаются многие вопросы информационного обеспечения управления природными ресурсами. Однако в настоящее время как таковой системы кадастров природных ресурсов не существует. Если говорится о ней, то, как о простой сумме отдельных кадастров, структурно и функционально не связанных между собой.

 

 

 

Вместе  с тем система кадастров природных  ресурсов - качественно новая ступень  обобщения и регистрации данных о природных ресурсах. Базируясь на принципах системного подхода, кадастровая информация должна предусматривать комплексное и рациональное использование природных ресурсов; согласование общих и отраслевых задач на разных уровнях управления; согласование критериев и показателей учета природных ресурсов, их качественной характеристики и экономической оценки и др. Отсюда одно из главных требований к системе данных о природных ресурсах - необходимость сопоставимости их характеристик с точки зрения поставленных целей. Соответствие характеристик природных ресурсов поставленным задачам обеспечивается их классификацией, которая лежит в основе учета природных ресурсов.

 

Существенным  моментом является сопоставимость и  сводимость кадастровых сведений. Так  как управление природопользованием осуществляется по административно-территориальным единицам и оно не всегда совпадает с природными рубежами, то содержание кадастра должно отвечать в первую очередь задачам практики, то есть сложившейся системе управления. Вся кадастровая информация должна быть привязана к административно-территориальному делению. Получение, обработка и анализ данных, включаемых в кадастр, обусловливают необходимость широкого применения ЭВМ, которое предъявляет определенные требования к формам и содержанию кадастровой информации.

 

Главное назначение системы кадастров природных  ресурсов - производственное, направленное на обеспечение создания необходимых  материальных ценностей. Очень важно  также и природоохранное и  природопользовательское назначение кадастров природных ресурсов. Если не считать некоторых специальных природоохранных видов возможных кадастров, то природоохранные и природопользовательские задачи в их общей системе должны рассматриваться как производные, связанные с проблемами нарушений природной среды, обеспечения необходимого экологического равновесия в природе, осуществления безопасности здоровья человека.


Информация о работе Государственные кадастры природных ресурсов