Государственный экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:23, дипломная работа

Описание работы

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА. 7
1.1. Правовая охрана природы и ее составных
Компонентов 8
1.2. Экологические системы, подлежащие правовой
охране. 10
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. 17
2.1. Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения 18
2.2. Основания юридической ответственности за экологические правонарушения 21
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОСТУПКИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ. 25
3.1 Ответственность за экологические проступки 25
3.1.1 Дисциплинарная ответственность 25
3.1.2. Материальная ответственность 27
3.1.3.Административная ответственность 31
3.1.4. Специальная ответственность 34
3.1.5. Гражданско-правовая ответсвенность 37
3.2 Отвественность за экологические преступления 38
ГЛАВА 4. МЕСТО И РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ. 46
4.1. Природоохранная деятельность органов внутренних дел. 47
4.2. Природоохранная деятельность прокуратуры. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЯ 56

Файлы: 1 файл

Diplom1.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

ГУООП в рассматриваемой деятельности тесно взаимодействует с Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Главным управлением по борьбе с экологической преступностью (ГУБЭП), Главным следственным управлением и другими службами органов внутренних дел. Оно организует деловую связь с Роскомрыболовства, Федеральной службой лесного хозяйства и другими органами государственного управления, осуществляющими надведомственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и, в первую очередь, с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

В соответствии с приказом МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России" в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организованного контроля и координации природоохранной деятельности в регионах.

Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими

природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

Важным направлением деятельности органов внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению.

 

4.2. Природоохранная деятельность прокуратуры.

 

Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.

Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.

Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. (в дальнейшем — Закон о прокуратуре РФ). В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды ".

В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

Спектр допускаемых экологических правонарушений весьма широк: здесь и размещение экологически опасных объектов без заключения экологической экспертизы, незаконное разрешение строительства в водоохранных зонах, изъятия земель особо охраняемых территорий и лесов первой группы, присвоение функций и компетенции федеральных органов и многое другое.

В связи с этим первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог проделанной работе я хочу сказать, что выделение экологических правонарушений в отдельную главу Уголовного Кодекса безусловно следует считать важным шагом по совершенствованию правовой охраны природы и повышению ответственности за вред, причиняемый природной среде.

В этом свете просто необходимым действием государства становится разработка новой экологической концепции. До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо  государственная политика в области экологии. Такое положение вещей становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда экологические и экономические интересы вступают в особо острые противоречия.

Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды.

Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

Можно выделить несколько основных положений механизма реализации экологической концепции России:

1. Постоянное и неуклонное увеличение доли средств государственного бюджета, направляемых на охрану окружающей среды и природных ресурсов, что способствует повышению уровня устойчивости экосистем природных зон России и обеспечивает людям, социальным группам и обществу в целом право на проживание в чистой природной среде.

2.     Поэтапное формирование экологического механизма защиты окружающей среды и природных ресурсов, обеспечивающего устойчивое их воспроизводство.

3.     Поэтапное формирование нормативно-правового механизма, соотносящего развитие всех сфер общественного производства, его отраслей, отдельных предприятий и всех членов общества с реальным состоянием природных ресурсов и условиями окружающей среды.

4.     Решение вопросов рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на основе широкой информированности населения о состоянии природы, экономики, здравоохранения при организующей деятельности всех органов государственной власти и общественных организаций.

Сегодня мы наблюдаем хищнеческое отношение к природе. Одни пользуются плодами природы варварским образом потому, что борются за свое выживание, другие почувствовали вкус и запах сверх прибыли и не останавливаются ни перед чем. Вот почему я думаю, что нам необходимо переосмыслить природоохранительное законодательство и сделать так, чтобы законодательство в области окружающей природной среды реально работало и оказывало реальное воздействие на сохранение и развитие природы, и чтобы правила поведения физических и юридических лиц содействовали такому развитию. Это главная проблема.

  В настоящее время действующее природоохранительное законодательство не очень совершенно. Что касается самого Закона “Об охране окружающей природной Среды”, то в концептуальном отношении он довольно неплохой. И в этом смысле основные положения Закона должны бытьсохранены. Другое дело, что оно не доработано с точки зрения механизмов реализации правовых норм. В нем есть какие-то постулаты, а как их осуществить - неизвестно, механизмы отсутствуют. Закон не содержит ответа на многие, практически значимые вопросы. Списание со счетов в бесспорном порядке по требованию соответствующих органов,обращение взыскания на имущество должника,введение каких-либо санкций за неуплату не предусмотрено. То же самое по штрафам. Установлен порядок применения штрафов, а как, каким образом производить взыскание штрафов(в бесспорном или судебном), Закон не определяет. Все это создает трудности в работе общих и Арбитражных судов, природоохранных органов, порождает неэффективность принимаемых мер в области охраны окружающей Среды.

Все это может быть реализованно через сужение круга норм путем декриминализации ряда малозначительных экологических преступлений, граничащих по степени опасности с административными проступками, а также изменение в санкциях статей соотношения лишения свободы и других мер наказания, расширения числа альтернативных санкций, установления новых видов наказаний.

Одновременно следует усилить меры наказания в отношении лиц, совершивших экологические правонарушения, неоднократно судимых за них, организаторов и активных участников групповой преступности.

Вот так выглядит комплекс мер, которые следует предпринять государству в наведении порядка в области экологического контроля. Естественно, эти меры должны носить всеохватывающий экологический, организационно-правовой и профилактический характер, Однако при неприменном условии- ужесточении контроля, ответственности, централизации властных полномочий в сфере экологии.


БИБЛИОГРАФИЯ 

1.Законодательство и иные нормативные акты

 

1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 .12.93г.   

1.2.Конституция Республики Татарстан. 1993 год

1.3.Уголовный кодекс РФ от 24.05.96 г. с изменениями от 25.06.98 г.// Российская газета 

№ 120 от 27.06. 98 г.

1.4. Уголовный кодекс РСФСР. 1960 год

1.5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.1960 года

1.6. Гражданский кодекс РФ от 22.12.95 года. Часть вторая

1.7. Кодекс законов о труде РСФСР от 02.12.1971 года

1.8. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.06.98 г.// Российская газета №121 от 30.06.98 года

1.9. Водный кодекс РФ от 28.10.95 г.// Собрание законодательства РФ.1995.№47.Ст.4471

1.10. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.91 г. с изменениями от 24.12.93 г.// Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1991.№22.Ст.768

1.11. Лесной кодекс РФ от 29.01.97 г.// Собрание законодательства РФ.1997.№5.Ст.610

1.12. Закон РСФСР “ Об охране окружающей природной Среды” от 19.12.91 г.//Ведомо-

сти съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1992.№10.Ст.457

1.13. Закон РТ ” Об охране окружающей природной Среды в РТ” от 12.02.97 года

1.14. Закон РФ “ О животном мире “ от 24.04.95 г.// Собрание законодательстваРФ.1995. №17.Ст.1027

1.15. Закон РФ “ Об экологической экспертизе” от 23.11.95 г.// Собрание законодательства РФ.1995.№48.Ст.4556

1.16. Закон РФ “ Об особо охраняемых природных территориях” от 14.03.95 г.// Собрание законодательства РФ.1995.№12.Ст.1024

1.17.Закон РФ “ О природныхлечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” от 23.02.95 г.// Собрание законодательства РФ.1995.№9.Ст.713

1.18. Закон РСФСР “ О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения” от 19.04.95 г. с изменениями от 02.06.93 г. и 16.06 95 г.// Ведомости съезда народных депутатовРФ и Верховного Совета РФ.1991.№20.Ст.641

1.19. Постановление Правительства РФ от 28. 01. 93 г. ” Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, земле  пользователям и арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства”//СА РФ.1993.№6.Ст.483

1.20.Постановление Правительства РФ от 19.02.96 г. “ О Красной книге РФ”

1.21. Комментарий к Уголовному кодексу РФ.Особенная часть./ Под ред.Ю.И. Скуратова.-М.:ИНФРА.М.:НОРМА,1996.

 

2. Научная литература

 

2.1.   Боголюбов С.А. Экологическое право. - М.: Изд-во Норма - Инфра, 1998.

2.2.  Бринчук М.М. Экологическое право( право окружающей Среды). - М.: Юристь, 1998.

2.3. Дубовик О.Л. Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ. - М.: Изд-во “ Спарк”, 1998.

2.4. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. - М.: Наука, 1988.

2.5.Ерофеев Б.В. Советское экологическое право. Общая часть: Учеб.пособие/ М.: ВЮЗИ, 1988.

2.6. Ерофеев Б.В.  Экологическое право. - М.: Новый юрист, 1998.

2.7.Жевлаков Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей природной Среды. Учебное пособие/ - М.: ВЮЗИ, 1986.

2.8. Жевлаков Э.Н.  Уголовно-правовая охрана природной Среды в РФ: Учеб.пособ./ - М.: ВЮЗИ, 1987.

2.9.Жевлаков Э.Н.  Экологические преступления и экологическая преступность. - М.: Белые альвы,1996.

2.10.Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЗАО” Бизнес -школа. Интел-Синтез”, 1997.

2.11.Здравомыслов Б.В. Уголовное право. - Изд-во 2-е перераб. и доп. - М.: Юристь,1999.

2.12. Литовченко В.Н. К вопросу об уголовной ответственности за посягательство на природные богатства. Актуальные проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. - М.: ВЮЗИ, 1988.

2.13. Литовченко В.Н.  Человек. Природа. Закон.- Саранск: Мордов.кн. изд-во1982.

2.14. Мальцев В. Понятие хищения. Российская юстиция. 1995.№4.

2.15.Охрана окружающей  природной Среды. Постатейный комментарий к Закону России. - М.: Республика, 1993.

2.16. Петров В.В.  Экологическое право.- М.: БЕК, 1996.

2.17.Повелицина П.Ф.  Уголовно-правовая охрана природы в СССР.- М.: Юрид.лит-ра,1981.

2.18.Павдодский Е.А.  Случай и непреодолимая сила в гражданском праве. М.: Правоведение,1978

Информация о работе Государственный экологический контроль